Общая характеристика пособия гражданам имеющим детей

Электронная библиотека

Пособия гражданам, имеющим детей, пре­дусмотрены федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и изданным в со­ответствии с ним положением о порядке на­значения и выплаты этих пособий, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями), и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации могут быть ус­тановлены дополнительные виды материаль­ной поддержки семей с детьми.

В соответствии с перечисленными нормативными правовыми ак­тами проживающим на территории России гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства назначаются следующие пособия (рисунок 5.3):

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) ежемесячное пособие на ребенка.

Получателями данных пособий выступают:

а) граждане Российской Федерации, проживающие на территории России;

б) граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и граж­данский персонал воинских формирований РФ, находящихся на террито­риях иностранных государств в случаях, предусмотренных международны­ми договорами РФ;

в) иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе бежен­цы, проживающие на территории России.

В то же время их получателями не могут быть:

1) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), де­ти которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), ли­шенные родительских прав;

3) граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за преде­лы РФ.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осу­ществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и бюд­жетов двух уровней – федерального и субъектов России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

ü первое правило касается сроков назначения пособий.

ü второе правило предусматривает обязанность получателей государ­ственных пособий своевременно извещать органы, назначающие по­собия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты;

ü третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживают­ся с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокры­тие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удер­жания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законода­тельством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Сум­мы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначивше­го государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключени­ем случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством;

ü четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффи­циенты к заработной плате, определяются с применением этих коэф­фициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Общая характеристика законодательства о социальной поддержке семей с детьми

Общая характеристика законодательства о социальной поддержке семей с детьми

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства, т.е. рождение детей имеет большое общественное значение и требует государственной поддержки. Для реализации указанного положения Конституции Российской Федерации государством разработан комплекс мер, направленных на поддержание беременных женщин, матерей и детей.

В целях обеспечения гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства на основании Конституции Российской Федерации федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены единая система государственных пособий гражданам (в том числе военнослужащим), имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, определены условия, размеры и порядок обеспечения указанными пособиями.

Так, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— ежемесячное пособие на ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Перечисленные пособия предоставляются:
а) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
б) гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. При этом, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе — при прочих равных условиях — получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания;
в) постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам (действие указанного положения не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 г.);
г) временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Действие Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется:
1) на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
2) на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;
3) на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие указанного Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в зависимости от вида пособия производится за счет либо средств ФСС России, либо средств федерального бюджета, либо средств бюджетов субъектов Российской Федерации, либо предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Перечисленные государственные пособия подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, необходимыми для получения пособий.
Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
В заявлении указываются:

— наименование организации, в которую подается заявление;
— фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);
— сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), — заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
— сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры) — указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
— сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры);
— вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;
— способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
— сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).

Читайте так же:  Лицензия для продажи пива купить

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.
В случае подачи лицом, имеющим право на получение пособия, заявления через законного представителя или доверенного лица в заявлении дополнительно к вышеперечисленным сведениям указываются фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания) законного представителя (доверенного лица), наименование, номер и серия документа, удостоверяющего личность законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, удостоверяющий личность законного представителя (доверенного лица), и дате его выдачи, наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица), и дате его выдачи.
Указанные сведения подтверждаются подписью законного представителя, доверенного лица с проставлением даты представления заявления.

При приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте — направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в пятидневный срок с даты его получения (регистрации).
В случае если к заявлению, направленному по почте в организацию, назначающую пособия, не приложены или приложены не все документы, предусмотренные законодательством, организация, назначающая пособия, возвращает обратившемуся лицу в пятидневный срок с даты получения (регистрации) этих документов заявление и приложенные к нему документы.
Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.
Помимо приведенных мер государственной социальной поддержки граждан, имеющих детей (которые можно назвать основными), законодателем установлены также дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. N 256.
Кроме того, семьям военнослужащих, имеющих детей, предоставлено право на получение компенсации расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также выплаты на проведение летнего оздоровительного отдыха.

Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. — “За права военнослужащих”, 2010 г.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 14 Ноябрь 2018 в 7:06 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

Общая характеристика пособий гражданам, имеющих детей

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах: денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)

В соответствии с Конституцией РФ оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющих детей, регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры пособий за счет собственных средств.

Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня являются Федеральные законы от 19 мая 1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другие [10].

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

· единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

· пособие по беременности и родам;

· ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источниками финансирования, субъектами, порядку исчисления по размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение женщине или другому члену семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, заработка (или иного дохода), утраченного в связи с временным прекращением работы, службы, учебы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи в семье в содержании и воспитании детей.

Введение пособий для жен военнослужащих по призыву связно с сокращением срока военной службы и отменой такого основания предоставления отсрочки от призыва, как наличие ребенка в возрасте до трех лет. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется только при наличии ребенка-инвалида в возрасте до трех лет [13].

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ. Поскольку право на указанное пособие зависит от дохода родителя или среднедушевого дохода семьи, оно является одним из видов государственной социальной помощи.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Право на получение перечисленных пособий имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно проживающие на территории РФ. Временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства приобретают на них право только в том случае, если они подлежат обязательному соц. страхованию.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственные пособия не назначаются:

1) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3) гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ.

Понятие полного государственного обеспечениясодержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]. Под полным государственным обеспечением понимается предоставление детям бесплатного питания, комплектов одежды и обуви, общежития, медицинского обслуживания в период пребывания их в специализированных государственных учреждения, в семье опекуна (попечителя); приемных родителей или возмещения их полной стоимости.

Читайте так же:  Осаго полис чистый

К государственным или муниципальным учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные учреждения, в которых они содержатся (обучаются и (или) воспитываются), учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др. Если государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным , причитающиеся на детей пособия выплачивают родителям либо заменяющим им лицам [8].

Согласно ст.69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет, назначаются в твердых размерах. В районах и местностях, где применяются коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

С 1 января 2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется в таком же порядке, как и пособия по временной нетрудоспособности [4].

С 1 января 2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя, как и для пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом.

В случае переплаты по вине получателя (предоставления заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки, органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за её пределы определен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219.

Женщинам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, единовременные пособия, пособия по беременности и родам назначаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. №727.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается управомоченными органами в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Действие настоящего Федерального закона распространяется на: —

граждан РФ, проживающих на территории Российской Федерации; —

граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в ОВД, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; —

постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; —

временно проживающих на территории РФ и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие закона не распространяется на: граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Иные категории лиц, проживающих на территории РФ, на которых действие закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ.

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: 1)

пособие по беременности и родам; 2)

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 3)

единовременное пособие при рождении ребенка; 4)

ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 5)

ежемесячное пособие на ребенка; 6)

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; 7)

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; 8)

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на пособие по беременности и родам имеют: 1.

Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными. 2.

Женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования. 3.

Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в ОВД, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах. 4.

Женщины, категории которых установлены выше, при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов. При усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей). В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (с учетом районных коэффициентов).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до

двенадцати недель) устанавливается дополнительно к пособию по беременности и родам. Пособие выплачивается в размере 438,87 рублей (на 1.01.2011).

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 11703.13

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Пособие выплачивается в размере 11703.13

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Право на данное пособие не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования. Размер пособия на 1.01.2011 составляет 18533,13 руб.

Читайте так же:  Материальная ответственность в схемах

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют: —

мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; —

опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

В случае, если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение пособия предоставляется одному из них.

Право на данное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Иным лицам, фактически осуществляющий уход за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: —

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; —

матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; —

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком (также матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам) в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ; —

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком); —

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается

застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на пособие сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком, а также в случае продолжения обучения.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (на 1.01.2011 г. минимальная сумма пособия по уходу за первым ребенком составляет 2194,34 руб.; за вторым и последующими детьми — 4388,67 руб.). В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка застрахованного лица, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. В случае ухода за ребенком, рожденным матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев после возникновения права на данные пособия, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, — не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.

Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты (срок не может превышать 3 месяца).

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из

среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя (ст.14 ФЗ N 255-ФЗ (с изм. от 25.02.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В случае, если застрахованное лицо в обозначенные периоды не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, средний заработок, исходя из которого исчисляются перечисленные выше пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.