Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Слово «прокурор» произошло от латинского «procuro» — забочусь, надзираю. Именно этой надзорной функцией отличается российская прокуратура. Задуманная и учрежденная Петром I как «око государево», прежде всего, прокуратура надзирает за единообразным и точным исполнением законов, обеспечением законности. И подтверждение тому мы находим в словаре Даля: «ПРОКУРОР- чиновник, наблюдающий по суду или по губернии за верным применением и точным исполнением законов». Один из представителей США (когда знакомился с этим направлением) назвал «бюро жалоб простого человека». Ежегодно в прокуратуру РФ обращаются сотни тысяч граждан.

Итак, служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Следователи прокуратуры осуществляют расследование уголовных дел по поручению руководства прокуратуры, отнесенных в соответствии со статьей 151 УПК РФ отнесенных к подследственности органов прокуратуры, проверку сообщений и заявлений о преступлениях в порядке, осуществляют выезды на место происшествия, производство при этом неотложныхпроверочных и следственных действий, исполняют отдельные поручения. Следователи прокуратуры работают в основном с бумагами и, естественно, с людьми, которые проходят по делу в качестве свидетелей. Если установлены сами преступники — значит, с ними, непосредственно здесь допрашивают их, проводят какие-то следственные действия — очные ставки, опознания.

Прокурор-криминалист осуществляет надзорпо уголовным делам, находящимся в производстве следователей прокуратуры, проводит методическую работу по вопросам расследования преступлений, подследственных органам прокуратуры, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов осуществляет проверки законности правовых актов администрации города, поселковых и сельских администраций, особенностями надзора за исполнением законодательства о соблюдении прав человека и гражданина, проведением проверок по обращениям граждан, предприятий, учреждений и организаций и т.д.

Группы по надзору за предварительным следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел осуществляют текущий надзор за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, законностью разрешения сообщений и заявлений о преступления в УВД города и его территориальных подразделениях.

Надо сказать, что каждый вид деятельности прокурора сказывается на психике. Что имеет и отрицательное влияние на психологию, имеет место профессиональная деформация. И сами прокуроры и следователи отмечают, что с годами у них появляется особый взгляд на людей, попавших в сферу уголовного судопроизводства, больше появляется обвинительный уклон, не всегда объективный, подозрительность, мнительность. Во многом психология работников прокуратуры предопределялась системой, теми функциями, которые они выполняли в государстве, теми требованиями, которые к ним предъявлялись.

По полному праву можно сказать, что любой прокурор, стремящийся выполнить свои обязанности, постоянно работает в условиях дефицита времени и нервного напряжения. Этот фундаментальный факт должен быть известен как лицам, желающим стать прокурорами, так и лицам, формулирующим задачи прокуратуры, а соответственно и прокуроров. Напряжённость труда объясняется: трудностями планирования работы при возникновении большого количества ситуаций, требующих быстрого решения (запросы, заявления, внезапные происшествия); нестандартностью многих задач, в особенности связанных с экономическими отношениями, поддержанием законности; конфликтностью отношений, связанной с разнообразием и даже противостоянием интересов лиц, находящихся или могущих оказаться в сфере прокурорской деятельности; лоббированием различных интересов и оказанием постоянного давления на прокуратуру. Дополнительные трудности возникают также и в связи с отсутствием нормальной техники работы с информацией. Всё это требует значительных затрат труда и времени, высокого нервного напряжения, большой самоотдачи. Надо отметить, что следователи прокуратуры часто задерживаются на работе до 24 – 2 часов ночи. Скорее всего, именно этим во многом определяется текучесть кадров, нежелание опытных юристов заниматься этой деятельностью. Во всяком случае, работа юристов в органах прокуратуры является насыщенной, крайне интересной и полезной. Но, если обратиться к материальной стороне вопроса, то не каждый государственный орган будет платить начинающему юристу такую зарплату. Часто, многие организации с удовольствием берут молодых специалистов после работы в прокуратуре. Также очень ценятся адвокаты, которые проработали в этой системе.

Обычно, в прокуратуре бывают какие-либо вакансии, но часто их место расположения находится в районе, селе. При устройстве на работу в прокуратуру, как правило, вам будет нужно пройти как бы экзамен в нескольких отделах прокуратуры, поэтому предварительно следует повторить УК, УПК и, если вы устраиваетесь в общий надзор, соответствующие нормативные акты.

Прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов. И, несмотря на всю сложность работы, должность прокурора почетна и привлекательна для любого начинающего юриста.

Процессуальный статус прокурора

Главная > Реферат >Государство и право

1. Структура профессиональной деятельности прокурора…………………… 4

2. Психологические особенности деятельности и речи прокурора в суде…. 6

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что специальных исследований, посвященных психологическому анализу труда прокуроров, до последнего времени почти не проводилось. В учебниках по юридической психологии, как правило, дается лишь общая психологическая характеристика выступления прокурора в суде, прочие же аспекты его работы практически не затрагиваются.

Профессиональная деятельность прокурора является сложной и многосторонней. Основные направления, цели, задачи, служебные обязанности прокуроров определяются функциями органов прокуратуры, сформулированными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Анализируя функции, содержание и условия работы прокурора, можно вычленить ряд важнейших психологических особенностей его профессиональной деятельности, определить ее структуру, сформулировать основные требования профессии к психологическим качествам специалистов.

Объект исследования источники юридической психологии.

Предмет исследования — непосредственно психологические особенности деятельности прокурора в суде

Целью данной работы является анализ психологии деятельности и личности прокурора в суде.

— рассмотреть структуру деятельности прокурора:

— определить психологические особенности деятельности прокурора в суде;

— рассмотреть психологические особенности речи прокурор в суде.

1. Структура профессиональной деятельности прокурора

В структуре профессиональной деятельности государственного обвинителя существенное значение имеет конструктивная (реконструктивная) сторона деятельности. Сущность ее заключается в анализе, синтезе всей информации, собранной по делу в ходе предварительного и суде следствия, под углом зрения разработки концепции государственного обвинения. Конструктивная деятельность представляет собой динамический процесс поиска и установления истины. В ходе этих поисков у прокурора последовательно возникают сначала гипотезы, а затем определенные концепции, которые он и излагает в своей речи. Говоря о конструктивной деятельности, мы подразумеваем, что она может носить и реконструктивный характер. Когда прокурор знакомится с материалами предварительного следствия, его деятельность в основном направлена на реконструкцию события преступления, которое имело место в прошлом, по тем собранным следователем доказательствам, которые представлены им в системе уловного дела. Далее на основе изучения материалов дела прокурор планирует его судебную перспективу и здесь его деятельность носит уже конструктивный характер, так как она направлена в будущее. В этой стороне деятельности реализуется общий и специальный интеллектуальный потенциал прокурора, его оперативная и долговременная память, его способность к аналитическому и синтетическому мышлению. В ряде случаев, особенно на начальном этапе работы, прокурор может использовать и эвристические способы анализа информации, в процессе которых реализуются его интуиция и воображение.

Читайте так же:  Гражданский кодекс рф ст 330

К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся: 1

1 Розин В.М. Психология для юристов — М., 2007. с. 64.

— универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),

— организаторский характер прокурорской деятельности;

— искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);

— принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры — заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.

2. Психологические особенности деятельности и речи прокурора в суде

Искусство судебной речи — это искусство убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов, убедительной их оценки. Немаловажную роль играет при этом мастерство судебной речи, связанное с мастерством логического анализа и образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играет психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение. Однако судебная речь не является обособленным актом — она должна быть тесно увязана с результатами судебного следствия. Только те доказательства, которые получены в судебном следствии, могут быть положены в основу судебной речи, в формирование окончательной процессуальной позиции участника судебных прений. 1 Различается структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи — это ее композиционный план, логика и психология ее построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений. Цель судебной речи — оказать убедительное, аргументированное воздействие на суд, на формирование внутреннего убеждения судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различается вступительная, основная и заключительная части судебной речи. 2

Эффективное построение вступительной части судебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача выступления — вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, вызвать ее интерес,

1 Романов В.В. Юридическая психология. — М., 2008. с. 36-37

2 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М. 2002. с.98.

установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

В основной части судебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Важной психологической задачей здесь является удержание внимания аудитории. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Для этого необходима предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их внутренней взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей, которые должны понимать программу речи оратора, предвидеть тот путь, по которому пойдет обвинитель или защитник.

Стержнем основной части судебной речи является изложение фактических обстоятельств дела. Однако это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде: так, как событие развивалось в действительности, или так, как оно было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

Особое место в судебной речи занимают так называемые личностные доказательства — психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными. Известно, что суждения о людях зависят от отношения к ним. Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Личностные характеристики, даваемые им, не могут совпадать. Но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки -отзывы о подсудимом и потерпевшем хорошо знавшими их людьми.

Нравственно-психологическая оценка поведения преступника -итоговая концовка основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый навстречу своему преступлению или оно как рок, неумолимо настигало его в узком ущелье жизненных невзгод? Стремился ли сознательно человек совершить зло или оно настигало его самого?

Искусством судебной речи в таком сообщении, в результате которого судьи сами добавили недоговоренное, и была вызвана их позиционная солидарность. Но это вовсе не означает, что судебное красноречие важнее юридического рассмотрения дела.

Обвинительная деятельность прокурора должна сочетаться со всеми остальными его обязанностями. Прокурор обязан реагировать на любое нарушение закона. 1

Если данные следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, прокурор обязан отказаться от поддержания обвинения. На прокуроре лежит ответственность за обеспечение прав личности, за ограждение невиновных от ответственности. Прокурор не стоит над судом — он призван содействовать его успешной деятельности. Однако в практике судопроизводства нередки случаи высокомерного и бестактного поведения отдельных прокуроров. 2

Обвинительная речь прокурора воспринимается обычно на фоне

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. — М. 2001. с. 146.

2 Еникеев М. И. Юридическая психология. — М., 2004. с. 102.

значительного психического напряжения, в условиях острой судейской борьбы. Речь прокурора призвана отвечать определенным социальным ожиданиям. Его выступление имеет существенное обшепредупредительное значение. Однако наступательность обвинительной речи прокурора ничего общего не имеет с нервозностью, крикливостью, фразерством и позой начальника. Единственная опора его речи — система неопровержимых доказательств. А украшением его речи являются не общие слова, а конкретные факты, их систематизированность.

Речь прокурора состоит из следующих частей: 1

1. Вступительная часть.

2. Изложение фактических обстоятельств деяния, фабулы дела.

3. Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

4. Обоснование квалификации преступления.

5. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего,

6. Предложения о мере наказания.

7. Вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба.

8. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления. Предложения по их устранению.

Большой ошибкой многих прокуроров является пересказ материалов дела, вместо квалифицированного анализа доказательств. Прокурор должен оставаться высококвалифицированным юристом, а не превращаться в посредственного рассказчика. Он должен убедительно «спаять» разрозненные факты в единый блок доказательств. Он должен доказать доброкачественность этих доказательств, их достоверность и процессуальную допустимость. Если подсудимый отрицает свою виновность,

1 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М. 2008. с.122.

то обязанность прокурора — детально рассмотреть приводимые подсудимым доводы, сопоставить их с другими неопровержимыми доказательствами, показать их несостоятельность. Анализу подлежат и все экспертные заключения.

Особенно тщательное исследование должно быть произведено в случаях, когда обвинение основано на косвенных доказательствах. Взаимосвязь этих доказательств скрыта, опосредована промежуточными обстоятельствами. Прокурор призван сделать эти связи очевидными. Осуществляя квалификацию преступления прокурору следует раскрыть содержание соответствующей статьи уголовного кодекса, обосновать правильность ее применения, раскрыть объективные и субъективные стороны соответствующего состава преступления. Раскрывая цели и мотивы преступления, прокурор должен проявить и психологическую эрудицию. Мастером психологического анализа он должен показать себя при анализе личностных особенностей подсудимого и потерпевшего. При назначении наказания должны быть учтены личностные особенности подсудимого — таково требование закона. Данные о личности подсудимого должны иметь типологическое значение, раскрыть образ жизни индивида, общий стиль его поведения, ценностную направленность, иерархическую структуру его мотивационной сферы. При характеристике личности подсудимого раскрывается личность самого прокурора, его отношение к людям, понимание их проблем, отношение к их горестям. Самым внимательным слушателем речи прокурора является сам подсудимый. Он, конечно, не ждет похвалы за свои деяния. Нередко подсудимый уже сам себя жестоко осудил самым страшным приговором — приговором своей совести. И если в свой трагический час человек слышит одни черные слова — это может окончательно сломить его.

Как отмечал А.Ф. Кони, увлечение в защите простительно, увлечение в обвинении непростительно.

Характеристика личности подсудимого прокурором — наиболее сложная часть его речи. При этом нередко наблюдается тенденция крайнего «сгущения красок» вплоть до недопустимого унижения человеческого достоинства. Прокурор дает характеристику человеку, который еще не признан преступником. Но даже и в совершенном преступлении не всегда проявляется вся личность. Иногда в деянии обнаруживается не ценностные ориентации личности, а лишь ее регуляционные особенности. Часто личностные черты индивида деформируются в силу чрезвычайно трудных жизненных обстоятельств. О любом человеке следует судить крайне осторожно и бережно. Если же прокурор занимает односторонне обвинительную позицию, стремится обвинить подсудимого во что бы то ни стало, то он и не ограничивается в выборе средств. И нередко эти средства являются крайне жестокими и психотравмирующими. Суд вправе прекратить глумление личности над личностью. Прокурор вправе анализировать лишь те качества личности, которые обусловили преступление и проявились в его совершении. В его речи недопустимы непомерно широкие личностные обобщения. А.Ф. Кони призывал вменить прокурору нравственную обязанность «сдержанность в слове, обдуманность и справедливость в выводах и рядом с осуждением доказанного преступления — отношение к подсудимому без черствой односторонности и без оскорбления в нем чувства человеческого достоинства». 1

Иногда некоторые прокуроры, нарушая закон, самовольно неправомерно расширяют обстоятельства, отягчающие ответственность, включая в них непризнание подсудимым своей вины, дачу противоречивых показаний, отказ от дачи показаний.

В речи прокурора недопустимы насмешки, издевательский тон, злорадство по поводу человеческих неудач, горя и несчастья. Выступление

1 Кони А.Ф. Собр.соч. Т. 5. М., 1968. С. 169.

на суде не должно быть поводом для демонстрации не идущего к делу краснобайства. Стиль речи прокурора должен соответствовать его высокому назначению — осуществлять обвинение от имени государства.

В речах многих прокуроров значительное место отводится изложению фактических обстоятельств дела. Иногда эта часть речи сводится лишь к простому пересказу события, зафиксированного в материалах дела. Между тем не все уголовные дела требуют обязательного изложения фактических обстоятельств в речи прокурора. Такая необходимость возникает лишь в тех случаях, когда прокурор настаивает на изменении объема представленного обвинения, изменении квалификации состава преступления, если возникает несогласие с защитой по фактическим обстоятельствам дела. Однако в этих случаях изложение фактических обстоятельств дела должно носить аналитический, а не повествовательный характер. Анализ события преступления прокурором должен быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в совершении его виновен подсудимый. При этом доказательства систематизируются по определенному принципу и должны обеспечить правильность выдвигаемого обвинения. При этом не очевидность дела, ни признание вины подсудимым не снимает с прокурора обязанности доказывания обвинения. Доказательству подлежат все обстоятельства, предусмотренные ст. 68 УПК РСФСР. На основе совокупности доказательств прокурора должно сформироваться внутреннее убеждение в обоснованности и законности обвинения. (В противном случае он обязан отказаться от обвинения.)

Читайте так же:  Можно ли расторгнуть договор только в части

Особенно тщательно прокурор должен анализировать оправдательные версии, выдвинутые в судебном следствии защитником и подсудимым. При этом из каждой версии выводятся все возможные логические следствия, которые сопоставляются с имеющимися доказательствами.

Тонкую, психологически обоснованную тактику должен избрать прокурор в своей полемике с защитником, чтобы не утратить своей стратегической позиции. Прокурором должны быть отмечены и все неподтвердившиеся обстоятельства, подлежащие исключению из обвинения. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если материалы судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения.

В заключительной части речи государственный обвинитель призван произнести несколько весомых лапидарных фраз, придав всей своей речи оттенок государственной значимости. Задача не из легких. Неудачные заключительные слова прокурора снижают авторитет правосудия.

Профессионализм прокурора проявляется, конечно, не только в его ораторском искусстве. Не менее важно его искусство ведения допроса в судебном следствии, его способность охватить схему рассматриваемого дела, увидеть в нем существенные взаимосвязи, поставить систему целенаправленных вопросов. Его будущая речь готовится уже в этой части судебного разбирательства. Здесь он может выяснить все интересующие его обстоятельства. Бессодержательное судебное следствие не может завершиться блестящей речью в судебных прениях.

Основной постулат правосудия гласит: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые действительно виновны в совершении преступления. Невиновные должны быть, безусловно, ограждены от необоснованного обвинения. Осуществление этой задачи правосудия — дело всех работников правоохраны.

Итак, профессиональная деятельность прокурора является сложной и многосторонней. Основные направления, цели, задачи, служебные обязанности прокуроров определяются функциями органов прокуратуры, сформулированными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

— организаторский характер прокурорской деятельности;

— принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

Структура судебной речи прокурора — это ее композиционный план, логика и психология ее построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи прокурора — оказать убедительное, аргументированное воздействие на суд, на формирование внутреннего убеждения судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. — М. 2001. – 354 с.

2. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М., 2004. – 410 с.

3. Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. — М., 2007. – 856 с.

4.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. — М 2006. – 467 с.

5. Комментарий к УПК. под. ред. И.Л. Петрухина. — М. 2002. – 870 с.

6. Кони А.Ф. Собр.соч. Т. 5. М., 1968. 650 с.

7. Розин В.М. Психология для юристов — М., 2007. – 350 с.

8. Романов В. В. и др. Юридическая психология: Хрестоматия. — М., 2006. – 1060 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология. — М., 2008. – 411 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М. 2002. – 640 с.

11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М. 2008. – 346 с.

Психологические особенности деятельности прокурора

Прокурор выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинение от имени государства и народа.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:
1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;
2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;
3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;
4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.
Речь прокурора обычно состоит из нескольких частей (этапов).

Вступительная часть, в которой прокурор ставит проблему, подчеркивает ее правовую и общественную значимость и привлекает внимание слушателей к ее оценке.
Краткое и четкое изложение сути и фабулы расследуемого события.
Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

Квалификация преступления (определение его типа, степени тяжести, общественной опасности и т.п.).
Характеристика личности обвиняемого, анализ ее мотивации, степени активности, умышленности преступления, моральных свойств и др.

Характеристика личности потерпевшего, причиненного ему физического страдания и морального вреда.
Соотнесение содеянного со статьями закона и предложения о мере наказания и возмещения причиненного потерпевшему ущерба.

Заключение, включающее краткий итог сказанному и обращение к составу суда о присуждении справедливого наказания.

Речь прокурора должна содержать не только пафос обвинения и обличения антисоциальных черт личности подсудимого, но и освещать возможные перспективы его последующей ресоциализации, особенно в тех случаях, когда рассматривается дело с участием несовершеннолетних обвиняемых. А.Ф. Кони отмечал, что самым внимательным слушателем речи прокурора является подсудимый.

Полемика с адвокатами требует от прокурора особого профессионального мастерства в отстаивании своей стратегической позиции. Он должен точно подмечать и выделять все неподтвердившиеся обстоятельства и исключать их из обвинения, а также отказаться от обвинения, если материалы судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения. М.И. Еникеев отмечает, что прокурору часто бывает трудно перешагнуть возникающий при этом психологический барьер, «выступить с отказной речью». Поэтому прокурор обычно добивается направления дела на доследование, где и закрывает его. М.И. Еникеев справедливо считает такой подход неправомерным, так как прокурор не должен формировать свою обвинительную позицию только на основании предварительного следствия и обвинительное заключение в его речи должно основываться только на доказательствах, полученных в ходе судебного расследования.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:
аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;
высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;
развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).
экстравертированность;
способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Библиографическая ссылка на статью:
Кобец А.В. Система профессионально важных качеств личности прокурора // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4263 (дата обращения: 01.10.2018).

Прокурорская деятельность относится к категории сложных интеллектуально-практических видов деятельности, осуществляемой в контексте социальных систем «человек – общество», «человек – коллектив», «человек – человек». Это означает, что в такой деятельности есть несколько психологических аспектов, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Именно благодаря такой многогранности достигается полнота и эффективность основных целей и задач, последовательно ставимых и решаемых прокурором. Анализ научных источников показал повышенный интерес к психологическим аспектам профессионального труда субъектов правоприменительной деятельности (А.Н. Бандурка, С.П. Бочарова, А.В. Землянская, В.Л. Васильев и другие). Ряд ученых особую роль оказывают психологическим аспектам работы прокурора, культуре прокурорско-следственной деятельности (С.Н. Емельянов, В.Л. Васильев, В.В. Романов). Но система профессионально важных качеств субъектов правоприменительной деятельности, их психологические аспекты остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего исследования.

А.В. Глушкова обращает внимание на то, что эффективность и надежность функционирования правоприменительной системы государства обеспечивается, прежде всего, качеством подготовки ее профессионального звена, создаваемой взаимодействием юристов разных специальностей и уровней служебной иерархии. Эффективность деятельности юриста – это его способность ставить перед собой и коллегами адекватные стратегические и тактические цели и обеспечивать их достижение в соответствии решаемой задачей. Надежность субъектов правоприменительной деятельности определяется их способностью к точному, безошибочному и своевременному решению служебных задач и в результате – к обеспечению конечной эффективности работы правоприменительной системы [2].

П.А. Баринов отмечает, что высокое качество подготовки юриста требует комплексного подхода, то есть сочетания таких аспектов, как: специальная служебная подготовка; правовое образование; формирование определенных профессионально важных психологических свойств личности. Только единство в решении указанных задач обеспечивает подготовку юристов высокой профессиональной компетентности [4].

В действующей практике деятельности правозащитных органов психологическим аспектам работы с кадрами, то есть изучению особого, человеческого фактора, не придавалось должного значения. В основном учитывались такие факторы, как опыт службы, формальные взаимоотношения в служебной иерархии, дисциплинарные требования, статистические показатели выполнения службы и др. Поэтому целесообразно рассмотреть профессионально важные качества личности прокурора.

Профессия юриста характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат данное основное понятие: правоприменительная деятельность, правозащитная деятельность и т.п. Программа решения профессиональных задач, как правило, сформулирована в правовой норме. На рис. 1 приведена схема экстравертивной и интровертивной структуры деятельности юриста.

Рис. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности юриста.

Внешняя структура профессиональной деятельности юриста анализируется в системе «человек – среда», «человек – человек» и определяется ее функциональная структура. Внутренняя психологическая структура профессиональной деятельности – «человеческий фактор» – проявляет требования, предъявляемые профессией к индивидуальным особенностям и способностям, отдельным действиям и операциям.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. Для такой профессиональной деятельности характерна высокая эмоциональная напряженность труда, причем часто это связано с негативными эмоциями, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно длительный период. Работа прокурора связана с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применять власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих указанные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Правоприменительная система государства относится к числу сложных социальных систем управления, которые всегда делятся на две основные подсистемы: управляющую (руководство) и управляемую (исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, сложные системы управления имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) которой есть свои локальные направления прямых и обратных связей, образующих внешние и внутренние контуры регуляции и саморегуляции. В социальных системах мы имеем дело с взаимодействием типа «человек – человек», то есть с субъект-субъектными взаимоотношениями.

Поэтому социальная система правоприменительной деятельности – это всегда процесс активного взаимодействия двух индивидуальных или коллективных субъектов (групп, подразделений), каждый из которых имеет определенную мотивацию, самооценку, саморегуляцию [4]. Работа прокуратуры рассматривается как специфический вид правоприменительной деятельности и представляется в виде схемы-модели, которая может быть примером частной специальной информационной профессиограммы, отражающей основные функции и этапы деятельности юриста.

На рис. 2. представлена профессиограмма деятельности юриста, отражающая как общую структуру данной деятельности, так и ее цели, способы, а также качества личности профессионала, необходимые для ее успешного осуществления (т.е. охватывает элементы психограммы).

Читайте так же:  Как рассчитывается пособие при сокращении штата пример

Рис. 2. Схема профессиограммы деятельности юриста

Система профессионально важных качеств личности прокурора представляет комплекс психологических свойств личности, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, решения профессиональных служебных задач. Профессиональная деятельность работников правоприменительной системы включает в себя целый ряд направлений. Каждое из них требует от работников наличия соответствующих свойств, которые обозначают профессионально важные качества личности. Под профессионально важными качествами следует понимать индивидуальные свойства субъектов труда, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.

В табл. 1. показаны основные составляющие подструктуры профессиональной деятельности юриста: профессиональная мотивация; профессиональная компетентность; профессионально важные психологические качества специалиста.

Таблица 1. Профессионально обусловленая структура личности юриста

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАТЕГОРИИ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная мотивация и направленность специалиста

Вектор «мотив – цель»: наклонности, интересы, отношения, установки, идеалы, убеждения, правосознание, профессиональное сознание

Социально-профессиональные интересы: готовность к взаимодействию с людьми, направленность на успех, достижения и профессиональный рост, надежность, социальная ответственность

Познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы

Научная компетентность, специальная практическая компетентность, персональная компетентность (знания и умения), квалификация

Профессионально важные психологические качества

Типологические, характерологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества

Профессиональная самостоятельность, склонность к планированию, креативность, аналитичность, наблюдательность, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль

Профессия прокурора связана с нормами права и закона, направленная на борьбу и предотвращение нарушений этих норм в деятельности отдельных лиц, криминальных групп, а также в самой правоохранительной системе в случаях профессиональной деформации отдельных работников. Необходимо развитие чувства повышенной моральной ответственности за последствия своих действий. Изучение материалов расследования правонарушений, анализ криминогенных ситуаций, сбор и оценка доказательств – все это предъявляет высокие требования к интеллектуальным функциям: мышления, памяти, внимания, речи работников прокуратуры. Разработка системы профессионально важных качеств работников прокуратуры необходима для рациональной организации профотбора абитуриентов к обучению в юридических учебных заведениях и текущего контроля учебной и служебной деятельности, для обеспечения эффективности ответственной и психологически напряженной профессии специалистов юридического профиля.

Подготовка высококвалифицированных прокуроров должна прежде всего обеспечивать решение основных задач: воспитание адекватной профессиональной мотивации, целеустремленности на выполнение социально значимых служебных задач; формирование высокой профессиональной компетентности, что означает единство профессиональных знаний, эрудиции и способов эффективной реализации деятельности; развитие адекватного комплекса профессионально важных личностных качеств.

Система профессионально важных качеств личности работника прокуратуры включает в себя функциональные подструктуры: мотивация, профессиональная целеустремленность; психические процессы: познавательные, коммуникативные, регуляторные. Указанные психологические подструктуры образуют единую систему свойств, которая становится основой профессиональной компетентности работника прокуратуры. В деятельности прокуроров различных должностных уровней особое внимание уделяется показателям сформированности интеллектуальных процессов, поскольку одной из основных функций прокурора является оценка социальной, политической, профессиональной информации, постановка стратегических целей, планов деятельности, прогнозируемый контроль и оценка ситуаций в правоохранительной системе. Высокие требования предъявляются к коммуникативным и регуляторным качествам. И чем выше иерархический служебный уровень работника, тем более масштабным и компетентным должно быть профессиональное мышление прокурора [6].

Для прокурора, вместе с когнитивными и регуляторными процессами, особую значимость приобретают коммуникативные функции, которые необходимы для повседневного общения и взаимодействия с сотрудниками, гражданами, формирование сплоченного коллектива, разрешения конфликтов, создания благоприятного психологического климата. Максимальная нагрузка приходится также на регуляторные функции – эмоциональные и волевые.

Специфика психологических профессионально важных качеств и их соответствие требованиям выполняемой деятельности является важным условием определения профессиональной пригодности лиц, претендующих на ответственные должности в правоприменительной системе, их профессиональной аттестации, прогнозирования успешности выполняемой ими работы.

Прокурор, как представитель государства, осуществляет общий надзор за работой государственных органов и должностных лиц, за соблюдением закона в процессе правоприменительной деятельности и защиты законных прав граждан в судебном процессе, в местах отбывания наказаний. Важно, чтобы этот надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без реагирования. Можно выделить такие виды прокурорского надзора: а) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); б) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; в) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; г) надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний осужденных и других мер принудительного характера, назначенных судом.

Контролируя процесс судебного разбирательства, прокурор последовательно выполняет следующие функции: изучает материалы и выводы предварительного следствия; участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о передаче подозреваемого в суд; участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты; готовит и выражает в суде обвинительную речь.

Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, формирует в своем сознании концептуальную модель события и представляет суду свое мнение по поводу применения статей уголовного кодекса и меры наказания по отношению к подсудимым. Прокурор не может стать над судом, но он должен способствовать успешному торжеству истины и законному осуществлению всех судебных процедур.

Кроме того, необходимо отметить, что главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это система профессионально важных качеств его личности как специалиста. В эту систему входит комплекс личностных свойств, профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении целей, задач и отдельных этапов профессиональной деятельности прокурора.

В структуру профессиограммы мы прежде всего включаем характеристики мотивации и целеустремленности данного вида труда, так как система «мотив – цель» является основным вектором организации деятельности.

Мотивация труда прокурора как необходимый компонент включает в себя такие качества личности, как уважение к работе правоведа, любовь к истине, профессиональный долг, патриотизм, стремление к справедливости, социально-ценностные ориентации, высокий уровень правосознания. Только адекватная правовая мотивация обеспечивает соответствующую стойкую целенаправленность деятельности работника правоприменительной системы государства. Такая мотивация формируется под влиянием конкретных социальных явлений, в процессе профессионального обучения, закрепляется и совершенствуется в условиях практической деятельности. Все формы профессиональной деформации правоприменительной деятельности связаны прежде всего с отсутствием или с деградацией профессиональной мотивации и правосознания.

Целеустремленность – это компонент, характеризующий специфику каждой профессиональной деятельности и детерминированный соответствующей мотивацией. В структуру профессиональной направленности прокурора входят прежде всего такие общие цели, как стремление к установлению справедливости, защита прав и интересов граждан и государства. При этом прокурор прежде всего ставит перед собой стратегическую цель, предвидя конечную эффективность решения определенной правоприменительной деятельности. Реализация мотивации и достижения целей осуществляется прокурором в форме решения конкретных задач правосудия. Решение таких задач осуществляется путем определенных психологических операций, проходящих как в форме внутренних, умственных (интериоризированных), так и в форме внешних, моторно-речевых (экстериоризированных) действий. В решении задач прокурорской деятельности наиболее активное участие принимают такие интеллектуальные процессы, как мышление и речь, память, восприятие, внимание, в связи с чем мы относим эту деятельность к сложным высокоинтеллектуальным видам труда. Указанные интеллектуальные (познавательные) процессы составляют комплексы профессионально важных свойств личности прокурора и должны выступать ведущими критериями профессионального отбора, оценки производительности служебной деятельности, оценки перспектив профессионального роста специалиста.

Прокурор должен иметь высокоразвитое теоретическое, логично-доказательное мышление, так как основным содержанием его умственной работы является анализ и обобщение фактов, понимание их сущности и причин, предсказание их последствий. Данный тип мышления предполагает наличие у прокурора таких качеств ума, как глубина, широта, мобильность, критичность, целеустремленность, самостоятельность, креативность.

Профессиональная память прокурора, в своей долгосрочной форме способна хранить значительные объемы профессиональных юридических знаний, а также точно использовать эти знания в плане оперативной (кратковременной) памяти [2].

Высокие требования предъявляются к культуре речи прокурора, что составляет его «риторический инструментарий». Речь является интеллектуальным средством формирования, теоретического обобщения и практического выражения мнений правоведа. Она является необходимым средством общения прокурора с коллегами, со всеми участниками судебного процесса, средством выступления в суде. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных споров. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном процессе и имеет огромный социально-психологический эффект. Это выступление имеет, как правило, категорически утвердительный характер как протест общества и граждан против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства. При произнесении публичной речи прокурора очень важен «эффект присутствия», что рассматривается в трех основных аспектах: техническом, эмоциональном и содержательном. Овладению всеми указанными аспектами профессиональной речи способствует общеязыковая грамотность прокурора, психологическая тренировка, изучение ораторского искусства [2].

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом. Опыт лучших государственных обвинителей свидетельствует, что именно благодаря высокому уровню профессионализма, основанном на надлежащей правовой и психологической культуре, в процессе диалога прокурора с обвиняемым устанавливается необходимый контакт, способствующий нахождению истины. К числу профессионально важных коммуникативных качеств прокурора следует отнести такие, как: социальная активность; экстравертированность; вербальная эрудиция; внушаемость; эмпатия [8].

В регуляторной сфере деятельности прокурора, особенно в эмоционально-волевой сфере, следует отметить такие виды моральных чувств, как ответственность, вера в справедливость, оптимизм, честность, мужество, принципиальность, стрессоустойчивость. Для организации своей деятельности и регуляции поведения других людей в сфере волевых качеств прокурора стоит выделить следующие характеристики: правовая целеустремленность, самоконтроль, решительность, настойчивость, дисциплинированность, лидерство [5].

Указанные когнитивные, коммуникативные и регуляторные профессионально важные качества проявляются в деятельности прокурора в форме индивидуальных особенностей личности, которые могут иметь в своем генезисе как природные, так и социальные детерминанты. К первым можно отнести типологические свойства нервной системы (черты характера), которые не решают в полной мере, но определенным образом влияют на успешность овладения конкретной профессией, требуют наличия сильной, уравновешенной и лабильной нервной системы. К социально опосредованным индивидуальным особенностям прокурора следует отнести следующие качества: черты характера, направленность, общие и профессиональные способности, интеллектуальную, правовую, психологическую культуру как потенциал успешности работы [4].

Выводы

Разработка системы профессионально важных качеств деятельности прокурора представляет особый теоретический и практический интерес, так как способствует четкому определению и пониманию роли профессионально важных свойств личности специалиста, организации адекватного профотбора, воспитанию и самовоспитанию качеств, необходимых для обеспечения высокой эффективности различных видов правоприменительной деятельности.

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма.

Главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это реализация системы профессионально важных качеств его личности как специалиста.