Федеральный закон об образовании ст15

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Права родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

9. Родители (законные представители) имеют право на:

9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

(Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3)

9.2. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 )

9.3. Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(Закон РФ «Об образовании, ст.16, п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.9 п.4).

9.4. Прием детей в соответствии с Уставом школы и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19 п.2)

9.5. Участие в управлении школой, в соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты).

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59)

9.6. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.7, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.7. Перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в школе при его положительной аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.3)

9.8. Обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией школы и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.9. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

(Конвенция о правах ребенка ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4)

9.10. Посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку (родители, проживающие отдельно от ребенка).

(Семейный кодекс РФ, ст. 66, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3)

9.11. Добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с материалами об их использовании.

(Закон РФ «Об образовании, ст.41, п.8)

9.12. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.13. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем).

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.14. Корректное высказывание обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в»)

9.15. Перевод ребенка в другой класс с согласия администрации (в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися).

(Конвенция о правах ребенка, ст.3)

9.16. Требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.38, п.1,2)

10.1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей.

(Семейный кодекс РФ, ст.64 п.1)

10.2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

(Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.3. Обеспечить детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.4. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.

(Конвенция о правах ребенка, ст.18, Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.5. Следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка, обеспечить его всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.6. Выполнять Устав школы и настоящие Правила.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.7. Посещать родительские собрания.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.8. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка.

10.9. Отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

10.10. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) возместить ущерб в полном объеме.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ ст 15 (ред. от 30.10.2018)

Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

1. Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее — реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

2. Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключаются из реестра в случаях:

1) отмены акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

2) вступления в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

3) истечения пяти лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

4) смерти лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

4. Включение в реестр сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключение из реестра сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещение реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Санитарно гигиенические требования к кабинету технологии девочки

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ со дня его официального опубликования до 1 января 2009 года установлен переходный период для введения и проведения единого государственного экзамена:

— в 2007 году — единый государственный экзамен проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена;

— в 2008 году — в порядке, установленном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

4.2. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее — участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.4. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

(п. 4.5 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

4.6. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 4.6 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

5.1. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Формирование, ведение указанных баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержащейся в них информации осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанных базах данных.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Федеральный закон об образовании ст15

Правовой EHS консалтинг

Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире

Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами .( продолжение)

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Приведем «злополучную» ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:

Извлечение из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности
1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Несмотря на то, что п. 3 вступил в силу 1 июля 2015 г., порядок профессиональной подготовки и требования к ее осуществлению до сих пор не утверждены. Более того, даже проекта соответствующего документа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/ нет.

В то же время в проекте поправок к проекту Федерального закона № 392898-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и иные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении 19 марта 2014 г., в ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ предлагается внести следующие изменения:

в названии статьи слова «профессиональной подготовке» заменить словами «профессиональному образованию»;

п. 1 изложить в новой редакции: «1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV классов опасности, обязаны получить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, подтвержденное удостоверениями и (или) дипломами на право работы с отходами I–IV классов опасности»;

дополнить п. 3: «3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляется в соответствии с законодательством об образовании».

Давайте сравним ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в действующей редакции со ст. 15 в редакции, которая предложена рассматриваемым законопроектом:

Ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ

(в действующей редакции)

Ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ

(в редакции, предложенной законопроектом)

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

Читайте так же:  Услуги отчетность электронно

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ планируется привести в соответствии с нормами действующего законодательства, в первую очередь Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Дело в том, что в данном нормативном правовом акте нет понятия «профессиональная подготовка», поэтому законопроектом предлагается заменить его на «профессиональное образование» и «профессиональное обучение».

В соответствии с пп. 12 и 13 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:
•профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
•профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Также в Федеральном законе № 273-ФЗ нет понятия «сертификат», а термин «свидетельство» используется в несколько ином контексте, в связи с чем в предлагаемой норме данные документы заменены дипломами и удостоверениями, что соответствует современному законодательству об образовании.

Кроме того, законопроектом предлагается заменить уже рассмотренное нами ранее положение об установлении федеральным органом исполнительной власти порядка профессиональной подготовки и требований к ее осуществлению: так, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование должны будут осуществляться в соответствии с законодательством об образовании. Таким образом, п. 3 в действующей редакции, скорее всего, будет «истреблен», так и не заработав на практике.

Что ж, оставим пока данную коллизию и рассмотрим ситуацию, сложившуюся в области профессиональной подготовки, как будто п. 3 вообще нет в ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ.

Кто должен пройти обучение?

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональную подготовку обязаны иметь лица, допущенные к обращению с отходами I–IV класса опасности. Если строго следовать этой норме, то обучение должны пройти все сотрудники предприятия (организации), т.к. любой сотрудник рано или поздно выбросит что-нибудь в урну, тем самым став образователем отхода, передавшим его на накопление. Чем не лицо, осуществляющее обращение с отходами? Но если в этом случае еще можно поспорить, сказав, что урна, в которую сотрудник бросил, например, салфетку, ему не принадлежит и, соответственно, он не занимается деятельностью по накоплению отходов, то как быть с уборщицей, которая выбрасывает мусор из урны в контейнер? Она занимается деятельностью по обращению с отходами?

Пространность формулировки рассматриваемой статьи используется чиновниками по своему усмотрению, причем в последние годы «чиновничье усмотрение» все чаще смещается в сторону «чиновничьего волюнтаризма». Если ранее достаточно было обучить одного ответственного за обращение с отходами, затем — несколько человек, то сейчас нужно чуть ли не поголовное обучение, причем встречается даже практика торга.

Например, такой информацией поделился участник семинара по обращению с отходами: надзорный орган соглашается на то, чтобы 40 сотрудников обучили на специальных курсах вне предприятия, а остальной штат (500 человек) — с помощью внутренних ресурсов предприятия и заполнением соответствующего журнала (с Ф.И.О. и подписями обученных).

Такая тенденция нашла отражение и в судебной практике, которая, к сожалению, с каждым годом вселяет все меньше оптимизма.

Общество обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами. В рамках рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов была проведена внеплановая выездная проверка Общества, в ходе которой Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста. Другие работники Общества, допущенные к деятельности по обращению с отходами (персонал на КПП, мастер по строительным работам, нормировщик), не имели профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.

Решением Центрального управления Ростехнадзора было отказано Обществу в предоставлении лицензии на основании ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение и постановление, поскольку они были приняты незаконно и необоснованно.

Согласно мнению федерального арбитражного суда, суды правильно установили, что Обществом были представлены свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с отходами I–IV классов опасности только на заместителя генерального директора и машиниста-бульдозериста; свидетельств на других сотрудников представлено не было. Кроме того, заявителем не были приведены доказательства того, что технология рекультивационных работ на участке производства работ исключает необходимость участия в работах с отходами I–IV классов опасности персонала на КПП, мастера по строительным работам, нормировщика.

Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 № КА-А40/7167-11 по делу № А40-131967/10-152-803).

Таким образом, по мнению суда, должны быть обучены даже те сотрудники, которые сидят на КПП. Или нужно доказать, что эти лица обращения с отходами не осуществляют. При этом бульдозерист, отходы закатывающий, и экскаваторщик, отходы грунтом засыпающий, с точки зрения надзорного органа и суда точно осуществляют деятельность по обращению с отходами. Транспортируют их, что ли?

К слову, в рассмотренном ранее законопроекте положение п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ о лицах, обязанных иметь профессиональную подготовку (согласно законопроекту — профессиональное образование), не изменилось: такое образование должны иметь все лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV классов опасности. То есть норма, создающая основные трудности, остается неизменной, что в совокупности приведет к росту издержек предпринимателя на обучение в сфере обращения с отходами. Пока закон не принят, имеет смысл предложить законодателю уточнить перечень лиц, «допущенных к обращению с отходами».

По какой программе нужно пройти обучение?

Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Согласно уже упомянутому ранее письму Ростехнадзора от 24.09.2009 № АФ-43/3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности»:

подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами»;

подготовка лиц, допущенных к деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности, не являющихся руководящими работниками и специалистами, осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (далее — Приказ № 868).

Отметим, что Приказ № 868, которым была утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (к слову, она рассчитана на 112 ч), силу не утратил, но особо и не приобретал (не был опубликован и не проходил регистрацию в Минюсте России).

В ходе плановой проверки Общества по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Управлением Росприроднадзора было установлено, что Общество допустило к обращению с отходами I–IV классов опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами. В связи с этим Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде 100 тыс. руб. штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности. Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований Общества было отказано. В кассационной жалобе Общество просило отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции.

По мнению федерального арбитражного суда, поскольку в материалы дела не были представлены доказательства того, что к работе с отходами I–IV классов опасности допущены лица, прошедшие обучение по Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами в объеме 112 ч, утвержденной Приказом № 868, согласованной с Минобрнауки России, вывод судов о наличии в действиях Общества состава правонарушения является правомерным.

Решение суда: решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2014 по делу № А01-1409/2013).

Справедливости ради отметим, что в рассматриваемом деле Общество вообще не предпринимало никаких попыток по обучению персонала. Кстати, мы не встретили ни одного судебного дела, в котором факт обучения не засчитали бы по причине того, что в результате обучения было получено удостоверение, а не сертификат, или продолжительность программы составила не 112 ч, или программа не соответствовала Приказу № 868.

Какой документ нужно получить по результатам обучения?

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности, должна быть подтверждена свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности. Однако в перечне документов об образовании (обучении), приведенном в ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ, сертификата нет — есть только свидетельство. Получается, что лучше всего проходить профессиональное обучение с получением свидетельства.

Читайте так же:  Оформить кредитную карту в череповце

В соответствии с ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Таким образом, любой организатор семинаров по обучению в области обращения с отходами может выдать вам и сертификат, и свидетельство, нарисовав их даже от руки (можно даже обойтись без печати). А вот подписать свидетельство (сертификат) должно лицо, которое вправе подписывать документы от имени организации (на основании устава), или лицо, его заменяющее (на основании доверенности или локального акта).

Напоследок отметим, что согласно Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062:

одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности (подп. «г» п. 3);

соискатель лицензии должен приложить к заявлению о получении лицензии в том числе копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности (подп. «г» п. 6);

грубым нарушением лицензионных требований является в том числе допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности (подп «а» п. 4).

Соответственно, перед подачей документов на получение лицензии следует изучить штатное расписание предприятия и «вычислить» сотрудников, в тексте трудовых договоров которых фигурирует слово «отход» или из текста трудовых договоров которых можно понять, что они осуществляют деятельность в области обращения с отходами, — копии документов об обучении данных лиц нужно будет приложить к заявлению о предоставлении лицензии. К моменту получения лицензии лица, которые по факту допущены к обращению с отходами (что можно установить в рамках проведения проверки на предмет соответствия лицензионным требованиям), также должны быть обучены, даже если с ними заключены гражданско-правовые договоры.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2015 .

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона