Сброс сточных вод налог

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А26-8527/04-210 Иск ОАО о признании недействительным решения ИМНС в части доначисления налога на прибыль, НДС, соответствующих пеней и штрафов удовлетворен, так как Общество правомерно включило платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации, предусмотренные договором на отпуск воды и прием сточных вод, в расходы по налогу на прибыль, поскольку в соответствии с НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, перечень этих расходов не является исчерпывающим

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А26-8527/04-210

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Славмо» главного бухгалтера Мартыновой О.В. (доверенность от 11.05.2005 N 1),

рассмотрев 20.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 (судья Гарист С.Н.),

Открытое акционерное общество «Славмо» (далее — Общество, ОАО «Славмо») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее — Инспекция) от 28.07.2004 N 4.3-128 в части доначисления 40 441 руб. налога на прибыль, 27 908 руб. 35 коп. налога на добавленную стоимость (далее — НДС), соответствующих пеней и штрафов.

Решением суда от 23.09.2004 требования Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество производило сброс сточных вод непосредственно в городскую систему водоотведения, денежные средства, предъявленные ОАО «Славмо» за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, являются платежами за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и согласно положениям пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В судебном заседании представитель Общества представил отзыв и просил решение суда оставить без изменения.

Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты Обществом в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 30.06.2004 N 4.3-154 и приняла решение от 28.07.2004 N 4.3-128 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе проверки Инспекция установила следующие обстоятельства.

Общество в 2001-2003 годах заключало с МУП «Водоканал» договоры на отпуск воды и прием сточных вод. При этом платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации, предусмотренные договором, ОАО «Славмо» включило в расходы по налогу на прибыль, считая их материальными расходами на приобретение услуг сторонних организаций по очистке сточных вод.

Инспекция, посчитав такие действия заявителя ошибочными, в соответствии с решением от 28.07.2004 N 4.3-128 доначислила Обществу 40 441 руб. налога на прибыль, 27 908 руб. 35 коп. НДС, соответствующие пени и штрафы за неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы.

Общество, не согласившись с решением Инспекции от 28.07.2004 N 4.3-128 в этой части, обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав на то, что в данном случае платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации не являются для заявителя налоговым платежом или сбором.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены такого решения суда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (включающая в себя платежи за сверхнормативные выбросы в нее загрязняющих веществ) установлена действующим ранее Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» и в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» полномочия по установлению порядка определения указанной платы и ее предельных размеров были предоставлены Правительству Российской Федерации.

Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо «Пунктом 1 постановления» следует читать «Пунктом 1 Порядка, утвержденного постановлением»

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок) установлено, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты представляет собой один из видов вредного воздействия на окружающую среду, связанную с природопользованием (водопользованием).

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации под водопользователем понимается гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами. На основании статей 27-29 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Следовательно, плательщиком сумм за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, предусмотренных пунктом 4 статьи 270 НК РФ, может являться только водопользователь, то есть организация, имеющая лицензию на осуществление водопользования.

В данном случае таким водопользователем является МУП «Водоканал», а не ОАО «Славмо».

МУП «Водоканал» обеспечивает потребность ОАО «Славмо» в питьевой воде и сбросе сточных вод на основании абонентского договора N 832 (от 2001, 2002 и 2003 годов), заключенного между названными организациями. За оказание услуг по поставке воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ Общество производит оплату МУП «Водоканал» в соответствии с установленными лимитами водопотребления и водоотведения.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Как видно из указанной нормы, этот перечень расходов не является исчерпывающим, а спорные платежи для заявителя являются не налогом, а оплатой услуг сторонней организации за прием сточных вод и загрязняющих веществ.

Таким образом, Общество правомерно включило в материальные расходы по налогу на прибыль суммы, предъявленные ОАО «Славмо» за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2004 по делу N А26-8527/04-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия — без удовлетворения.

Рассылка новостей журнала «Экология на предприятии»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2013

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Исчисление и уплата экологического налога за сброс сточных вод

Рубрика «Эколого-экономическая деятельность»

А.К. Дивакова, экономист

Порядок исчисления и уплаты экологического налога регламентируется гл. 19 НК.

Читайте так же:  Приказ 144 минтранса от 26092001

В соответствии со ст. 1 ВК к сточной воде относится вода, отводимая после использования ее в хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме дренажной, карьерной, шахтной, рудничной), а также отводимая с застроенной территории, на которой она образовалась в результате выпадения атмосферных осадков.

Плательщики налога

Плательщиками налога за сброс сточных вод согласно ст. 204 НК являются организации, на которые в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налог.

Под организациями понимаются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);
  • хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь.

Не являются плательщиками экологического налога:

  • бюджетные организации (п. 3 ст. 204 НК);
  • плательщики налога, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения (п. 3 ст. 286 НК);
  • плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (п. 3 ст. 302 НК).

Согласно ст. 62 ВК отведение сточных вод в водные объекты допускается только в случае, если оно не приведет к превышению установленных норм предельно допустимых концентраций веществ в воде водного объекта, и (или) при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами.

Таким образом, плательщиками экологического налога за сброс сточных вод являются организации либо филиалы, которыми осуществляется сброс вод в водные объекты, подземные горизонты и недра, через очистные сооружения либо без них.

Если организация производит сброс сточных вод в сеть канализации, не относящуюся к объектам по приему сточных вод, на которые установлены ставки экологического налога, то организация либо филиал не являются плательщиками экологического налога за сбросы сточных вод.

ПРИМЕР

Организация производит сброс воды, использованной в производстве, по договору с УКП «ЖКХ» в канализационные сети этого предприятия. УКП «ЖКХ» имеет на балансе очистные сооружения и выставляет организации счета-фактуры на сумму услуг по приему сточных вод.

Организация не является плательщиком экологического налога за сброс сточных вод, поскольку его уплачивает УКП «ЖКХ».

Объект налогообложения и налоговая база

Согласно подп. 1.2 ст. 205 НК объектом налогообложения экологическим налогом является сброс сточных вод. При этом налогооблагаемой базой являются фактические объемы сброса сточных вод.

В соответствии со ст. 1 ВК дренажная, карьерная, шахтная, рудничная вода не являются сточными водами, и за отведение таких вод ставки налога в НК не установлены.

Сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков, не признается объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 205 НК.

ЭТО ВАЖНО

Если в канализационную сеть попадают поверхностные сточные и грунтовые воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, поливомоечных работах на территориях населенных пунктов, промышленных предприятий, организаций и других объектов, то эти воды являются объектом налогообложения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (22), апрель 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2008 г. N А42-4176/2007 Заявление ГУП о признании недействительным решения ИФНС о привлечении к налоговой ответственности, доначислении водного налога и пеней, а также требования об уплате налога, пеней и штрафа удовлетворено, так как, в частности, водопользование осуществлялось налогоплательщиком на основании и в пределах годовых лимитов водопользования, установленных в договоре пользования водным объектом и лицензии на водопользование

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2008 г. N А42-4176/2007

См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Корпусовой О.А.,

судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,

при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области — Непочатова А.Н. (доверенность от 29.06.2007 N 01-14-38-03/4674),

рассмотрев 03.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2007 (судья Варфоломеев СБ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А42-4176/2007,

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судоремонтный завод «Нерпа» (после реорганизации — федеральное государственное унитарное предприятие «Центр судоремонта «Звездочка»; далее — предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее — Инспекция) от 05.06.2007 N 33 и требования N 122 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 28.06.2007.

Решением суда первой инстанции от 07.09.2007 заявленные предприятием требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, за превышение квартального лимита водопользования предприятию на основании пункта 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской федерации следует применить при исчислении водного налога пятикратную ставку.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность, а также им представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 02.04.2002 Комитетом природных ресурсов по Мурманской области предприятию выдана лицензия серии МУР N 00303 вид ТОЭИО на использование водного объекта — озеро Большое Оленье, в которой указаны лимиты водопользования «не более 1,2 млн. куб. м в год или б, 43 тыс. куб. м в сутки», «лимит сброса сточных вод не устанавливается». Срок действия лицензии до 01.01.2007.

Предприятием с Комитетом природных ресурсов Мурманской области заключен договор пользования водным объектом Мурманской области от 29.04.2002, в соответствии с пунктом 1.4 которого разрешенный водоотбор составляет «не более 1,2 млн. куб. м в год или 6,43 тыс. куб. м в сутки»; в силу пункта 6.1 договора срок его действия до 01.01.2007 (лист дела 29).

Предприятие представило в инспекцию налоговую декларацию по водному налогу за четвертый квартал 2006 года, в которой отразило лимит водопользования в размере 332,10 тыс. куб. м и объем воды, забранный из водного объекта — 327,23 тыс. куб. м. Поскольку, по мнению предприятия, водопользование произведено в переделах установленного лимита, водный налог, подлежащий уплате, рассчитан с применением налоговой ставки при заборе воды в пределах лимита — 306 руб. В результате по данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за четвертый квартал 2006 года, составила 100 132 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием декларации, по результатам которой составлен акт от 26.04.2007 N 7 и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 05.06.2007 N 33 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 6 119 руб. 40 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением предприятию также доначислено 33 330 руб. водного налога и 1 438 руб. 07 коп. пеней. Основанием для доначисления налога и пеней послужил вывод налогового органа о том, что в четвертом квартале 2006 года заявитель осуществил водопользование сверх установленного квартального лимита., определенного как 1/4 установленного налогоплательщику годового лимита. На основании решения от 05.06.2007 N 33 предприятию выставлено требование N 122 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 28.06.2007. Считая, что указанные ненормативные акты налогового органа нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции указали, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления водного налога по повышенным ставкам, поскольку предприятие осуществляло водопользование в пределах установленных лимитов. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает данный вывод законным и обоснованным в связи со следующим.

Согласно статье 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 29, 46 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. В силу статьи 92 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты; соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В соответствии со статьей 90 Водного кодекса Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Читайте так же:  Нотариус киров юго-запад

Ставки водного налога в зависимости от целей использования водных объектов устанавливаются статьей 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. Кассационная коллегия считает, что пункт 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленных в лицензии годовых лимитов забора воды. То есть к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита. Лицензией от 02.04.2002 серии МУР N 00303 предприятию не вменено в обязанность равномерное поквартальное использование годового лимита. Повышенная пятикратная налоговая ставка также не может быть применена за нарушение этой равномерности водопользования, для этих целей предприятию установлен суточный лимит водопользования — 6,43 тыс. куб. м в сутки. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что если бы предприятие ежесуточно осуществляло водоотбор в размере установленного ему суточного лимита, то еще до окончания календарного года превысило бы годовой лимит. Таким образом, установленные предприятию лимиты свидетельствуют о возможности неравномерного водоотбора. Поэтому налогоплательщиком утвержден план выработки и потребления энергоресурсов на 2006 год от 10.11.2005 N 36/2-1074 исходя из особенностей хозяйственной деятельности.

Судебные инстанции установили, что водопользование осуществлялось налогоплательщиком на основании и в пределах годовых лимитов водопользования, установленных в договоре пользования водным объектом Мурманской области от 29.04.2002 и лицензии на водопользование от 02.04.2002 серии МУР N 00303. Данное обстоятельство подтверждается также письмом отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20.08.2007 N 602 (лист дела 61). Не может быть признана правомерной позиция инспекции, согласно которой предприятие, в последнем квартале 2006 года, не превысив установленный годовой лимит, превысило лимит за 4-й квартал.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по делу N А42-4176/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области — без удовлетворения.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 г. С 1 января 2005 г. в РФ вводится водный налог, предусмотренный главой 25.2. «Водный налог» НК РФ.

Водный налог в целом сохраняет правила, по которым рассчитывается и вносится в бюджет плата за пользование водными объектами. Вместе с тем определенные изменения произошли в составе налогоплательщиков и в перечне объектов налогообложения. Изменились также принципы установления налоговых ставок, продолжительность налогового периода и порядок представления налоговой декларации.

Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в отличие от Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» глава 25.2 НК РФ расширяет круг налогоплательщиков:

— к налогу привлекаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей*(44);

— налогоплательщиками признаются водопользователи, осуществляющие как специальное, так и особое водопользование;

— факт признания водопользователя налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии.

Последнее отличие заслуживает особого рассмотрения. Выше уже анализировался механизм выдачи лицензий (см. § 4.1). В частности, было сказано, что не лицензируются:

1) использование водных объектов для плавания на маломерных судах;

2) использование водной поверхности для разовых посадок (взлетов) воздушных судов на водные объекты;

3) водопользование для пожарных нужд;

4) забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

5) пользование обособленными водными объектами, которое осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ.

Поскольку данные виды специального водопользования не подлежат лицензированию, плата за пользование водными объектами в вышеуказанных случаях не взимается. Но по водному налогу признание лица налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии, поэтому лица, осуществляющие любой вид специального водопользования, являются налогоплательщиками.

В то же время почти все нелицензируемые виды водопользования включены в перечень видов пользования водными объектами, не признаваемых объектами обложения водным налогом. Этот перечень приведен в статье 333.9 НК РФ (см. подпараграф 4.4.2). Тем не менее, вопрос о необходимости налогообложения остается в отношении двух видов специального водопользования: забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов и пользование обособленными водными объектами.

Эти виды относятся к специальному водопользованию, но не лицензируются и, на первый взгляд, подлежат обложению водным налогом.

Но забор воды из одиночных скважин осуществляется, как правило, физическими лицами в целях полива земельных участков граждан и удовлетворения потребностей животноводства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, принадлежащих гражданам, а эти виды водопользования также освобождены от водного налога (см. подпараграф 4.4.2). Поэтому признание организации или физического лица налогоплательщиком будет происходить при ином использовании одиночных скважин и колодцев.

Что касается обособленных водных объектов, то данная категория объектов относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка, а отношения по поводу пользования обособленными водными объектами регулируются земельным и гражданским законодательством. При этом плата за обособленные водные объекты взимается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю»*(45).

Как отмечено выше, платить водный налог нужно будет и за особое водопользование, которое может осуществляться только на основании лицензии. Плата за пользование водными объектами до 2005 г. при пользовании обособленными водными объектами не взималась, и поэтому привлечение к уплате водного налога водопользователей, которым водный объект (или его часть) предоставлен в особое водопользование, является новшеством в законодательстве о налогах и сборах.

Расшифровка видов особого пользования водными объектами приведена в Водном кодексе РФ. В отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ. А в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

Следует оговориться, что в соответствии со статьей 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом не признается особое пользование водными объектами, осуществляемое в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Из этого следует, что лица, осуществляющие особое водопользование в иных целях (то есть за исключением обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства), будут уплачивать водный налог.

Наиболее существенным отличием водного налога от платы за пользование водными объектами является отсутствие в составе объектов налогообложения сброса сточных вод в водные объекты. На первый взгляд, действовавшая до 2005 г. система ресурсных платежей предполагает двойное обложение при осуществлении сбросов сточных вод в водные объекты, а именно: платой за пользование водными объектами и платой за негативное воздействие на окружающую среду*(46). Вместе с тем эти платежи различаются.

Плата за пользование водными объектами взимается исходя из объема сточных вод независимо от слагающих их компонентов, а плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется исходя из количества вредных компонентов, сбрасываемых в том числе в составе сточных вод. Тем не менее законодатель исключил сброс сточных вод из объектов обложения водным налогом.

Остальные объекты налогообложения, приведенные в статье 333.9 НК РФ, практически повторяют объекты налогообложения, указанные в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами»:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Вместе с тем имеются и отличия.

Глава 25.2 НК РФ особо определяет, что удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде должно осуществляться без забора воды.

Кроме того, не раскрыты виды использования акватории водных объектов, признаваемые объектом обложения водным налогом.

Напомним, что Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» конкретно определял облагаемые виды пользования акваторией водных объектов: добыча полезных ископаемых, организованная рекреация, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведение буровых, строительных и иных работ. В случае с водным налогом законодатель пошел по другому пути: определил перечень видов использования акватории водных объектов, которые объектом платы не признаются (см. далее).

В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения по водному налогу:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

Читайте так же:  Можно ли вернуть динозавров к жизни

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По сравнению с платой за пользование водными объектами состав и структура перечня видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, несколько изменилась.

В перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, включен забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Это освобождение предоставлялось и Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами», но содержалось в статье закона, посвященной плательщикам платы за пользование водными объектами.

Три вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, сохранились практически в неизменном виде:

— забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

— использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

По трем видам водопользования, не признаваемым объектами налогообложения, незначительно уточнена редакция, приведенная в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами».

1. Норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий дополнена нормой об освобождении забора воды, необходимого для обеспечения пожарной безопасности. Это связано с необходимостью сохранения освобождения от налогообложения забора воды в целях пожарной безопасности. Ведь для этого вида водопользования не требуется получения лицензии, а признание налогоплательщиком водного налога не зависит от наличия лицензии.

2. Объектом обложения водным налогом не будет признаваться использование акватории водного объекта как для размещения, так и для стоянки плавательных средств, используемых при осуществлении деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, по защите окружающей среды от вредного воздействия вод. Кроме того, объектом налогообложения не будет являться осуществление вышеуказанной деятельности на водных объектах.

3. При использовании акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения глава 25.2 НК РФ не требует, чтобы вышеуказанное сооружение являлось отдельно стоящим, как предусмотрено Законом «О плате за пользование водными объектами».

По четырем видам водопользования внесены существенные изменения.

1. Сужен круг водопользователей, которые могут быть освобождены от налогообложения при пользовании водными объектами для организованного отдыха (в редакции Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» — при организованной рекреации). От водного налога будет освобождаться пользование, во-первых, только акваторией водного объекта, во-вторых, только организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.

До 2005 г. от платы за пользование водными объектами освобождался любой вид водопользования в указанных целях, осуществляемый кроме вышеназванных организаций также лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

2. Главой 25.2 НК РФ уточнена норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывавшая множество споров при заборе воды садоводческими и огородническими объединениями граждан.

Действовавшая до 2005 года редакция Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» объектом налогообложения не признавала забор воды в вышеуказанных целях только в том случае, если он осуществлялся сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в последующем вода в централизованном порядке направлялась на животноводческие фермы и животноводческие комплексы, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческие и огороднические объединения граждан.

Глава 25.2 НК РФ устранила данное противоречие, от обложения водным налогом будет освобождаться забор воды любым водопользователем как для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды в следующих целях:

— полив садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;

— водопой и обслуживание скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

3. В отличие от платы за пользование водными объектами водный налог не будет уплачиваться не только при заборе воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, но и при использовании акватории в этих целях.

4. Претерпела изменение норма, предусматривающая освобождение от налогообложения деятельности по рекреации без применения сооружений и спортивной охоты и любительского рыболовства. Во-первых, исключена первая часть — рекреация без применения сооружений. Это и обоснованно. Ведь осуществление специального водопользования, облагаемое платой за пользование водными объектами, предполагает использование технических сооружений, и в этой части изначально было заложено противоречие. Вторая часть льготы будет охватывать более широкий круг налогоплательщиков водного налога, поскольку распространяется не только на спортивную охоту и любительское рыболовство, но и в целом на рыболовство и охоту, в том числе осуществляемые в виде промысла.

Иные изменения перечня видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения по плате за пользование водными объектами.

1. Исключен такой вид водопользования, как строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья), и при проведении указанных работ (в случае наличия объекта налогообложения) нужно будет уплачивать водный налог.

2. Не облагаемый платой за пользование водными объектами сброс дренажных, шахтных и карьерных вод заменен необлагаемым забором из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Глава 25.2 НК РФ содержит три новых вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом:

— забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. До 2005 г. плата за пользование водными объектами по этому виду водопользования исчислялась;

— использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Как уже отмечалось выше, указанные виды водопользования не лицензируются и, соответственно, именно по этой причине не являлись объектом платы за пользование водными объектами до 2005 г.;

— особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Действие Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» на особое водопользование не распространялось.

Глава 25.2 НК РФ приводит в соответствие с частью первой НК РФ наименование элемента налогообложения, который характеризует физическую оценку объекта налогообложения, то есть заменяет название «платежная база» названием «налоговая база».

По сути подходы к определению налоговой базы по сравнению с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» не изменились.

Четыре типа объектов налогообложения определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

Вместе с тем статья 333.10 НК РФ по отдельным видам шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.

Так, при заборе воды объем воды нужно определять на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае их отсутствия глава 25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности применения и этого метода объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Четко определена налоговая база при лесосплаве: произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, и расстояния сплава, деленного на 100. Объем сплавляемой древесины должен быть выражен в тысячах кубических метров, расстояние сплава — в километрах.

Особенности исчисления каждого из указанных типов налоговой базы изложены в подпараграфе 4.3.3, посвященном плате за пользование водными объектами.