Как юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю защититься при проверке?

На сегодняшний день существует множество государственных органов и служб, имеющих полномочия в сфере контрольно-надзорной деятельности.

Осуществляя предпринимательскую деятельность важно знать компетенцию указанных органов, их полномочия, и порядок осуществления ими контроля и надзора. Даже базовые знания в этой области позволят Вам законно и обоснованно отстоять свою позицию, а в отдельных случаях, избежать проверки. Компания «ПРАВОЗАЩИТА-ПРОФ» рекомендует руководителям организаций и предприятий изучить основные положения закона в этой области правоотношений.

Базовым нормативным актом здесь является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти.

Первое на чем бы хотелось остановиться, это необходимость наличия в организации журнала учета проверок, форма которого утверждена указанным выше законом.

Какое преимущество дает наличие журнала учета проверок?

  1. Внесение записи проверяющими о проверке в данный журнал позволит в дальнейшем ссылаться на факт ее проведения;
  2. Возможность впоследствии избежать повторной проверки в течении 3 лет.

Кроме того, согласно положениям указанного закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке должны быть уведомлены об этом органом государственного или муниципального контроля в следующие сроки:

  • при проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона). Такое уведомление производится посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
  • при проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона). Уведомление о проведении проверки производится любым доступным способом (например, факсограммой). В случае, если проверка проводится по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 и ч. 17 ст. 10 Закона (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.), а также в случае обращения граждан с заявлением о нарушении прав потребителей, о проведении проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не уведомляются.

Каким образом вести себя если к Вам пришли проверяющие?

  1. Перед началом проведения проверки руководитель или представитель юридического лица или предприниматель имеют право потребовать у проверяющих предъявить служебные удостоверения (ч. 5 ст. 12 Закона).
  2. Кроме этого, руководитель или представитель юридического лица или предприниматель вправе получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона).
  3. Данную копию распоряжения (приказа) должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) проверяемой организации под роспись.
  4. В распоряжении (приказе) должны быть указаны следующие сведения: наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля; фамилия, должность лица и. должностных лиц, уполномоченных на проведении проверки; цели, зада предмет и основания проведения проверки; виды и объем мероприятий контролю; состав экспертов, привлекаемых к проверке, сроки проведение проверки, дата начала и окончания проверки.
  5. Следует иметь в виду, форма распоряжения или приказа о проведении проверки должна соответствовать типовой форме, разработанной и утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 24.05.2010 № 199.
  6. Также необходимо обратить внимание на основания проведения проверки. Проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая проверка

  • Если проверка плановая, она может быть проведена только истечении трех лет со дня государственной регистрации хозяйствующих субъектов, окончания проведения последней плановой проверки или начала осуществления индивидуальным предпринимателем и юридическим лиц предпринимательской деятельности.
  • При этом проверка должна быть включена в ежегодный план проведения плановых проверок соответствующий год, который размещается как на официальном сайте контролирующего органа, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 01 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
  • В случае нарушения указанных положений проверка может быть признана незаконной.

Внеплановая проверка

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда и причинения вреда жизни, здоровью граждан вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • поручения Президента Российской Федерации или Правитель Российской Федерации.

ВАЖНО ЗНАТЬ что руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) вправе потребовать ознакомиться с обращением гражданина, иным документом, послужившим основанием для проведения проверки.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Права руководителя организации при проведении проверки.

 

Какие права у юридического лица при внеплановой проверке?

  1. До начала проведения проверки, если проверка проводится внепланово, руководитель, иное уполномоченное лицо, вправе потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры.
  2. Руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующим в ее проведении, что предусмотрено ч. 3 ст. 14 Закона. Эти сведения предоставляются для подтверждения полномочий лиц, осуществляющих проверочные мероприятия. При необходимости можно связаться с органом или организацией, из которой прибыл проверяющий, и уточнить, работает ли он в указанной должности в этой организации.
  3. Пункт 1 ст. 21 Закона предоставляет право руководителю или предпринимателю, а также иному уполномоченному лицу присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по возникающим вопросам. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.
  4. При этом следует учитывать, что выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
  5. Руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) имеют право ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности. Проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона).
  6. Следует обратить внимание, что документы могут запрашиваться только в том случае, если до выездной проверки не была проведена документарная проверка. Факт передачи документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например, в виде акта приема- передачи или описи, в которой необходимо указать вид документа, его реквизиты, количество листов. Опись подписывается руководителем организации (уполномоченным представителем) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность.
  7. Проверяемое лицо вправе требовать от должностного лица, проводящего проверку, подпись на акте (описи) в подтверждение получения документов. Опись может составляться в двух экземплярах, из которых один остается у организации, а другой передается вместе с документами проверяющим лицам. Экземпляр организации следует хранить, поскольку это является доказательством надлежащего исполнения ею обязанности по предоставлению документов. При передаче документов проверяющему следует руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, предусмотренным ст. 88 Трудового Кодекса РФ. Так, в акте (описи) должно быть указано, что передаваемые данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, т.е. для мероприятий по контролю (надзору).

Плата за проведение проверки

Должностные лица, проводящие проверку, не вправе требовать оплату за проведение мероприятий по контролю.

Запрет на осуществление таких действий должностных лиц предусмотрен п. 8 ст. 3, п. 3 ст. 7 и п. 7 ст. 15 Закона.

Сроки проведения проверки

  1. При проведении проверки следует обратить внимание на сроки ее проведения. Так, срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать 20 рабочих дней.
  2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
  3. В исключительных случаях, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, в отношении микропредприятий не более чем на 15 часов.

Оформление результатов проверки

После проведения проверки руководитель организации или предприниматель имеют право на ознакомление с результатами проверки.

  1. Так, согласно ч. 1 ст. 16 Закона после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом, подтверждается, что работодатель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий. Типовая форма акта разработана и утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 24.05.2010 № 199.
  2. Если проверочные мероприятия предполагают проведение исследований (например, экспертиз), то акт проверки должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, после чего вручен руководителю организации, предпринимателю под роспись или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  3. После проведения проверки руководитель организации (иное уполномоченное лицо) или индивидуальный предприниматель вправе требовать от проверяющих сделать запись в журнале учета проверок, который юридические лица обязаны вести в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона. Обязанность должностных лиц об осуществлении записи в журнал учета проверок установлена п. 13 ст. 18 Закона.
  4. Если по окончании проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не согласны с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений), в соответствии с ч. 12 ст. 16 Закона они могут представить в письменной форме возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений, в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.
  5. Кроме этого, в случае, если руководитель организации (иное уполномоченное лицо) или индивидуальный предприниматель считают, что проверка проведена должностными лицами контролирующего органа с нарушениями закона, он вправе обратиться в прокуратуру с жалобой на действия контролирующих органов или в суд с соответствующим заявлением.

 

Недействительность результатов проверки

Согласно ст. 20 Закона результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям при организации и проведении проверки относится нарушение требований, в случаях:

  • отсутствия оснований проведения плановой проверки;
  • нарушения срока уведомления о проведении проверки;
  • отсутствия оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • не согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении, субъектов малого предпринимательства;
  • проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя орган государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требования документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышения установленных сроков проведения проверок;
  • непредставления акта проверки;
  • проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

 

Обжалование результатов проверки

Статьей 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

В частности, несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства с государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных установленном порядке граждан или организаций либо проведении планов проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок,

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа должностных лиц.

Кроме того, юридических лица, индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Из статьи 22 Закона следует что:

  1. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.
  2. При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

В случае, если Вы столкнулись с незаконными действиями должностных лиц контрольно-надзорных органов, компания «ПРАВОЗАЩИТА-ПРОФ» готова защитить Ваши права и законные интересы.

13_готовая

юридическая консультация, правозащита, юрист СПб, правозащита-проф, юридические услуги, правозащита, взыскание долгов, правозащита-проф, взыскание задолженности, правозащита, исковое заявление, правозащита, иск в суд, правозащита-проф, заявление в суд, правозащита-проф, юридическая помощь, правозащита-проф, юридическое обслуживание

Комментариев еще нет

Оставить комментарий

Ваш комментарий: