Приказ об экспертизе качества медицинской помощи

Оглавление:

Минздравом России утвержден порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи (кроме помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования)

Такая экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата при осуществлении государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Экспертиза в рамках государственного контроля проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором к проведению мероприятий по контролю, а в рамках ведомственного контроля — привлеченными федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами.

Эксперты, специалисты при проведении экспертизы обязаны самостоятельно провести полное исследование представленных материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы. По результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании» (подготовлен Минздравом России 28.04.2017)

Досье на проект

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.76 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922), приказываю:

Утвердить Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «__» ______________ 2016 г. N ______

Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — экспертиза качества медицинской помощи).

2. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата*(1).

3. Экспертиза качества медицинской помощи основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, ответственности экспертов за проведение и результаты экспертизы.

4. Экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении:

1) государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — государственный контроль);

2) ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — ведомственный контроль).

5. При осуществлении государственного контроля экспертиза качества медицинской помощи осуществляется при проведении:

а) проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;

б) проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи*(2).

6. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(3) экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(4).

7. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления ведомственного контроля проводится привлеченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами (далее — специалисты)*(5).

8. В случае если эксперту, специалисту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы качества медицинской помощи, либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, эксперт, специалист сообщает об указанном обстоятельстве Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральному органу исполнительной власти (органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющему ведомственный контроль.

9. Эксперты, специалисты при проведении экспертизы качества медицинской помощи обязаны:

1) самостоятельно провести полное исследование представленных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющим ведомственный контроль, материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи;

2) точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

3) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

4) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи;

10 Срок проведения экспертизы качества медицинской помощи не может превышать срок проведения соответствующей проверки.

11. При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт, специалист путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»*(6):

выявляет нарушения при оказании медицинской помощи;

оценивает своевременность оказания медицинской помощи;

оценивает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

оценивает степень достижения запланированного результата.

12. В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения.

13. По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.

14. По результатам экспертизы качества медицинской помощи экспертом, специалистом, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение.

15. В экспертном заключении указываются:

1) дата, время и место оформления экспертного заключения;

2) наименование проверяющей организации, органа;

3) основание проведения экспертизы качества медицинской помощи;

4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности эксперта, специалиста или экспертов, специалистов, проводивших экспертизу качества медицинской помощи;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавшего при проведении экспертизы качества медицинской помощи;

6) дата, время, продолжительность и место проведения экспертизы качества медицинской помощи;

7) сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания;

9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с экспертным заключением руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении экспертизы качества медицинской помощи, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.

Экспертное заключение подписывается экспертом, специалистом или экспертами, специалистами, проводившими экспертизу качества.

16. Экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.

*(1) Часть 1 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

*(2) Пункты 11 и 12 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6501; 2016, N 38, ст. 5567).

*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142).

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 26, ст. 3366.

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный N 28631).

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

Обзор документа

Планируется урегулировать вопросы проведения экспертизы качества медицинской помощи. Исключение — услуги, оказываемые в рамках ОМС.

Закрепляются основные процедуры, сроки их проведения. Определяется порядок составления экспертного заключения.

Экспертиза (в рамках госконтроля) проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором (территориальным органом) к контрольным мероприятиям.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ об экспертизе качества медицинской помощи

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год». (Скачать)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год». (Скачать)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 №2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №1344н от 21.12.2012 «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №203н от 10.05.2017 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2014 №796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению». (Скачать)

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2013 N 13-2/10/2-3113 «О применении стандартов и порядков оказания медицинской помощи». (Скачать)

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.12.2015 №272 «О внесении изменений в Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети «Интернет», утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.12.2011 №230» (Скачать)

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.12.2015 №277 «О внесении изменений в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 №230» (Скачать)

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.07.2015 №130 «О внесении изменений в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 №230» (Скачать)

Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30.08.2018 № 10868/30/и «Об организации и проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания для использования в работе». (Скачать)

Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.06.2015 № 3994/30-5/и «О примерном порядке оценки обоснованности госпитализации и по использованию института представителей страховых медицинских организаций в медицинских организациях, а также дополнительные материалы для практического использования Методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом ФФОМС от 11.06.2015 № 103». (Скачать)

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». (Скачать)

Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования №7129/30-1/3521 от 07.07.2017 «Об утверждении приказа Минздрава России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Скачать)

Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования №8240/30-5/н от 31.12.2015 «О применении клинических рекомендаций в оценке качества медицинской помощи». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04.09.2017 № 1838 «Об организации скрининга населения на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты В и С в медицинских организациях Республики Татарстан». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 04.05.2016 №957 «Об организации скрининга на ВИЧ, вирусные гепатиты В и С в медицинских организациях Республики Татарстан». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 20.05.2015 №952 «Об организации работы приемного отделения». (Скачать)

Приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 25.02.2016г. № 0066 «О мониторинге целевых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи». (Скачать)

Приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 17.02.2015г. № 0040 «Об утверждении Порядка рассмотрения претензий медицинских организации по результатам проведенного страховыми медицинскими организациями контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». (Скачать)

Приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 09.04.2013г. № 58 «Об утверждении Временного регламента проведения очных экспертиз качества медицинской помощи». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 26.06.2018 №07/05551 «О разъяснении оценки формы оказания СМП при проведении экспертизы». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 03.08.2015г. № 07/07081 «О направлении письма ФФОМС и проведению экспертиз качества медицинской помощи обоснованности госпитализаций в круглосуточный стационар». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 14.08.2015г. № 07/07355 «Об использовании клинических рекомендаций при проведении ЭКМП». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 05.09.2014г. № 07-03/6263 «Руководителям страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Татарстан». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 04.08.2014г. № 07/5486 «О проведении тематических экспертиз качества медицинской помощи по случаям оказания медицинской помощи в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения». (Скачать)

Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан от 19.04.2014г. № 07-03/3390 «Об отдельных положениях порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи». (Скачать)

Методические рекомендации «Фармакотерапия хронического болевого синдрома у взрослых пациентов при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях». (Скачать)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании»

Зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2017 г. № 46910

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 01.06.17 г.

Приказ об экспертизе качества медицинской помощи

Минздрав России утвердил порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой вне рамок системы обязательного медицинского страхования, а также в очередной раз обновил критерии оценки качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи: цели и порядок проведения.

Цели. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в рамках проверки медицинской организации.

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ №323-ФЗ) , в качестве цели проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливает выявление нарушений при ее оказании, в том числе оценку своевременности и правильности выбора методов диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата.

Читайте так же:  Земельный налог для юридических лиц в 2018 году рб

Приказом Минздрава РФ от 16.05.2017 №226н (далее – Приказ №226н) утвержден Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи. Данный Приказ вступает в силу 12 июня 2017 года.

Экспертиза качества проводится в двух случаях: проверка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и проверка соблюдения медицинскими организациями и ИП порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Следует понимать, что первый случай касается не только прав, закрепленных ФЗ №323-ФЗ, но и, в том числе, положений Постановления Правительства от 04.10.2012 №1006 . Второй случай не ограничивается Приказом Минздрава от 18.04.2012 №381н (профиль «Косметология») или Приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 №924н (профиль «Дерматовенерология»), но включает в себя стандарты оказания медицинской помощи при отдельно взятом заболевании в случаях, когда они утверждены Минздравом РФ.

Субъекты. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в рамках государственного (Росздравнадзор) контроля экспертами, а в рамках ведомственного контроля (федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие ведомственный контроль) — специалистами. Экспертов и специалистов привлекает к осуществлению экспертизы контролирующий орган.

Вопросы ведомственного контроля, как контроля вышестоящего органа над нижестоящим, актуальны только для государственных медицинских организаций. В отношении частных медицинских организаций имеет место только государственный контроль, осуществляемый Росздравнадзором. Порядок осуществления ведомственного контроля установлен Приказом Минздрава РФ от 21.12.2012 №1340н .

Эксперт проводит полное исследование представленных контролирующим ведомством материалов и дает заключение, содержание которого установлено п.15 Приказа №226н.

В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения.

По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания. Экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.

Так как экспертиза проводится в рамках проверки, на проверяемую медицинскую организацию распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ №294-ФЗ) . Это позволяет организации при нарушении порядка проведения экспертизы, установленного Приказом №226н, реализовать предусмотренные ФЗ №294-ФЗ права.

Критерии оценки качества медицинской помощи

«Вереница» приказов Минздрава РФ: какой и когда применять? В соответствии с п.2 ст. 64 ФЗ №323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи базируется на критериях оценки качества медицинской помощи, утвержденных Минздравом РФ.

За последние 2 года были утверждены/отменены 3 Приказа Минздрава РФ, содержащие в себе перечень критериев. При проведении экспертизы будет использоваться нормативно-правовой акт, действующий на момент проверки, поэтому укажем для каждого приказа период его действия.

Приказ Минздрава РФ от 07.07.2015 №422ан (далее – Приказ №422ан) действует с 25 августа 2008 года по 30 июня 2017 года.

Приказ Минздрава РФ от 15.07.2016 №520н (далее – Приказ №520н) должен был прийти на смену Приказу Минздрава РФ от 07.07.2015 №422ан и вступить в силу 1 июля 2017 года, однако он был отменен Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 №203н (далее – Приказ №203н) .

Приказ Минздрава РФ от 10.05.2017 №203н вступит в силу с 1 июля 2017 года.

Приказ Минздрава РФ №203н по своей структуре схож с Приказом Минздрава РФ №520н, который мы анализировали ранее . Критерии классифицированы по условиям оказания медицинской помощи (амбулаторные, дневной стационар, стационар) и по группам заболеваний (состояний).

Так, количество групп заболеваний увеличилось с 13 до 18. Более того, отдельные группы заболеваний были расширены за счет включения в них более широкого спектра конкретных заболеваний и критериев оценки их лечения и диагностики.

Так, например, группы болезней группа болезней кожи и подкожной клетчатки по Приказу №520н в качестве отдельной подгруппы выделялись только острые гнойно-воспалительные заболевания мягких тканей. А Приказ №203н установил отдельные критерии качества медицинской помощи при наличии таких заболеваний как склеродермия, эритема, экзема, атопический дерматит (взрослых и детей) и др.

Принятые Минздравом РФ акты, касающиеся экспертизы медицинской помощи, направлены на упорядочение существующих в этой сфере отношений и на более детальную регламентацию действий контролирующих инстанций по проверке соблюдения законодательства медицинскими организациями. К сожалению, принятие и последующая быстрая отмена нормативно-правовых актов, регулирующих аналогичные отношения, усложняет деятельность медицинских организаций и вносит некоторый хаос в процесс проведения проверок. В связи с этим в очередной раз рекомендуем перед началом использования в своей профессиональной деятельности того или иного акта уточнить период его действия, а также место документа в иерархии нормативно-правовых актов.

Приказ Минздрава России №226н от 16 мая 2017 года вступит в действие с 11 июня 2017 года

Утвержден порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи вне ОМС

После регистрации в Минюсте России опубликован приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».

Данный нормативный правовой акт применяется к оказанию платных медицинских услуг и медицинской помощи, которая финансируется за счет бюджетов.

Экспертиза качества медицинской помощи будет проводиться в рамках государственного и ведомственного контроля качества медицинской деятельности.

При государственном контроле она станет применяется при проведении проверок: соблюдения госорганами и организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

соблюдения организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Экспертизу в данном случае будут проводить эксперты, аттестованные при Росздравнадзоре.

При ведомственном контроле качества медицинской деятельности будут станут привлекаться ученые и специалисты, находящиеся, как правило, на территории региона, при этом согласно п. 21 приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н они не должны состоять с подведомственным органом или организацией в трудовых или иных договорных отношениях.

Методология экспертизы следующая: проверка соответствия оказанной медицинской помощи критериям качества, установленным до 1 июля 2017 года приказом Минздрава России №422ан от 7 июля 2017 года, а с 1 июля приказом Минздрава России №203н от 10 мая 2017 года с выявлением нарушений при оказании медицинской помощи, оценки ее своевременности, правильности и степени достижения запланированного результата.

При выявлении нарушений в оказании медицинской помощи должны быть выявлены их негативные последствия и лица, допустившие нарушения.

Отдельно эксперты и специалисты при оценке степени достижения запланированного результата должны идентифицировать наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.

По результатам экспертизы качества медицинской помощи оформляется заключение установленной формы и прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза.

Из этого приказа следует, что частная медицина будет подвержена экспертизе качества медицинской помощи только в рамках государственного контроля качества медицинской деятельности.

Приказ вступает в силу с 11 июня 2017 года.

Экспертиза качества медицинской помощи

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА подготовил для своих читателей новую статью по вопросам, связанным с экспертизой качества медицинской помощи.

Данная тема является очень актуальной на сегодняшний день, поскольку с 1 июля 2017 года начал действовать Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Приказ № 203н) (до этого действовал Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее- Приказ № 422ан) на основании которого стало возможным проведение экспертизы качества медицинской помощи).

Обращаем внимание наших читателей на то обстоятельство, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи производится не только в рамках программ обязательного медицинского страхования, но и вне ее рамок на основании Приказа Минздрава России от 16.05.2017 № 226н, о чем речь пойдет далее в настоящей статье.

В случае же когда медицинская помощь была оказана платно, для определения качества медицинской помощи пациент имеет право воспользоваться всеми возможными правовыми средствами, предоставленными ему законодательством РФ (например, получить заключение в независимой экспертной организации (ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), получить консультацию или заключение на основании медицинской документации у другого специалиста (ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и др.).

Качество медицинской помощи

Качество медицинской помощи является одним из важнейших средств реализации права на здоровье граждан, поскольку именно от него в значительной степени зависит результат медицинского вмешательства, и, как следствие, то, какое влияние на жизнь и здоровье пациента — это вмешательство окажет.

Легальное определение качества медицинской помощи было дано в п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ), в соответствии с которым качество медицинской помощи представляет собой совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Отметим, что данное определение представляется неполноценным, поскольку помимо указанных критериев существуют и иные показатели, отражающие качественность медицинской помощи, а в случае, если вывод о качестве медицинской помощи будет основываться исключительно на трех названных критериях, он может оказаться неверным.

Более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Подробнее с вопросами качества медицинской помощи вы можете ознакомиться в нашей статье под названием «Качество медицинских услуг и претензии пациентов».

Немного о медицинской экспертизе

Любая медицинская экспертиза представляет собой проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч. 1 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ)

На сегодняшний день, законодательством предусмотрены следующие виды медицинских экспертиз в РФ (ч. 2 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ):

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (данное положение пока не принято), а также на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в определенном случае (установленном ст. 61 ФЗ № 323-ФЗ).

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи

В сегодняшней статье речь пойдет об экспертизе качества медицинской помощи.

Правовые основы экспертизы качества медицинской помощи установлены в ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, а также в ч. 6 и 7 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326-ФЗ).

Так, в соответствии со ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки таких показателей, как:

  • Своевременность оказания медицинской помощи;
  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • Степень достижения запланированного результата.

При этом, критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих:

  • Порядков оказания медицинской помощи;
  • Стандартов медицинской помощи;
  • Клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Ч. 3 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ указывает на то, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), проводится в соответствии с законодательством РФ об ОМС. Речь идет о Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), который дает формулировку контрольной функции: «контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи».

Ст. 40 ФЗ № 326-ФЗ посвящена вопросам организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и определяет экспертизу качества медицинской помощи как одно из средств контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Кроме того, вопросы, связанные с экспертизой качества медицинской помощи регламентируются п. 20 – 37 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее – Приказ ФФОМС № 230). С подробной информации о контроле качества медицинской помощи в сфере ОМС Вы можете ознакомиться в нашей одноименной статье.

Существенным нововведением в сфере проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи стало вступление в силу 24.08.2015 г. Приказа Минздрава № 422ан, однако уже с 1 июля 2017 года он утратил силу.

Немного О Приказе Минздрава России № 422ан

В Приказе Минздрава № 422ан критерии оценки качества медицинской помощи были сформированы по группам заболеваний или состояний.

Кроме того, названным приказом критерии были распределены по двум группам, в зависимости от формы получения медицинской помощи — в амбулаторных условиях или применяемые в стационарных условиях и условиях дневного стационара.

В Приказе был также утвержден перечень заболеваний и состояний, при которых применяются критерии оценки качества медицинской помощи. К данным заболеваниям относились, в частности, болезни эндокринной системы, нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, травмы, отравления, хромосомные нарушения, беременность, роды и некоторые другие заболевания, и состояния.

Приказом Минздрава № 422ан впервые были введены общие критерии оценки своевременности медицинской помощи, критерии оценки качества лекарственной терапии и ряд других критериев.

Важными критериями качества оказания помощи, в соответствии с Приказом Минздрава № 422ан так же являлись проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях не позднее двух часов с момента поступления пациента в приемной отделение, установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления его в профильное отделение, формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза.

Кроме того, приказ регламентирует такие критерии, как своевременное заполнение медицинской документации, наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в случае необходимости при лечении в стационарных условиях – перевод пациента в другую медицинскую организацию.

Таким образом, о качестве оказания медицинской помощи эксперты должны были судить на основе соблюдения требований, предъявляемых к ведению медицинской документации, своевременному и точному внесению в нее записей, первичному осмотру пациента, срокам оказания помощи, формированию плана лечения, установлению предварительного клинического диагноза, обоснованному назначению лекарственных препаратов, результатам лечения и ряду других критериев.

О Приказе Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н

С 1 июля 2017 года вступил в действие Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н, которым были утверждены новые Критерии оценки качества медицинской помощи» (до указанной даты действовали Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан).

В данном акте Критерии разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • по группам заболеваний (состояний) (включат в себя 18 групп) с разбивкой на подгруппы.

Внимание остановим на Критериях по группам заболеваний (состояний) . В Порядке № 203н выделены Критерии всего по 18 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10». Кроме того, Критерии по группам заболеваний (состояний) в новом Порядке № 203н определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь также бывает первичной, скорой и паллиативной).

В Порядке № 203н четко выделено 18 групп заболеваний, для каждой из которых существуют свои критерии (например, выполнен/не выполнен осмотр врачом-специалистом; выполнено/не выполнено то или иное исследование).

Несмотря на то, что Порядком № 203н выделено 18 групп заболеваний, это не означает, что Критерии можно будет применять для всех заболеваний, которые возможно отнести к конкретной группе. А именно, законодатель в каждой группе выделил только несколько заболеваний, для которых и разработал Критерии. Например, при болезнях глаза и его придаточного аппарата возможно будет применить критерии качества при оказании специализированной медицинской помощи:

  • взрослым при дегенерации макулы и заднего полюса;
  • взрослым и детям при язве роговицы;
  • взрослым при диабетической ретинопатии;
  • взрослым при старческих катарактах и других катарактах;
  • взрослым при глаукоме;
  • взрослым при воспалительных заболевания роговицы;
  • детям при другой пролиферативной ретинопатии (ретинопатии недоношенных).

То есть при оказании специализированной медицинской помощи при ином заболевании глаза, например, при тромбозе вен сетчатки, нет возможности применить Критерии Порядка № 203н, несмотря на то, что стандарт медицинской помощи больным с указанным забоелванием (при оказании первичной медико – санитарной помощи) давно утвержден (Приказ Минздрава России от 24.12.2012 № 1491н).

Виды экспертизы качества медицинской помощи в рамках ОМС

В соответствии с п. 23 Приказа ФФОМС № 230 экспертиза качества медицинской помощи может осуществляться в двух видах:

  • Целевая экспертиза качества медицинской помощи;
  • Плановая экспертиза качества медицинской помощи.
Читайте так же:  Налог на прибыль налоговая база налоговые ставки

При этом целевая экспертиза качества медицинской помощи должна проводиться в следующих случаях (п. 25 Приказа ФФОМС № 230):

  • Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • Летальных исходов при оказании медицинской помощи;
  • Внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

Плановая же экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и проводится по случаям оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отобранным методом случайной выборки и по тематически однородной совокупности случаев. (п. 29 и 31 Приказа ФФОМС № 230).

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, не реже одного раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок (пункт 51 раздела VII настоящего Порядка). ФФОМС № 230).

Кто проводит экспертизу экспертизу в рамках ОМС

В соответствии с ч. 7 ст. 40 ФЗ № 326-ФЗ и п. 22 Приказа ФФОМС № 230 экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.

Экспертом качества медицинской помощи может быть врач — специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

Об экспертизе качества медицинской помощи вне рамок ОМС

Порядок осуществления данного вида экспертизы действует с 12 июня 2017 года на основании Приказа Минздрава России от 16.05.2017 № 226н (далее – Приказ № 226н). Данная экспертиза проводится вне рамок ОМС только при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами надзора:

  • при осуществлении государственного контроля – Росздавнадзором (в рамках 2 видов проверок (информация указана выше)
  • при осуществлении ведомственного контроля — федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Минздравом России, ФМБА, Минздравами, Департаментами, Комитетами здравоохранения субъектов РФ) в подведомственных им медицинских организациях.

ЭКМП в рамках государственного контроля проводится аттестованными в установленном порядке экспертами, привлекаемыми органами Росздравнадзора к проведению мероприятий по контролю.

Что касается ЭКМП ведомственного контроля, то здесь она проводится привлекаемыми органами надзора учеными и специалистами. При этом Приказом № 226н требований к уровню образования и стажу работы для ученых и специалистов, которые могут привлекаться органами надзора для осуществления ведомственного контроля не предусмотрено. (Более подробно О Порядке ЭКМП вне рамок ОМС читайте в новости «Не прошло и 5 лет как Минздрав утвердил порядок проведения ЭКМП вне рамок ОМС».

О докладе Федеральной антимонопольной службы по проблеме экспертизы качества медицинской помощи

В заключении статьи информируем наших читателей, о том, что Федеральной антимонопольной службой (ФАС) был подготовлен доклад о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности за 2015 год, который, в частности, затрагивал проблему проведения экспертизы качества медицинской помощи ( http://udmurtia.fas.gov.ru/analytic/16511 ).

По результатам проверки системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности ФАС пришел к выводу, что страховые компании, работающие в системе Обязательного медицинского страхования и Росздравнадзор, проводят экспертизу качества медицинской помощи незаконно.

Обосновывается данный вывод тем, что поскольку экспертиза качества медицинской помощи относится к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, она подлежит лицензированию. Но, при этом, ни фонды обязательного медицинского страхования, ни страховые медицинские организации не имеют соответствующих лицензий на медицинскую деятельность, и, кроме того, не требуют наличия данных лицензий у экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы качества медицинской помощи. Следовательно, делает вывод ФАС, экспертиза, проводимая ими, не является законной.

  • Юридические услуги
    • Юридическая помощь
      • Юридические консультационные услуги
      • Аналитика и прогнозирование
      • Нормопроектирование и законотворчество
      • Юридическое сопровождение и абонентское обслуживание
      • Проведение аудитов организаций сферы здравоохранения
      • Представление интересов организации в суде
      • Помощь и сопровождение при проверках органов надзора
      • Помощь в досудебном урегулировании споров с пациентами
      • Разработка документов, экспертиза документов
      • Внедрение медицинской и иной документации
      • Экспертиза случаев клинического лечения
      • Помощь в открытии и эксплуатации медицинской организации (включая лицензирование)
      • Защита чести, достоинства и деловой репутации врачей и клиник
      • Доступ к платным сервисам сайта
    • Документальная преграда
      • Отношения с пациентами
      • Взаимодействие с органами надзора
      • Организация труда и сотрудники
      • Индивидуальная разработка
      1. Настоящие условия использования (далее – «Условия») регулируют порядок взаимодействия пользователями сети «Интернет» (далее – «Пользователи») с бесплатными сервисами и функционалом сайта www.kormed.ru (далее – «Сайт»). Условия и порядок предоставления доступа к платным сервисам Сайта, а также условия и порядок оказания платных услуг ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» регулируются соответствующими офертами и (или) договорами.
      2. Во всем, что не предусмотрено настоящими Условиями, отношения между ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» и Пользователем в связи с использованием бесплатных сервисов и функционала Сайта регулируются правилами cookie,информацией об ограничении ответственности ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА», условиями обработки и использования персональных данных и действующим законодательством.
      3. Начиная использовать Сайт и (или) его отдельные функции, Пользователь считается принявшим настоящие Условия, а также условия всех указанных выше документов, в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия Пользователя с какими-либо из положений указанных документов, Пользователь не вправе использовать Сайт.
      4. Настоящие Условия могут быть изменены ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» без какого-либо специального уведомления, новая редакция Условий вступает в силу с момента ее размещения в сети Интернет по указанному в настоящем абзаце адресу, если иное не предусмотрено новой редакцией Условий. Действующая редакция Условий всегда находится на странице по адресу: http://kormed.ru/?show=terms-box. При этом использование Пользователем Сайта после внесения изменений в Условия означает принятие им таких изменений и его согласие на использование Сайта с внесенными изменениями.
      5. Информация и все материалы, размещенные на сайте www.kormed.ru (далее – «Сайт»), являются собственностью ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА».
      6. Настоящий Сайт предназначен исключительно для личного и некоммерческого использования. Любое копирование и размещение информации с Сайта на сторонних интернет-ресурсах и в прочих источниках возможно только с письменного разрешения ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА». По этим вопросам необходимо обращаться по адресу [email protected] Любые нарушения будут рассматриваться и преследоваться согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав».
      7. Несмотря на то, что Сайт периодически обновляется, информация на Сайте не обязательно является полностью актуальной, при этом ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» не обязано следить за актуальностью, обновлять или корректировать информацию на сайте.
      8. Сайт и любые содержащиеся на нем материалы и информация, могут быть изменены без уведомления Пользователей. ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» оставляет за собой право в любое время, менять ссылки на другие сайты, удалять с Сайта страницы и материалы, любым иным образом изменять размещенный на Сайте контент, а также вносить изменения в информационное наполнение Сайта.
      9. ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» имеет право без уведомления Пользователя и без объяснения причин в любое время удалить или отредактировать любую информацию, размещенную Пользователем в рамках Сайта.
      10. ООО «ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА» оставляет за собой право без уведомления Пользователя и без объяснения причин в любое время ограничить доступ Пользователя к Сайту (или к определенным функциям Сайта, если это возможно технологически).
      11. Пользуясь Сайтом, Пользователь в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дает свое согласие на получение сообщений рекламного характера. Пользователь вправе отказаться от получения сообщений рекламного характера по адресу [email protected]
      • Правила оказания платных юридических информационно-консультационных услуг (далее – Правила) являются официальным предложением ООО «Факультет медицинского права», именуемого в дальнейшем «Исполнитель», неопределенному кругу лиц, именуемых в дальнейшем «Заказчик», заключить Договор об оказании информационно-консультационных услуг (далее – Договор) на условиях настоящих Правил, что в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является публичной офертой.
      • Правила являются актом, который регулирует отношения между Исполнителем и Заказчиком, далее совместно именуемыми «Стороны», в процессе оказания платных юридических информационно-консультационных услуг (далее – юридические услуги).
      • Юридические услуги предоставляются в соответствии с настоящими Правилами, а также с учетом Прайс-листа Исполнителя, который расположен на интернет-сайте Исполнителя по адресу http://www.kormed.ru/.
      • Правила опубликованы в свободном доступе на интернет-сайте Исполнителя http://www.kormed.ru/.
      • Исполнителем является ООО «Факультет медицинского права» в лице генерального директора Габай Полины Георгиевны, действующего на основании Устава. Реквизиты Исполнителя представлены в разделе 11 Правил.
      • Заказчиком является любое физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее в соответствии с действующим законодательством право вступать в правоотношения подобного рода, выразившее желание получать юридические услуги и считать себя заключившим Договор с Исполнителем на условиях настоящих Правил.
      • Заказчик имеет право действовать через своих уполномоченных лиц или представителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, уведомив Исполнителя любым доступным способом.
      • Ввиду того, что в процессе исполнения Правил достоверной идентификации личности Заказчика не происходит, ответственность за незаконные действия в чужом интересе лежит на Заказчике.
      • Правила определяют предмет и условия исполнения Сторонами Договора, порядок, срок оказания, стоимость и порядок оплаты юридических услуг, права и обязанности Сторон, их ответственность и прочие условия.
      • Договор является сделкой, состоящей из акцептованной публичной оферты и ее неотъемлемых частей в виде приложений, чеков, в том числе электронных и иных документов, имеющих прямое отношение к данной сделке, размещенных на интернет-сайте Исполнителя, в личном кабинете Заказчика, приобщенных к электронной переписке Сторон, фактически переданных Сторонами друг другу.
      • При желании Заказчика и (или) Исполнителя Договор может быть заключен в простой письменной форме. Если Заказчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, простая письменная форма Договора является обязательной.
      • Полным и безоговорочным принятием (акцептом) условий настоящей публичной оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ считается осуществление Заказчиком определенных конклюдентных действий, обозначенных в разделе 2 Правил.
      • Акцептом оферты является подача Заказчиком онлайн-заявки через интернет-сайт Исполнителя – http://www.kormed.ru/. Подача онлайн-заявки подразумевает обязательное ознакомление и согласие Заказчика с:
        • условиями настоящих Правил http://www.kormed.ru/;
        • политикой конфиденциальности http://www.kormed.ru/;
        • согласием на обработку персональных данных http://www.kormed.ru/;
        • информацией об ограничении ответственности http://www.kormed.ru/;
        • Прайс-листом Исполнителя http://www.kormed.ru/.
      • Акцептом настоящей публичной оферты Заказчик подтверждает, что он знал о своем праве любыми доступными способами, обозначенным на интернет-сайте Исполнителя, задать Исполнителю вопросы и получить ответы касательно действия и исполнения настоящих Правил, порядка и условий оказания юридических услуг и так далее.
      • Любыми доступными способами признаются в частности: телефонная или ip связь, Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта, онлайн-консультант интернет-сайта Исполнителя.
      • Фактом, дополнительно свидетельствующим о полном и безоговорочном акцепте публичной оферты, признается оплата Заказчиком юридических услуг и (или) фактическое оказание юридических услуг Исполнителем по просьбе и с согласия Заказчика.
      • Акцепт оферты равносилен заключению Договора об оказании информационно-консультационных услуг и свидетельствует, что Заказчик ознакомлен и согласен со всеми положениями настоящих Правил.
      • Предметом Договора является оказание Исполнителем юридических услуг, а именно юридическое консультирование по интересующим Заказчика правовым вопросам в сфере здравоохранения.
      • Юридические услуги предоставляются Заказчику в соответствии с перечнем и стоимостью услуг, указанных в Прайс-листе Исполнителя, действующем на момент акцепта оферты Заказчиком.
      • За оказание юридических услуг по Договору Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение в порядке, определенном в разделах 4 и 6 Договора и конкретизированном в характеристике заказа.
      • Юридические услуги предоставляются в форме устной или письменной консультации.
      • Юридические услуги в форме устной консультации оказываются по местонахождению Исполнителя (125252, г. Москва, ул. Алабяна, д. 13, корп.1) или в дистанционном виде с использованием различных средств удаленного консультирования, в частности: телефонная или ip связь, иные виды современной связи (Skype, WhatsApp, Viber, другие), позволяющие осуществлять устную коммуникацию сторон.
      • Юридические услуги в форме устной консультации могут оказываться в ином месте, которое согласовывается Сторонами любыми доступными способами.
      • Юридические услуги в форме письменной консультации могут быть представлены как в отложенном, так и в интерактивном режиме. После получения письменной консультации Заказчик вправе в течение 15 календарных дней получить пояснения Исполнителя в устной форме в пределах 15 минут. При желании получить пояснения сверх указанного времени, Заказчик имеет право на получение платной консультации на условиях настоящих Правил.
      • Консультация в отложенном режиме предполагает подготовку Исполнителем письменного ответа на строго определенный(-ые) вопрос(-ы) Заказчика. Ответ оформляется на русском языке в формате word и (или) pdf и приобщается к информации о заказе в личном кабинете Заказчика. По желанию Заказчика ответ может быть направлен на его электронную почту или передан ему иными доступными и бесплатными для Исполнителя способами.
      • Письменная консультация в интерактивном режиме предоставляется по электронной почте или с использованием других электронных сервисов (Skype, WhatsApp, Viber, другие).
      • Дата и время оказания юридических услуг, форма, вид и режим консультации, ее продолжительность, стоимость и иные условия оказания юридических услуг определяются в характеристике заказа в личном кабинете.

      ПОРЯДОК И СРОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

      • Заказчик, желающий получить юридические услуги (консультацию) и оформить соответствующий заказ, заполняет и отправляет онлайн-заявку на интернет-сайте Исполнителя http://www.kormed.ru/ , отражая в поле «Дополнительная информация» свои пожелания относительно условий получения консультации (форма, вид, предмет — вопрос(-ы) консультации, сроки получения, иные ее характеристики). Дополнительно Заказчиком к онлайн-заявке могут быть приобщены необходимые документы. При отправке онлайн-заявки обязательным предварительным условием является ознакомление и согласие Заказчика с положениями, предусмотренными п. 2.2. Правил.
      • После подачи онлайн-заявки автоматически формируется личный кабинет Заказчика на интернет-сайте Исполнителя, а заказу присваивается уникальный номер. Юридически значимое взаимодействие Сторон (согласование итоговых условий оказания услуг, обмен документами, контактными данными, другое) происходит посредством использования личного кабинета Заказчика, если иное не согласовано Сторонами. Заказчик имеет прямой доступ к личному кабинету через систему авторизации. Исполнитель имеет опосредованный доступ к личному кабинету Заказчика за счет автоматического изменения характеристики и иных сведений о заказе в личном кабинете Заказчика при внесении Исполнителем соответствующей информации в рабочей интернет-зоне Исполнителя.
      • После поступления онлайн-заявки от Заказчика, Исполнитель связывается с ним по указанным контактным данным для уточнения и согласования характеристики заказа (условий оказания юридических услуг, а также получения необходимых сведений). Условия оказания услуг, в том числе их стоимость, дата, время, срок оказания, иные условия и сведения после согласования с Заказчиком фиксируются Исполнителем, что автоматически отражается в личном кабинете Заказчика.
      • После согласования Сторонами характеристики заказа, Заказчику на указанный им адрес электронной почты направляется соответствующее уведомление с информацией о заказе и о возможности его оплаты, в том числе об активации кнопки онлайн-оплаты в личном кабинете.
      • Оплата Заказчиком заказа свидетельствует о полном и безоговорочном согласовании характеристики заказа и иных условий оказания юридических услуг в рамках Договора. С момента оплаты заказа условия Договора считаются окончательно согласованными, подтвержденными и изменению не подлежат, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
      • При желании Заказчика до оплаты внести изменения в характеристику заказа, Заказчик информирует об этом Исполнителя любым доступным способом, вследствие чего процедура согласования условий оказания услуг, описанная в п. 4.3. – 4.4. Правил, может быть повторена.
      • Заказчик самостоятельно отслеживает в личном кабинете все изменения о заказе и его статус. Любое значимое для Заказчика изменение заказа подкрепляется соответствующим уведомлением на указанный Заказчиком адрес электронной почты.
      • Срок оказания юридических услуг определяется следующим образом:
        • При проведении очной или дистанционной устной консультации и письменной консультации в интерактивном режиме в характеристике заказа фиксируются согласованные Сторонами дата и время начала и окончания консультации, исходя из ее продолжительности (минимум 1 час). Время резервируется за Заказчиком и гарантированно сохраняется за ним только при предварительной оплате заказа, если не предусмотрено иное. Время начала консультации может быть сдвинуто Исполнителем в пределах 15 минут без согласования с Заказчиком.
        • При проведении письменной консультации в отложенном режиме в характеристике заказа фиксируется согласованный Сторонами срок оказания услуг в рамках заказа: количество рабочих дней, необходимых Исполнителю для подготовки письменной консультации. Срок оказания услуг начинает течь со дня, следующего за днем оплаты Заказчиком заказа и предоставления Исполнителю информации и документации, необходимой последнему для исполнения своих обязательств.
      • Стороны в любой момент исполнения Договора могут приобщать посредством использования личного кабинета необходимую информацию, документы, материалы и прочие данные, касающиеся предмета настоящих Правил.
      • В случае повторного обращения Заказчика к Исполнителю за получением юридических услуг, последний заключает с Заказчиком новый Договор в соответствии с действующей на момент обращения редакцией Правил.

      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

      • Исполнитель обязуется:
        • Исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями настоящего Договора, а также обязательствами и требованиями закона, иных правовых актов, а при их отсутствии – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиям.
        • Приступить к оказанию юридических услуг после поступления оплаты от Заказчика согласно разделу 6 Договора или на иных условиях, определенных настоящими Правилами и характеристикой заказа.
        • Оказать юридические услуги в соответствии с Договором и в объеме, определенном характеристикой заказа в личном кабинете.
        • Давать разъяснения Заказчику по вопросам исполнения Договора, а также по предоставляемым Исполнителем материалам.
        • Вернуть Заказчику подлинники документов (в случае их передачи в соответствии с описью, подписанной Заказчиком). Подлинники документов передаются Заказчику лично под роспись.
        • Соблюдать иные условия Договора и не допускать нарушения его положений.
      • Заказчик обязуется:
        • Исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями настоящего Договора, а также обязательствами и требованиями закона, иных правовых актов, а при их отсутствии – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
        • Оплатить юридические услуги Исполнителя в размере, в порядке, в сроки и на иных условиях Договора с учетом согласованного заказа.
        • Своевременно предоставлять Исполнителю информацию, материалы и документы, необходимые для выполнения Исполнителем своих обязательств по Договору согласно его письменным/устным рекомендациям и запросам. Информация, материалы и документы могут передаваться Исполнителю любым доступным способом, в том числе посредством личного кабинета.
        • В случае оказания юридических услуг в форме очной устной консультации, обеспечить своевременную явку уполномоченных лиц или представителя по адресу местонахождения Исполнителя (адресу места оказания услуг).
        • Своевременно уведомлять Исполнителя доступными способами о любых изменениях в списке своих уполномоченных лиц или представителей.
        • В случае оказания юридических услуг в ином согласованном Сторонами месте за пределами города Москвы, возместить транспортные и иные расходы на прибытие специалистов (консультантов) Исполнителя к месту оказания услуг и обратно, а также при необходимости оплатить расходы на проживание (включая оплату услуг гостиницы).
        • Четко формулировать вопросы Исполнителю, касающиеся предмета Договора.
        • В течение срока действия Договора и двенадцати месяцев с момента его окончания не побуждать сотрудников или консультантов Исполнителя покинуть свою работу или прекратить сотрудничество с Исполнителем и перейти на работу к Заказчику или третьему лицу, не привлекать указанных лиц для оказания юридических услуг вне рамок Договора.
        • Соблюдать иные условия Договора и не допускать нарушения его положений.
      • Исполнитель вправе:
        • Получать от Заказчика информацию, документы, материалы, разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для выполнения своих обязательств, полагаться без дополнительной проверки на их правильность и достоверность.
        • В случае непредоставления либо неполного и/или неверного предоставления Заказчиком информации, документов и материалов, Исполнитель имеет право приостановить исполнение своих обязательств по Договору до представления необходимой информации, документов и материалов либо отказаться от исполнения своих обязательств по Договору.
        • Самостоятельно определять дату, время, срок оказания услуг, а также работников и специалистов, оказывающих юридические услуги.
        • Привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по Договору, в том числе лиц, не состоящих в штате Исполнителя, которые в целях Договора считаются специалистами Исполнителя.
        • Получать вознаграждение за оказание юридических услуг, определенных Договором.
        • В течение срока действия Договора Исполнитель оказывает юридические услуги только Заказчику или его уполномоченным лицам либо представителю (-ям).
        • Исполнитель имеет право выполнить свои обязательства досрочно.
        • Исполнитель оставляет за собой право не давать ответы, носящие характер прямой рекомендации, если у Исполнителя есть сомнения в однозначности трактовки отдельных законодательных положений, либо если поставленный Заказчиком вопрос не урегулирован законодательно. Исполнитель имеет право высказывать свое мнение по поводу неурегулированных вопросов, что не является прямой рекомендацией Заказчику действовать тем или иным образом.
        • Если юридические услуги оказываются в форме устной консультации, Исполнитель имеет право вести учет времени оказания юридический услуг, однако Исполнитель не берет на себя обязанность предупреждать Заказчика (его уполномоченных лиц или представителя) о превышении предполагаемой продолжительности устной консультации.
      • Заказчик вправе:
        • Получать от Исполнителя юридические услуги в соответствии с условиями настоящих Правил.
        • Самостоятельно принимать решение о целесообразности использования предложений и рекомендаций Исполнителя по результатам оказания услуг. Все предложения и рекомендации Исполнителя не являются для Заказчика обязательными и носят исключительно рекомендательный характер.
        • В соответствии с описью, подписанной Заказчиком, истребовать подлинники документов, предоставленные Исполнителю в рамках Договора.

      СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

      • Стоимость юридических услуг определяется в каждом конкретном случае подачи онлайн-заявки Заказчиком, с учетом Прайс-листа Исполнителя, в зависимости от желаний и потребностей Заказчика, а также характеристик заказа. Стоимость услуг не облагается НДС (Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 28.05.2009 г. № 1573).
      • Оказание юридических услуг осуществляется на условиях их 100% предварительной оплаты Заказчиком, если иное не предусмотрено характеристикой заказа. Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг Заказчику только при поступлении денежных средств на расчетный счет Исполнителя, если иное не предусмотрено характеристикой заказа .
      • Объем и характеристика оказываемых по Договору юридических услуг согласуется в порядке, определенном в разделе 4 Правил, и отражается в личном кабинете. В случае увеличения объема оказываемых услуг, производится перерасчет оплаты услуг в соответствии с Прайс-листом Исполнителя. В таком случае Заказчик осуществляет оплату в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня фактического оказания Исполнителем юридических услуг.
      • Оплата за оказание юридических услуг по Договору наличными денежными средствами производится в кассу Исполнителя с выдачей последним документа, подтверждающего оплату (кассового чека или квитанции установленного образца).
      • Оплата за оказание услуг по Договору в безналичном порядке производится на основании выставленного счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. В безналичном порядке оплата может производиться платежными картами.
      • Оплата в безналичном порядке возможна также посредством использования специализированной платежной онлайн-системы (сервиса), доступной через личный кабинет. Оплачивая заказ посредством сервиса на интернет-сайте Исполнителя, Заказчик выражает свое согласие на использование данных в целях направления кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на предоставленный номер телефона либо адрес электронной почты в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
      • Кроме оплаты Исполнителю стоимости юридических услуг, Заказчик дополнительно возмещает все произведенные и документально подтвержденные расходы Исполнителя, связанные с оказанием юридических услуг, в том числе по привлечению дополнительных специалистов, транспортные расходы, расходы на проживание (в случае необходимости выезда за пределы г. Москвы), иные расходы, связанные со сбором информации и проведением консультирования. Такие расходы предварительно согласовываются Сторонами любым доступным способом.
      • Перечень юридических услуг и их стоимость (Прайс-лист Исполнителя) может быть изменен Исполнителем в любое время. Новый Прайс-лист вступает в силу с момента его опубликования на интернет-сайте Исполнителя, если иной срок вступления в силу не определен дополнительно при опубликовании. Стоимость услуг по оформленным и оплаченным, но не исполненным заказам (за исключением аннулированных), не подлежит изменению.

      КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

      • Неотъемлемой составляющей акцепта оферты является ознакомление и согласие Заказчика с политикой конфиденциальности и дача согласия на обработку персональных данных с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных».
      • Принимая условия настоящих Правил, Заказчик дает согласие на обработку Исполнителем (включая его работников и иных лиц, привлеченных им для исполнения обязательств) своих персональных данных (данных своих уполномоченных лиц и представителей), а также любой иной информации и документации, предоставляемой Исполнителю в рамках исполнения Договора, в том числе той, что определяется автоматически современными средствами фиксации, например: номер телефона, адрес электронной почты, IP- адрес, другие данные.
      • Стороны признают, что вся информация, которой они обмениваются в процессе заключения и исполнения Договора, включая его условия, является конфиденциальной, не подлежит разглашению и передаче третьим лицам, за исключением работников, специалистов Сторон и иных лиц, привлеченных Сторонами для исполнения своих обязательств по Договору. Исключением также являются иные ситуации, когда это напрямую вытекает из обязательств Сторон по Договору либо требований законодательства или контролирующих органов. Стороны обязаны обеспечить сохранность такой информации путем уведомления третьих лиц, включая работников и специалистов, о невозможности ее распространения.
      • Каждая из Сторон должна принимать разумные меры, направленные на ограничение доступа третьих лиц, не указанных в п. 7.3. Договора, к конфиденциальной информации другой Стороны, включая (но не ограничиваясь) положениями и условиями Договора.
      • Любая передача конфиденциальной информации третьим лицам, опубликование или иное ее разглашение может осуществляться только с письменного согласия на это другой Стороны.
      • К конфиденциальной информации не относится информация, которая отнесена действующим законодательством Российской Федерации к категории открытой, и раскрытие которой вменено в обязанность одной из Сторон.
      • Исполнитель информирует Заказчика о том, что все результаты деятельности Исполнителя по Договору являются его интеллектуальной собственностью и защищаются в соответствии с частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Заказчик вправе использовать указанные результаты только для собственных нужд, предусмотренных Договором. Использование результатов деятельности Исполнителя иными способами возможно только после дополнительного согласования. В том числе указанное ограничение подразумевает запрет на публикацию результатов интеллектуальной деятельности в Интернете, использование в презентациях, докладах и любых иных материалах, производимых либо распространяемых Заказчиком. Передача результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам запрещена, за исключением случаев, когда такая передача вытекает из существа Договора. В случае нарушения настоящего пункта Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере 250 000 (двести пятьдесят) тысяч рублей.
      • За разглашение конфиденциальной информации и нарушение авторских прав Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
      • Стороны обязуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществлять защиту персональных данных работников и специалистов Сторон (уполномоченных лиц и представителей Сторон, а также иных привлеченных лиц и специалистов), полученных в рамках Договора, от несанкционированного доступа, уничтожения, раскрытия, передачи или иного ненадлежащего использования со стороны своих работников, специалистов, уполномоченных лиц, представителей, субподрядчиков и иных привлекаемых Сторонами лиц. Однако Стороны пришли к взаимному согласию о возможности и целесообразности передачи конфиденциальной информации и персональных данных, обрабатываемых в рамках исполнения Договора, в личном кабинете (защищенном протоколом https), а при необходимости также по электронной почте Сторон, несмотря на то, что такая передача информации будет производиться по незащищенным каналам связи, в связи с чем возможна ее утечка и (или) иное непреднамеренное нарушение конфиденциальности. Стороны договорились не иметь друг к другу претензий ввиду нарушения конфиденциальности информации в результате ее пересылки по незащищенным каналам связи, если не будет доказана вина другой Стороны.
      • Стороны обязуются не передавать и не показывать третьим лицам материалы, документы и информацию (в том числе деловую информацию) другой Стороны. Данный пункт Договора не распространяется на работников (специалистов) Исполнителя, а также иных лиц, привлекаемых для исполнения обязательств по Договору.

      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

      • За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
      • При несоблюдении определенных сроков расчета за юридические услуги по Договору, Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере 1% от общей суммы задолженности за каждый день просрочки.
      • Исполнитель несет ответственность за сохранность предоставленных ему Заказчиком по описи оригиналов документов и материалов, а Заказчик несет ответственность за полноту и достоверность информации, документов и материалов, передаваемых им Исполнителю.
      • Исполнитель не несет ответственности перед Заказчиком за любой косвенный, специальный, последующий ущерб, упущенную выгоду, потери прибыли или доходов и любой другой непрямой ущерб. Максимальный размер ответственности Исполнителя по Договору не может превышать стоимости юридических услуг, оказанных Исполнителем по Договору.
      • В случае нарушения п.п. 5.2.8. Договора Заказчик обязуется выплатить Исполнителю штраф за каждого привлеченного сотрудника или консультанта Исполнителя в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей.
      • Исполнитель не несет ответственности за несвоевременное выполнение Договора, обусловленное непредставлением или несвоевременным предоставлением Заказчиком информации, материалов, документов по запросу Исполнителя или неявкой (несвоевременной явкой) уполномоченных лиц или представителей Заказчика по местонахождению Исполнителя (месту оказания юридических услуг).
      • В случае опоздания уполномоченных лиц или представителей Заказчика (при оказании очной устной консультации), временем начала оказания юридических услуг считается согласованное Сторонами время их начала.
      • В случае невозможности исполнения Договора, возникшей по вине Заказчика, юридические услуги подлежат оплате в полном объеме.
      • Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, признаваемых таковыми и подтверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случае форс-мажорных обстоятельств, возникших помимо воли и желания Сторон и которые нельзя было предвидеть и/или избежать. Сумма, уплаченная за оказанные на этот момент юридические услуги, возврату не подлежит.
      • Сторона, которая не может исполнить своих обязательств в соответствии с п. 8.9. Договора, обязана незамедлительно известить другую Сторону об указанных обстоятельствах.
      • Стороны обязуются все возникающие разногласия решать путем переговоров. При неурегулировании Сторонами возникших разногласий, спор разрешается в суде с соблюдением правил о подведомственности и подсудности (в Арбитражном суде города Москвы, если Заказчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; в суде по месту нахождения Исполнителя или в суде по месту жительства или пребывания Заказчика, если заказчик – физическое лицо), с соблюдением претензионного порядка.
      • Сторона, считающая, что ее права нарушены, обязана направить другой стороне письменную претензию. Срок ответа на претензию для каждой из Сторон составляет 20 календарных дней. В случае неполучения ответа либо несогласия с ответом, Сторона вправе обратиться в суд согласно п. 8.11. Договора.

      СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ЕГО РАСТОРЖЕНИЕ

      • Договор вступает в силу с момента подачи Заказчиком онлайн-заявки. Договор действует до выполнения Сторонами своих обязательств по оформленному и оплаченному Заказчиком заказу в соответствии с условиями настоящих Правил.
      • Договор прекращает свое действие по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
      • Договор может быть изменен или расторгнут по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по соглашению сторон. Сторона, желающая расторгнуть или изменить Договор, обязана письменно уведомить другую Сторону о намерении расторгнуть или изменить Договор. При наличии согласия другой Стороны и достижении соответствующих договоренностей по условиям расторжения или изменения Договора, Стороны оформляют Соглашение о расторжении договора или Дополнительное соглашение об изменении положений Договора.
      • Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора при условии оплаты Исполнителю фактически оказанных услуг и понесенных им расходов. Отказ реализуется путем направления Заказчиком письменного уведомления Исполнителю. В случае отказа Заказчика от оказания юридических услуг менее чем за 3 (Три) рабочих дня до согласованной даты начала оказания юридических услуг, произведенная Заказчиком оплата услуг считается фактически понесенными расходами Исполнителя и возврату Заказчику не подлежит. Излишне оплаченные Заказчиком денежные средства подлежат возврату Исполнителем в течение 14 календарных дней с момента получения от Заказчика уведомления об отказе от Договора.
      • Исполнитель вправе в любое время без объяснения причины отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке. Отказ реализуется путем направления Исполнителем письменного уведомления Заказчику. Стоимость предоплаты возвращается Заказчику в течение 14 календарных дней за исключением стоимости фактически оказанных услуг и понесенных расходов Исполнителя.
      • Прекращение действия Договора не освобождает Стороны от выполнения своих обязательств и ответственности, возникших до даты прекращения действия Договора.
      • Положения настоящих Правил могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления Заказчика. Новая редакция Правил вступает в силу с момента ее опубликования на интернет-сайте Исполнителя (если иное не предусмотрено новой редакцией Правил) и является обязательной к исполнению Сторонами. К оформленным и оплаченным заказам применяется редакция Правил, действовавшая на момент подачи Заказчиком онлайн-заявки (акцепта оферты).
      • Каждая из Сторон должна выполнять свои обязанности надлежащим образом в соответствии с требованиями Договора и законодательства Российской Федерации, а также оказывать другой Стороне всевозможное содействие в выполнении ее обязанностей.
      • Все дополнительные соглашения и приложения к Договору являются его неотъемлемой частью.
      • После оказания юридических услуг Стороны подписывают двусторонний акт об оказании услуг. Заказчик обязуется подписать акт об оказании услуг в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней после его получения и незамедлительно организовать его доставку Исполнителю либо направить Исполнителю мотивированный отказ от подписания акта.
      • Фактическое исполнение Сторонами взятых на себя обязательств свидетельствует об исполнении Договора, в том числе об оказании Исполнителем юридических услуг в соответствии с согласованной характеристикой заказа. Дополнительный Акт об оказании услуг сторонами не оформляется, однако может быть оформлен по требованию одной из Сторон.
      • Права и обязанности Заказчика могут осуществляться его уполномоченным лицом или представителем в силу и в пределах полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
      • Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .
      Читайте так же:  Приказ пенталгин