Пояснительная записка в художественную школу

Пояснительная записка к дипломной работе по живописи

Эстетические чувства человека, возникшие в процессе деятельности людей и общения их с природой, разбудили дремавшие в человеке творческие способности, научили его творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство.

Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение мира.

Натюрморт – один из самостоятельных жанров живописи, в переводе с французского – «мертвая природа». Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.

Важным моментом в натюрморте и других жанрах живописи является колорит. Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Колорит живописного произведения часто характеризуют словами тёплый, холодный, серебристый, золотистый, имея в виду цветовую гамму. Холодная цветовая гамма не редко говорит нам о продолжительной суровости сибирской зимы. Ведь, большую часть года земли Сибири покрыты снегом, природа застывает в ожидании солнечного, но очень короткого лета.

Удивительно то, что в условиях местного климата, на фоне холодной стужи, на прилавках магазинов всегда есть возможность заметить радующие взгляд спелые сочные фрукты, восхищающие своей яркой цветовой окраской, создающей богатство «палитры» тёплых и холодных оттенков. Природная красота фруктов, переданная художниками в натюрмортах, оказывает эстетическое воздействие на зрителя, формирует его художественный вкус. В особой степени значительность произведения достигается решением художником колорита, отвечающего запросам времени, психологическому состоянию зрителя.

Натюрморт в живописи востребован был всегда и не теряет интерес к себе и в настоящее время.

Тема дипломного проекта: « Натюрморт с фруктами».

Цель: средствами масляной живописи выполнить в тональном колорите натюрморт с фруктами.

Изучить специальную литературу по достижению тонального колорита в произведении.

Построить композицию натюрморта из фруктов и предметов быта.

Средствами масляной живописи написать натюрморт в холодной гамме, соответствующей тональному колориту.

анализ и синтез;

Глава 1. Теоретические основы дипломного проекта

1.1 Натюрморт. Колорит в живописи.

Как самостоятельный жанр натюрморт возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

«Действующими лицами» натюрмортов были скромные предметы повседневного домашнего, отражающие индивидуальный вкус хозяина и его образ жизни.

В XVI веке складываются главные черты натюрмортного жанра. В нём работают такие мастера живописи, как Рембрант, Сурбаран и другие.

Во второй половине XVII столетия ведущим типом изображения предметного мира стал роскошный декоративный натюрморт. Натюрморт превращается в декорацию сцены. В эти годы создаётся декоративный французский охотничий натюрморт. Французские натюрмористы способны видеть прекрасное в простых и обычных вещах. Вершиной французского натюрморта этого времени стало творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено свободой в композиции.

В России натюрморт появился в первой трети XVIII века. Первые русские натюрморты построены по одному принципу и отличаются естественной простотой и наивностью. На плоскости холста размещали различные предметы: книгу, тетрадь, бутылочку с лекарствами и т.п. Такие натюрморты были тщательно выписаны, иллюзорны.

Начиная с XIX века сильное влияние на живопись натюрморта стал оказывать импрессионизм. Здесь художники, увлечённые идеей цвета и света, стремились передавать не сами свойства предмета, а игру цветовых и световых пятен на его поверхности. За счёт обогащения цветовой палитры значительно расширились живописные возможности в передаче цветом изобразительных и психологических свойств натуры.

На протяжении веков, начиная с XVI века, среди художников шёл спор о примате формы или цвета, рисунка (линии) или колорита в живописи, который решался в основном идеалистически в поисках абсолюта, в отрыве одного понятия от другого.

Художники эпохи Возрождения оценивали рисунок как первооснову живописи, но в эту же эпоху на ряду с линеарной школой флорентийцев возникла живописно-колористическая школа венецианцев – Джорджоне, Тициана, Веронезе.

Колорит в живописи – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.

Термин «колорит» происходит от латинского слова « color », что означает цвет, краска.

Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности»

Энгр считал, «что цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше чем придворная дама из свиты». Аналогичную идею высказывал Давид: «Линия – это контур реального, цвет – не больше, чем мираж».

Даже некоторые представители русской реалистической школы живописи XIX века придерживались аналогичных взглядов. П.П.Чистяков говорил: «Всякое искусство, как неотъемлемое достояние духа человеческого, проявляет себя в сущности, в черте. Эффект, колорит – это все вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру».

Однако, на ряду с приведёнными выше отношением к цвету как «вторичному» качеству живописи и лишь вспомогательному средству дополнения и украшения формы история искусств даёт нам многочисленные примеры использования цвета и колорита в живописи как активного средства в построении художественного образа.

В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловского, А.Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно — образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и своё отношение к миру прежде всего в цвете.

Теория колорита претерпевала значительные изменения с развитием теории, истории и практики искусства.

В XIX веке Гегель дал определение колорита по отношению к валёрной живописи. Сущность колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые переливаются в другие отражения и носят столь тонкий, мимолётный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку».

В XIX веке в основе теории колорита и художественной практики лежала идея подражания природе. Мастером колорита считался художник, умевший взять цветовой тон освещённых предметов, свойственный их природе, и придать гармонию цветовым сочетаниям живописного произведения.

В начале XX века немецкий исследователь Э.Утитц классифицировал разнообразные формы использования цвета как средства художественной выразительности и выделил три основных типа организации колорита в изобразительном искусстве – полихромию, гармонию и колоризм.

Полихромия, по мнению Утитца, сводится к раскраске и применяется в скульптуре, архитектуре, орнаменте, плакате. Гармония применяется в тех видах искусства, где необходима созвучность цветов, которая придает художественному произведению определённое настроение и влияет на содержание. Колоризм как принцип организации цветового строя, по мнению Утитца, возможен только при подражании натуре, присущ только xcz живописи и редко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Другой немецкий ученый Ф.Енике выделяет три вида колоризма цветового строя картины, построенного по принципу подражания природе: абсолютный колорит, преувеличенный колорит, тональный колорит.

Абсолютный колорит передаёт все модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит – преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передаёт нереальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно сгармонизированные и выраженные через общий цветовой тон.

Колорит является средством художественного выражения в живописи и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно-смысловым и образным содержанием живописного произведения. Колорит выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи.

Колорит в живописи непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения. Основу колорита как системы организации цветовых пятен в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы оттенки и т.д. Колорит в живописи включает в себя законы гармоничных сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.

Термин «валёр» достаточно часто употреблялся практиками и теоретиками живописи XIX века, в настоящее время оно применяется реже. Валёр происходит от французского слова « valeur », что означает «стоимость», «ценность». Дословный перевод этого слова не отражает его содержания, которое вкладывают в него практики и теоретики изобразительного искусства. Некоторые художники и теоретики под валёром понимают разработку тональных градаций элементов изображения в живописи от светлого до темного при сохранении цветового богатства.

Читайте так же:  Заявление об оплате медосмотра образец

Более верную трактовку термина «валёр» приводит К.Юон: «Валёры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технических фактурных сторон её».

Валёр в живописи создаётся незаметным переходом одного цветового тона и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Колорит живописного произведения часто характеризуют словами тёплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.

Часто цветовую гамму живописного произведения называют колористической гаммой. Иногда живописное произведение построено по принципу применения нескольких колористических гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служит для её оттенения, контраста.

Использование в живописи нескольких гамм создаёт определённую тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения.

Применением различных колористических тональностей в живописи передаётся состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредствам нюансировки цвета, поиском различных его оттенков.

«Нюанс» происходит от французского слова « nuance » и означает оттенок. Нюансировка цвета, обогащение его оттенками создаёт ощущение вибрации цвета, его пространственности. Оттенок цвета живописцу дороже самого цвета. «Живопись, не дышащая в каждом своём цвете тысячью обогащающих её оттенков, есть мёртвая живопись», — говорил К.Ф.Юон.

Анализируя различные способы колористических решений в живописи, теоретик искусств Н.Н.Волков говорил: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мёртвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись.

Остаются лишь три самых общих закона – закон увиденности цвета, закон подчинения содержательной задаче образа и закон единства (цельности) системы переложения красок природы».

На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически.

Чтобы понять принцип колористического объединения цветов иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различные цветовые стёкла. Если посмотреть на натуру через желтовато-красные стёкла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стёкла, — впечатление, близкое к лунному освещению.

Колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения.

Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения. Колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия.

В творческом плане особое внимание художниками уделяется «режиссуре» колорита, заключающейся в решении вопроса о главных цветовых акцентах и о развитии вариаций цветовых гармоний в пределах плоскости изображения.

В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определяется живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.

Особенности работы в технике масляная живопись

Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используется рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактуры и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

Масляная живопись – вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле, иногда с добавлением орехового и подсолнечного масла. Масляными красками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами, — в станковой живописи; или на известковой штукатурке – в монументальной живописи.

В масляной живописи, перед тем как приступить к выполнению длительной работы, необходимо сделать с данной постановки небольшой эскиз-этюд, в котором надо определить композицию и уяснить основные цветовые отношения. Кроме этюда-наброска работе предшествует подготовительный рисунок. На холсте передают только самые главные, основные формы, а мелкие подробности предметов, второстепенные детали опускаются. Однако композиционное размещение, пропорции, перспективное и конструктивное построение, расположение предметов в пространстве должны быть точным.

Необходимо внимательно понаблюдать натурную постановку, сравнить предметы по цвету, светлоте, силе цвета, понять различия цветов по этим трём их свойствам, сложное взаимодействие объемной формы, её цвета и пространственно-световой среды. Следует не забыть об общем тоновом и цветовом состоянии освещенности и выяснить это состояние на данной натурной постановке. Только после такого анализа натуры можно построить цветовые отношения этюда, передать тот колорит, который присущ натуре.

После рисунка приступают к подмалёвку – тонкослойной цветовой подготовке холста. В подмалёвке прописывают большие участки холста, выявляя основные тоновые и цветовые отношения, стараясь при этом меньше употреблять белила.

В процессе работы нужно все время мыслить отношениями, думать только о том, чем отличается по цвету (в трех его качествах) один предмет от другого, стремиться к цельному восприятию всей постановки и сравнивать цветовые отношения световых частей с полутенями, тенями и рефлексами и т.д.

Если в натюрморте имеется какой-либо наиболее темный предмет, служащий камертоном, то лучше с него и начать. Затем нужно определить отношение этого темного предмета с соседними, наиболее светлыми предметами и фоном. Проложив цветом основные затемненные участки натюрморта, необходимо перейти к полутонам и рефлексам, передавая сложные взаимоотношения холодных и теплых тонов.

В процессе живописи нельзя подолгу останавливаться на изображении одного предмета. Если так работать, то получится набор обособленно написанных предметов. Надо чаще переходить от одного предмета к другому, к фону, к поверхности стола и т.д.

Следующий этап работы заключается в уточнении цветовых отношений, прописывании холста «корпусными» слоями, в выявлении формы предметов.

В начале работы над этюдом нужно брать цветовые отношения обобщенно, передавая общие характерные для них цвета, сравнивая освещенные места с теневыми и учитывая общий цветовой строй постановки. Освещенные места предметов лучше передавать с помощью корпусного письма, а затемненные прописывать тонкими слоями, по возможности избегая применения белил.

Сравнивая светлые и теневые стороны предметов по светлоте и цвету, можно заметить, что они объединены общим цветовым оттенком. Все тени в натюрморте освещены светом, отраженным от стен комнаты. Если окружающие натюрморт стены голубые, то все тени окрасятся в холодный цвет. Если освещение из окна голубое, то все освещенные места будут объединены холодным оттенком и натюрморт обретет еще более сильную холодность.

После нахождения светотеневых и цветовых отношений крупных планов необходимо сделать моделировку светотенью (выраженной цветом) объемной формы каждого предмета. На объемной форме каждого предмета нет одинаково освещенных мест (даже если рядом расположенные участки поверхности предмета), поэтому и не может быть и одинаковых цветов.

При изображении гладкой поверхности объемных предметов (арбуз, яблоко, помидор, круглый сосуд) необходимо «лепить» форму, строить её через систему отдельных поверхностей, больших или маленьких граней их объемной конструкции. В граневых (не сферических) предметах хорошо видно разницу тона и цвета на всех плоскостях: у куба три (видимых) грани и соответственно три разных тона и цвета. Увеличение количества граней на кубе постепенно приближает форму многогранника к шаровой поверхности. Каждая грань такого тела будет иметь разную освещенность и разный цветовой оттенок (в силу рефлексов). Поэтому как многогранник, так и сферическая поверхность шара или цилиндра не могут иметь два одинаковых участка по цвету и тону. Все они в разных местах будут различными.

При работе с натуры необходимо подмечать, где по контуру предметы выглядят контрастно, где сливаются с фоном, где мягко переходят в тень. Детали на предметах должны быть подчинены общей форме. Основной принцип живописного изображения – это умение передать предмет в среде, в комплексе всех его качеств.

Следует следить за пространственным удалением предметов натурной постановки. Эффект удаления, «отодвижения» предмета на второй план достигается не только перспективным уменьшением и правильным расположением предметов, например на поверхности стола, но и тем, что свет и тени на этих предметах пишутся менее светлыми и интенсивными красками. Края отдельных предметов теряют свою резкость, они как бы списываются с фоном.

Читайте так же:  Пришел штраф за превышение скорости а меня там не было

Заканчивая любую работу с натуры, нужно провести обобщение. Оно необходимо в том случае, если некоторые места натюрморта не получили нужной яркости или, наоборот, яркое пятно слишком «вырывается» из общей цветовой гаммы. Бывает также, что освещенные места оказались выполненными слишком резко, жестко и их следует смягчить. В том случае, если теневые участки оказались изображенными дробно и предметы в тени имеют резкие очертания, также следует провести обобщенное покрытие. Возможно, что в некоторых местах придется подчеркнуть границу формы, выявить деталь.

Масляная живопись для нас интересна в первую очередь тем, что позволяет максимально создать иллюзию пространства и характерной материальности предметов за счет применения различных технических подходов. Данные характеристики живописи мы можем проследить в живописи натюрморта.

Вывод по первой главе: Для написания натюрморта в технике масляной живописи необходимо знание основ живописи, колорита в ней, цветовой гаммы и умение выразить мировосприятие, настроение, эстетические взгляды, идейно-смысловое содержание живописного произведения.

При существовании разных мнений о значимости колорита в живописи следует принять сторону тех художников, которые относили его к первооснове в живописи. Колористическое богатство живописи можно достичь посредствам нюансировки цвета, поиском различных его оттенков. По классификации типов колорита мы обратили внимание на три типа колорита, определённых немецким ученым Ф.Енике и выбрали тональный колорит, который передаёт нереальные цвета изображаемой натуры и преднамеренно сгармонизированные, выраженные через общий цветовой тон или холодную гамму.

При создании живописной композиции необходимо учитывать все правила и приемы создания живописного произведения, а также особенности работы в технике масляная живопись, ее последовательность.

Пояснительная записка к учебному плану внебюджетного отделения МБУК ДО «Детская художественная школа 1 имени П.П.Чистякова»

2 Пояснительная записка к учебному плану внебюджетного отделения МБУК ДО «Детская художественная школа 1 имени П.П.Чистякова» МБУК ДО ДХШ 1 имени П.П.Чистякова (далее Школа) реализует дополнительные общеразвивающие программы в области изобразительного искусства «Подготовка детей к обучению в школе» срок обучения 1 год; «Основы архитектурного рисунка» со сроком обучения 2 года, «Основы рисунка и живописи» со сроком обучения 2 года на условиях полной самоокупаемости. На ДОП «Подготовка детей к обучению в школе» принимаются дети лет. В 6,7 класс (ДОП «Основы архитектурного рисунка») принимаются выпускники школ искусств Екатеринбурга в возрасте В 8 класс (ДОП «Основы рисунка и живописи») принимаются учащиеся в возрасте от 14 лет и старше. Количественный состав групп не менее 12 человек ДХШ 1 имени П.П.Чистякова реализует дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения 5 лет. В первый класс принимаются дети лет по результатам творческих испытаний по рисунку, живописи и станковой композиции. Образовательная деятельность Школы осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий и имеет следующие формы обучения: групповые занятия с преподавателем, самостоятельная (домашняя) работа учащихся, работа с живой натурой (наброски, зарисовки), учебная и творческая работа на пленэре, контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (итоговые и экзаменационные работы, зачеты, рефераты, контрольные уроки (просмотры), отчетные выставки и т.д.), культурно-просветительские мероприятия (лекции, беседы, творческие встречи, выставки, фестивали, конкурсы и т.д.), внеурочные классные мероприятия (посещение театров, концертных и выставочных залов, музеев; классные собрания и т.д.), мастер- и семинары профессиональных художников, учебно-методическая работа учащихся, консультации. Обязательной частью учебного процесса по ДОП «Живопись» во 2-4 классах является учебная практика, которая проводится в форме пленэра в течение 1-2 календарных недель в летний и/или осенний период по рабочему графику каждого преподавателя, утвержденного методическим советом школы. В учебные программы по рисунку, живописи по ДПОП «Живопись» включаются часы для работы с живой натурой (наброски, зарисовки фигуры человека). Количество часов «на натуру» определяется программой, но не более 30% учебного времени. В вариативную часть по ДПОП «Живопись» включены учебные предметы «Скульптура», «Композиция прикладная», «Компьютерная графика». Объём времени вариативной части, предусматриваемый на аудиторные занятия, составляет 20 % от объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренные на аудиторные занятия. Промежуточная аттестация учащихся в Подготовительных, 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классах проводятся по итогам полугодия и в конце учебного года. Обучающимся, завершившим обучение по данным программам, выдается Сертификат. Промежуточная аттестация обучающихся по ДПОП «Живопись» проводятся по итогам каждой четверти, полугодий и в конце учебного года в 1-5 классах, экзамены — по результатам 1-5-х классов. Обучающимся, успешно завершившим обучение по ДПОП «Живопись», выдается Свидетельство об окончании Школы. 2

3 Для решения профессиональных задач и достижения высокого уровня творческого личностного развития в учебный план Школы обусловлен следующими составляющими: а) формирование у обучающихся стойкого интереса к освоению изобразительного искусства на основе возрастного предпочтения работы в различных материалах и изобразительных техниках; б) анализ пожеланий родителей; в) учет имеющихся возможностей учебно-методического комплекса и наличие квалифицированных кадров по каждой из дисциплин; г) достаточное внебюджетное финансирование. Многоступенчатая общеобразовательные программы Школы включает в себя 3 ступени образовательного процесса, которые позволяют обеспечить дифференциацию обучающихся по способностям и возможностям, а также переход обучающихся на качественно другие по целям, задачам, уровням сложности программы каждого из этапов обучения. 1 этап. Общеэстетический уровень. Включает в себя ДОП «Подготовка детей к обучению в школе» для обучающихся лет. (на условиях самоокупаемости). А также ДОП «Основы рисунка и живописи» для обучающихся от 14 и старше (на условиях самоокупаемости). 2 этап. Базовый уровень. ДПОП «Живопись». Содержит в себе комплекс базовых знаний, умений и навыков в сфере изобразительного искусства (на условиях самоокупаемости). 3 этап. Допрофессиональный уровень. Включает в себя программу 2-х летний курс по ДОП «Основы архитектурного рисунка» (на условиях самоокупаемости). Непрерывность образовательного процесса в Школе обеспечивает дифференцированный, личностно-ориентированный подход и реализацию компетентностной модели обучения. Данная система гармонично встраивается в триаду «школа-училище-вуз». Учебный план ДОП «Подготовка детей к обучению в школе», ДОП «Основы рисунка и живописи», ДОП «Основы архитектурного рисунка», полностью соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств» Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г /06-ГИ Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПОП «Живопись» и сроку обучения по этой программе (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от г. 156). Данный учебный план принят и утверждён Педсоветом (Приказ 38 от г.). 3

4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» срок обучения 1 год 1 Рисунок 2,6 I и II полугодие 2 Живопись 2,6 I и II полугодие 3 Композиция 1,4 I и II полугодие станковая 4 Композиция 1,4 I и II полугодие декоративная Итого Методическая работа преподавателя 24 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «ЖИВОПИСЬ» срок обучения 5 лет Промежуто чная аттестация (зачёт, просмотр, экзамен) I II III I в классах 1 Рисунок I, II, III, I, 2 Живопись I, II, III, I, 3 Композиция I, II, III, I, станковая 4 Беседы об 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 I, II, III, I, искусстве/история изобразительного искусства Итоговая аттестация 5 Пленэр — 0,8 0,8 0,8 0,8 II, III, I, — 6 Композиция I, II, III, I — декоративная 7 Скульптура I, II, III, I — 8 Компьютерная графика ,7 1 III, I, — Итого аудиторная нагрузка 11,5 12,3 13, ,30 9 Консультации 0,55 0,55 0,55 0,55 0,

5 Максимальная нагрузка 12,05 12,85 13,85 14,55 13, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО РИСУНКА» срок обучения 2 года 1 Рисунок 8 I и II полугодие Итого 8 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ» срок обучения 2 года 1 Рисунок 2 I и II полугодие 2 Живопись 2 I и II полугодие Итого 4 4 5

Пояснительная записка в художественную школу

Пятница, 28 Октябрь 2016

Декоративно-прикладная композиция

История изобразительного искусства

Электронная библиотека

Вторник, 10 Февраль 2015

Методические документы

Методическая работа

Кроме методического обеспечения образовательных программ, в школе, проводится ежегодное обобщение и распространение передового опыта, оказывается методическая помощь молодым преподавателям в области новых педагогических технологий. Раз в три года преподаватели проходят курсы повышения квалификации. Школа приобщает их к опытно-экспериментальной деятельности, обеспечивает развитие педагогического сотрудничества и создает условия для внедрения методических рекомендаций в педагогическую практику.

Методическая документация, разработанная педагогами МКУДО ДХШ г.о. Нальчик

Награды и сертификаты педагогов МКУДО ДХШ г.о. Нальчик за авторскую методику

Календарные учебные графики

Копии календарных графиков:

Читайте так же:  Договор на высотные работы

Понедельник, 09 Февраль 2015

ДИСЦИПЛИНЫ ПО УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Дисциплины по общеобразовательной предпрофессиональной программе » Живопись «:

Беседы об искусстве

История изобразительного искусства

Дисциплины по образовательной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство»:

Основы изобразительной грамоты и рисование

Этика и Культура

Беседы об искусстве

Образовательные программы

Обучение в МКУДО «Детская художественная школа» г. о. Нальчик ведется по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (для учащихся, поступающих в школу 10-12 лет). Срок обучения 8/9 лет. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями, утверждёнными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 156;

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» включают в себя 7 разделов:

1. Пояснительная записка;

2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной

программы (далее — ОП);

3. Учебный – тематический план;

4. График образовательного процесса;

5. Программы учебных предметов;

6. Система и критерии оценок освоения ОП обучающимися;

7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.

Рабочие планы группируются по предметным областям:

1. Предметы творческой подготовки

2. Предметы историко-теоретической подготовки

3. Пленэрные занятия

4. Вариативная часть (предмет по выбору)

Образовательные программы направлены на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основ для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

Особое место в образовательных программах школы занимает летняя учебная практика – пленэр в количестве 28 часов на учащегося. Пленэр неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции.

Важное место в образовательных программах школы занимает вариативная часть (предмет по выбору). Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Пояснительная записка в художественную школу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» г. Зеленогорска

Главной задачей обучения в ДХШ является реализация образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство», приобщение учащихся к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних и высших специальных учебных заведениях.
Школа ведет поиск вариативных подходов в обучении, адаптированных для обучающихся с разными способностями. Для этого разработаны два варианта учебных программ по рисунку и живописи.

  • I вариант предусматривает повышенный уровень освоения программ;
  • II вариант предусматривает уровень допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации);
  • В преподавании композиции, в зависимости от уровня класса, выбирается либо станковое, либо декоративно-прикладное направление.

Продолжительность учебной недели 13 академических часов, которые распределены следующим образом:
Рисунок, как основа реалистического изображения является одной из ведущих дисциплин в ДХШ. Задача этого курса состоит в том, чтобы научить обучающихся видеть, понимать и реалистически изображать трехмерную форму в двухмерном пространстве, пользуясь графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном.
Живопись — один из важных разделов обучения в ДХШ. Задача этого курса – развить у обучающихся способность видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых ощущений, пользуясь живописными средствами.
Композиция — ведущая дисциплина в ДХШ, которая формирует творческое мировоззрение, развивает образное мышление и индивидуальные способности обучающихся. Этот предмет имеет тесную связь с рисунком, живописью, скульптурой, историей искусств, а также работой на пленэре. В программе по композиции станковые задания чередуются с декоративно-прикладными.
Скульптура — обязательная дисциплина при обучении в ДХШ. Задачей этого курса является развитие у обучающихся трехмерного восприятия объемной формы. В программе по скульптуре предусмотрены задания по керамике, отражающие один из вариантов декоративно-прикладной направленности изобразительного искусства.
Беседы по истории искусств, кроме лекций, сопровождающихся показом иллюстративного материала, включают также экскурсии в музеи и на художественные выставки. Задачей курса является знакомство учащихся с видами и жанрами искусства, стилями и направлениями в истории изобразительного искусства.
Летняя учебная практика (пленэр) является продолжением учебного процесса. Во время практики обучающиеся выполняют этюды и зарисовки на открытом воздухе, знакомятся с жизнью города, деревни, работой предприятий и т.д. В задачу летней практики входит: расширить у обучающихся представление об окружающей действительности, дать основные понятия о законах «пленэра», собрать материал для композиции.
Пятый год — класс профориентации, в него, по решению Педагогического совета школы зачисляются учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению художественного образования. Допрофессиональная подготовка особо одаренных учащихся имеет целью предоставить им возможность подготовки для поступления и продолжения образования в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях искусства и культуры. Учебный план в этой группе выстраивается индивидуально для каждого обучающегося.
Контроль за качеством образовательного процесса предусматривает следующие виды:конкурсы;

  • текущий контроль (просмотры учебных работ по итогам каждого полугодия, контрольные работы, контрольный опрос, самостоятельные работы).
  • выпускной контроль (выпускные экзамены, экзаменационные работы, итоговые работы).

Пояснительная записка к проекту акта

к проекту постановления администрации городского округа Семеновский

«Об утверждении Положения о субсидировании части затрат субъектов народных художественных промыслов на сохранение школы мастерства традиционно бытующего на территории городского округа Семеновский»

Настоящее постановление разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и муниципальной программой «Развитие предпринимательства и туризма на территории городского округа Семеновский Нижегородской области на 2015-2018 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа Семеновский от 02.10.2014 № 2730, в целях сохранения и развития народных художественных промыслов.

В соответствии с Положением правом на получение субсидии обладают субъекты народных художественных промыслов, зарегистрированные на территории городского округа Семеновский Нижегородской области, изделия которых отнесены решением художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области к изделиям народных художественных промыслов (далее — заявители), в общем объеме реализации которых доля реализуемых изделий собственного производства составляет не менее 50 процентов.

Для целей применения настоящего Положения в соответствии с Законом Нижегородской области от 29.01.2001 № 165-З «О народных художественных промыслах Нижегородской области» под изделиями НХП понимаются изделия, отнесенные к изделиям НХП на основе решений художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области в порядке, определенном постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 № 48 «О художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам Нижегородской области и утверждении правил регистрации изделий народных художественных промыслов Нижегородской области».

Заявитель вправе претендовать на получение субсидии при одновременном выполнении следующих условий:

1) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;

2) уровень средней месячной заработной платы наемных работников заявителя за квартал, предшествующий обращению за предоставлением субсидии, в расчете на одного работника (за полный рабочий день) не ниже полутора величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области;

3) отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы перед наемными работниками.

Субсидии предоставляются заявителям на возмещение части затрат по сохранению школы мастерства традиционно бытующего на территории городского округа Семеновский.

Размер субсидии устанавливается в размере 90 процентов (без учета НДС) от понесенных заявителем в предыдущем квартале расходов на сохранение школы мастерства традиционно бытующего на территории городского округа. Субсидии за IV квартал предоставляются в году, следующем за отчетным.

Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на сохранение школы мастерства традиционно бытующего на территории городского округа, возникших после 1 января 2016 года.

Субсидии предоставляются в размере не более 5 млн. рублей на одного получателя субсидии в год.

Условиями предоставления субсидии являются:

— соответствие заявителя требованиям, предусмотренным настоящим Положением;

— предоставление документов, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Положением;

— соответствие заявленных к возмещению затрат требованиям настоящего Положения;

— обязанность заявителя, в случае получения поддержки, в год получения субсидии создать рабочие места в количестве не менее 1.

Проектом постановления признаются утратившими силу:

постановление администрации городского округа Семеновский от 01.04.2016 № 652 «О субсидировании части затрат субъектов народных художественных промыслов, связанных с организацией (участием) специализированных выставок, ярмарок, форумов НХП, разработкой новых видов изделий, видов росписи, дизайнов в целях брендирования территории городского округа Семеновский «Семенов – столица «Золотой хохломы»;

постановление администрации городского округа Семеновский от 01.04.2016 № 653 «О предоставлении из средств бюджета городского округа Семеновский субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов народных художественных промыслов».