Дисциплинарная ответственность гражданских служащих

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Писаренко Е.С. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 17-19.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.С. Писаренко, студент

Кубанский государственный университет

( Россия , г . Краснодар )

Аннотация. В статье раскрывается значение положений Конституции РФ для суб ъ ектов трудовых отношений. В статье рассматриваются некоторые особенности пр а вового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации. Дается классификация мер дисциплинарной отве т ственности на основе действующего законодательства. Выявляются особенности и проблемные аспекты применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенств о вания законод а тельства, регулирующего институт дисциплинарной ответственности гражданских сл у жащих.

Ключевые слова: юридическая ответственность, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисц и плина.

Одним из основных правовых средств, обеспечивающим надлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, является дисциплинарная ответственность. Под дисциплинарной ответственностью понимается применение мер дисципл и нарного воздействия в порядке служебн о го подчинения за совершение дисципл и нарного проступка или за другие неправ о мерные действия, не преследуемые в уг о ловном порядке.

Для субъектов трудовых отношений г а рантией обеспечения прав, установленных статьями 2, 17, 18, 19, 37 и 55 Констит у ции Российской Федерации [1], является полнота закрепленных правил ответстве н ности. Конкретизация норм о дисципл и нарной ответс т венности позволяет четко определить для работодателя границы до з воленного, а для работника – необходим о го поведения.

Дисциплинарная ответственность игр а ет важную роль среди мер укрепления служебной дисциплины государственных гражданских служащих. Государственные гражданские служащие могут быть суб ъ ектами как общей, так и специальной ди с циплинарной ответственности. Общая дисциплинарная ответственность устано в лена статьей 192 Труд о вого кодекса РФ [2] и включает в себя следующие дисципл и нарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основ а ниям.

Статья 57 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федер а ции» [3] (далее – Закон о гражданской службе ) устанавливает специальную ди с циплинарную ответственность для гра ж данских служащих. Так, представитель нанимателя вправе применить к госуда р ственному гражданскому служащему сл е дующие дисциплинарные взыскания: з а мечание, выговор, предупреждение о н е полном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Полагаем, что такие дисциплинарные взыскания, как выговор, замечание и пр е дупреждение о неполном должностном соответствии практически не отличаются ни по характеру воздействия на гражда н ского служащего, ни по фактическим п о следствиям. Однако тогда для чего расш и ряется перечень дисциплинарных взыск а ний, установленный Трудовым кодексом РФ?

По нашему мнению, в данном случае необходимо учитывать характер воздейс т вия того или иного взыскания. Так, пред у преждение о неполном должностном соо т ветствии играет двойную роль. Во-первых, предупреждение о неполном должностном соответствии обладает воспитательным характером и направлено на исправление гражданским служ а щим своего поведения. Во-вторых, данное взыскание предупре ж дает гражданского сл у жащего о том, что в последующем к нему может быть прим е нено более строгое наказание.

Самой суровой мерой дисциплинарной ответственности является увольнение. Оно может применяться к государственному гражданскому служащему по основаниям, установленным в статье 37 Закона о гра ж данской службе.

В редакции Закона о гражданской службе от 07.05.2013 г. предусматривался еще один вид дисциплинарной ответс т венности: освобождение от замещаемой должности. Возникает вопрос: почему Ф е деральным законом № 116-ФЗ [4] из те к ста ст. 57 «Дисци п линарные взыскания» Закона о гражданской службе был искл ю чен такой вид дисциплинарного взыск а ния, как освобождение от замещаемой должности?

На наш взгляд, это связано с нескол ь кими причинами. Во-первых, как в Труд о вом кодексе РФ, так и в Законе о гражда н ской службе строго определены основ а ния, по кот о рым возможно применение такого дисциплинарного взыскания, как увольнение. Огран и чения же в отношении освобождения от занимаемой должности отсутствовали. Иначе говоря, представ и тель нанимателя мог освободить гражда н ского служащего от занимаемой должн о сти за любой дисциплинарный проступок, что фактически означало увольнение с г о сударственной гражданской службы.

Во-вторых, основным отличием осв о бождения от замещаемой должности от увольнения являлось лишь то, что гра ж данский служащий включался в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы. Однако в конкурсе на замещение вакантной должности гос у дарственной гражданской службы на ра в ных правах могли участвовать и гражда н ские служащие, освобожденные от зам е щаемой должности, и гражд а не, никогда не состоявшие на гражданской службе. Поэтому данное отличие не носило при н ципиального характера.

В-третьих, Федеральный закон №116-ФЗ содержит ряд изменений, которые к а саются вопросов формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации [4] . Ранее нельзя было однозначно сказать, на какую должность может претендовать гражда н ский служащий, включенный в кадровый резерв: должность того же или более ни з кого уровня. Формально отсутствовал к а кой-либо запрет на назначение освобо ж денного от должности служащего и на вышестоящую должность по итогам ко н курса. Однако, безусловно, это противор е чит самой сути дисциплинарной ответс т венности. Сегодня же гражданские сл у жащие не могут быть освобождены от з а нимаемой должности с одновременным включением в кадровый резерв для зам е щения на конкурсной основе иной дол ж ности.

Подводя итог, можно сказать, что сег о дня и нститут дисциплинарной ответстве н ности государственных служащих в своем развитии ушел недалеко от института ди с ципл и нарной ответственности в трудовых правоотношениях [5]. Однако не совсем верно применять к государственным сл у жащим нормы трудового законодательства о дисциплина р ной ответственности. Было бы правильнее создать отдельный дисци п линарный законод а тельный акт, который бы закреплял все нормы о дисциплина р ной ответственности гражданских служ а щих. Нормы же ТК РФ необходимо пр и менять к тем работникам госуда р ственных органов, которые не являются государс т венными гражданскими служащими.

Целесообразным в данном случае в и дится принятие федерального закона, включающего в себя все материальные и процессуальные аспекты этого правового института. В данном акте предлагается з а крепить: состав дисциплинарного пр о ступка, принципы дисциплинарной отве т ственности государственных служащих, расширенный список дисциплинарных взысканий с исчерпывающим списком о с нований применения данных вз ы сканий, понятие должностного регламента и ди с циплинарного производства, а также ст а ди й дисциплинарного производства. Та к же необходимо систематизировать треб о вания к поведению гражданского служ а щего.

Данный нормативный акт позволил бы повысить эффективность государственной гражданской службы, а также в целом бы положительно повлиял на действующее закон о дательство.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. №237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст. 3.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный з а кон от 27 и юля 2004 г. №79-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской слу ж бе Российской Федерации»: Федеральный закон от 07.06.2013 №116-ФЗ // Собрание закон о дательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2874.

5. Пресняков М.В., Чанов С.Е . Дисциплинарная ответственность гражданских служ а щих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциац ии / М.В. Пресняков, С.Е. Чанов // Трудов ое право. – М., 2009. – № 8. – C . 19.

CIVIL SERVANT’S DISCIPLINARY RESPONSOBILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

E.S. Pisarenko , student

Kuban state university

Abstract . The article open ups value of the provisions of the Russian Federation Const i tution for the subjects of labor relations. The article examines some features of legal regulation of civil servant’s legal responsibility in the Russian Federation . There is classification of disc i plinary action on the basis of existing legislation. Features and problematic aspects of the appl i cation of disciplinary responsibility to the state civil servants are revealed in this article. Co n cludes on the need to further improve the legislation governing the institution of disciplinary r e sponsibility of civil servants.

Читайте так же:  Возврат товара наличие чека

Keywords: legal responsibility, disciplinary responsibility, disciplinary offense, civil ser v ants, service discipline.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 5

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих. На основе анализа практики применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих выявляются проблемы, связанные с действующей системой дисциплинарных взысканий, и вносятся предложения о необходимости упорядочения и строгой регламентации дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих нормами закона.

Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, далее — Закон N 79-ФЗ), в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

При сравнении норм Закона N 79-ФЗ и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Характер дисциплинарных взысканий

Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А. А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [1]. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

Перечень дисциплинарных взысканий — исчерпывающий

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

Однако в практике российской государственной службы известны случаи применения в неявной форме таких видов дисциплинарных взысканий, которые нормативно не закреплены. Например, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за неисполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид». Очевидно, что подобная формулировка содержит негативную оценку деятельности государственных служащих и фактически констатирует их неудовлетворительную работу, поэтому вполне может расцениваться как дисциплинарное взыскание. Однако такой вид дисциплинарного взыскания в законодательстве отсутствует.

Освобождение от замещаемой должности

Закон N 79-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э. Г. Липатов и С. Е. Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка [2]. По всей видимости, здесь следует руководствоваться указанием ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, согласно которой при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Увольнение с гражданской службы

Особым дисциплинарным взысканием является увольнение с гражданской службы, которое в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности может применяться только в случаях, прямо установленных законом (ст. 37 Закона N 79-ФЗ):

— неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 37):

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 37).

В то же время в п. 7.4.5 Приказа Минрегиона России от 26.05.2006 N 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» указан такой вид взыскания, как увольнение с гражданской службы, при этом основания увольнения не установлены, что прямо противоречит п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в п. 27.5 Приказа Росавтодора от 15.05.2006 N 20 «Об утверждении Служебного распорядка Федерального дорожного агентства» (ред. от 17.07.2007). Полагаем, что в подобного рода случаях применение дисциплинарного взыскания без указания оснований увольнения следует признать не соответствующим федеральному законодательству.

Применение дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ). Вместе с тем необходимо учитывать, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, правонарушения (соответствующее действие или бездействие) продолжаются, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе к нему может быть применено увольнение. Такое разъяснение дал Пленум Верховного Суда РФ по поводу применения аналогичной нормы ст. 193 ТК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ред. от 28.09.2010).

Читайте так же:  Коллективный договор гуп дрсу

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Законе N 79-ФЗ. Он может, руководствуясь принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания. Несмотря на то что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 Закона N 79-ФЗ, привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России» [3, с. 23].

Проблема административного усмотрения

В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, что дисциплинарное взыскание «может быть применено». На усмотрение руководителя закон относит и решение вопроса — какую избрать меру ответственности из пяти, которые закреплены в ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение.

Согласимся с мнением В. М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна [4], в связи с чем полагаем, следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение. Во-первых, необходимо заменить формулировку Закона «может. » на «влечет», что уже возведет в принцип неотвратимость дисциплинарной ответственности, законодательно закрепив, что руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность, во-вторых, следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю. Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.) [3].

К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

. внести изменения в законодательство

В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести следующие дополнения и изменения:

1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».

2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».

3. Часть 2 ст. 57 изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, не возбуждающий дисциплинарное производство, несет за это дисциплинарную ответственность».

Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер. Поэтому, руководствуясь необходимостью учитывать принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности гражданских служащих, считаем необходимым законодательно закрепить положение о том, что за совершение государственным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении него дисциплинарное взыскание.

По общим правилам при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться степень тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение гражданского служащего (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). На наш взгляд, представляется целесообразным нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность гражданского служащего, и исчерпывающего перечня обстоятельств, ее отягчающих.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на причинителя вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т. п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, поскольку его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

Временное отстранение от замещаемой должности

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое согласно ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях. Представитель нанимателя использует ее, когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т. д.). Проведение служебной проверки и временное отстранение на этот период гражданского служащего от должности не влекут за собой правовых последствий, если будет установлена правомерность действий (бездействия) гражданского служащего.

Совершенствование дисциплинарной ответственности

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных гражданских служащих и влечет наступление для них неблагоприятных правовых последствий, поэтому оно нуждается в дальнейшем упорядочении и строгой регламентации нормами закона. К сожалению, идея подготовки и принятия Кодекса государственной службы Российской Федерации отодвинута на второй план, в связи с чем первоочередной задачей, на наш взгляд, является принятие Федерального закона «О дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации», а в перспективе — Дисциплинарного кодекса Российской Федерации, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарного принуждения, ответственности и производства.

1. Гришковец А. А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 12. С. 52.

2. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

3. Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 23.

4. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 166.

5. Старилов Ю. Н. К вопросу о публично-правовом характере института государственной службы // Правоведение. 1997. N 1. С. 16.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

В ст. 56 Закона «О государственной гражданской службе в РФ», сказано, что дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим при нарушении служебной дисциплины на гражданской службе. Это понятие аналогично понятиям «дисциплина» и «правила внутреннего распорядка» в трудовом праве.

В ст. 57 этого же Закона перечислены те дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к госслужащим. Это:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • увольнение.

За каждый дисциплинарный проступок к государственному служащему может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Уволить государственного служащего можно только по следующим основаниям:

  • неоднократное неисполнение своих служебных обязанностей без уважительных причин;
  • если государственный служащий явился на службу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо не явился на службу без уважительных причин или разглашает сведения, которые являются государственной тайной;
  • если он произвёл по месту службы хищение;
  • если он принял необоснованное решение, занимая при этом в гражданской службе должность, аналогичную руководителю в трудовом праве, или же неоднократно нарушал свои обязанности.

Порядок применения дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего аналогичен порядку применения в трудовом праве. В первую очередь, от служащего необходимо потребовать объяснения его поступка в письменном виде.
На каждый отдельный случай должен быть составлен соответствующий документ, в котором будет зафиксирован сам факт дисциплинарной провинности, а также будут стоять подписи непосредственного начальника провинившегося и еще 2-х лиц. После этого начнётся служебная проверка.

Только после проведения служебной проверки будет устанавливаться степень тяжести проступка, а также степень вины служащего и размер причинённого ущерба. На основании акта проверки будет приниматься решение о том, какая степень дисциплинарной ответственности гражданского служащего будет применяться к данному конкретному лицу.

Если гражданский служащий, в течение 1 года не получил нового взыскания, то он считается не имеющим взыскания. Однако представитель нанимателя имеет право снять со служащего взыскание досрочно по письменному заявлению последнего. Этот порядок аналогичен порядку применения и снятия взыскания по трудовому законодательству.

Читайте так же:  Договор подряда задание пример

Дисциплинарная ответственность госслужащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность государственного служащего

Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом государственного служащего является дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона № 79-ФЗ. В соответствии со ст. 57 за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарный проступок) на гражданского служащего могут налагаться представителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

  • – замечание;
  • – выговор;
  • – предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • – увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» – «г» п. 3, п. 5–6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на госу-

дарственной гражданской службе, то применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

В ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается, что нри проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • 2) вина государственного гражданского служащего;
  • 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо и косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • 2) обжаловать решения и действия (бездействие) государственных гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • 3) участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке;
  • 4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  • 1) факты и обстоятельства, установленные но результатам служебной проверки;
  • 2) предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий нс подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения одного года по инициативе представителя нанимателя, или по письменному заявлению гражданского служащего, или по ходатайству его непосредственного руководителя.

С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.