Сельское хозяйство налог

Налоги в сельском хозяйстве

Планируя налог на прибыль, сельхозпроизводители имеют возможность применить 6-ти % единый сельскохозяйственный налог с дохода, уменьшенный на сумму расходов. Кроме этого федеральный закон №110-ФЗ от 06.08.2001г. ст.2.1. предусмотрел возможность применять нулевую ставку. Налоговое законодательство предусмотрело следующие ставки для сельскохозяйственных производителей, которые не перешли на единый налог, с 2004 года по 2012 год – 0%, с 2013 года по 2015год – 18%, с 2016 года – 20%.
Следовательно, чтобы уменьшить затраты на налог, следует до 2012 года применять ставку 0% и не переходить на ЕСХН, а с 2012 года перейти на ЕСХН и использовать ставку 6%.
Право перехода на единый сельскохозяйственный налог имеют организации, у которых доля производства сельхозпродукции составляет не меньше 70% валового дохода, поэтому если в отчётном периоде данное условие выполняется, можно применить ставку 0%. Такого же мнения придерживаются в Минфине России.

Но есть возможности обойти данное ограничение. Например, разделив компанию, с целью перевести на новую непрофильные активы, вследствие чего основная компания может применять ставку 0%, а новая, либо зарегистрироваться на упрощённую систему – 6% с дохода. Или 15% вычитая из доходов расходы, можно использовать 15% из временного дохода или остаться на общей системе – 20% от разницы доходов и расходов.
Чтобы правильно подать заявление нужно определиться, предприятие будет реорганизовано для применения льготных ставок или планируется создать новое.

Вновь созданное предприятие, следуя п.2 ст.346 НКРФ, вправе подавать заявление для перехода на ЕСХН на протяжении пяти дней с момента регистрации в налоговом органе. Это позволяет перейти на уплату ЕСХН в текущем периоде, начиная с даты, указанной в свидетельстве о регистрации в налоговом органе. При реорганизации юридического лица из одного вида в другой, к нему переходят обязанности и права реорганизованного в соответствии с актом передачи и преобразование считается завершённым с момента регистрации вновь образованного юридического лица. С этого момента прекращает деятельность реорганизованное предприятие, но на вновь созданное распространяются порядки перехода на ЕСХН. Это означает, что заявление на переход можно подавать только с 20-го октября по 20-е декабря предыдущего года, и стать плательщиком единого сельхоз налога только в следующем году.

Подготовила: бухгалтер отдела бухгалтерского учета и отчетности Центра сельскохозяйственного консультирования Шуховцова Е.Н. по материалам Интернет-Журнала «Сельское Хозяйство в России»

Патентную системы налогов расширят на сельское хозяйство

Фото: Геннадий Михеев / ПГ

Растениеводство и животноводство включат в перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения (ПСН). Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть в первом чтении на пленарном заседании 25 сентября.

Автором законодательной инициативы выступила группа депутатов Государственной Думы во главе с вице-спикером палаты, председателем фракции «Единая Россия» Сергеем Неверовым.

Документ дополняет существующий сегодня перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН. Так предлагается дополнить такие виды деятельности, как животноводство и растениеводство.

Кроме того, регионам предоставляются полномочия по объединению видов предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. В том числе услуги, в отношении которых может применяться ПСН, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

WSJ назвал рекордный экспорт российской пшеницы угрозой фермерам США

«Предлагаемые расширения повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях, сделают её более гибкой и доступной, а также будут способствовать мотивации малого бизнеса к увеличению объёмов», — отмечается в пояснительной записке.

Патентная система налогообложения в России позволяет уплачивать упрощённый налог посредством аванса. В подтверждение факта уплаты налогов налоговая инспекция выдает документ, который называется патент.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2017

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

«Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2014 N 34620)

(ред. от 28.11.2015) «О сельскохозяйственной кооперации»

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  • Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  • Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  • Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.
  • Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

    • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

    Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

    Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

    • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
    • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
    • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

    К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

    • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
    • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

    Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

    (ред. от 30.11.2010) «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»

    Освобождение от налогов

    Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

    • налога на прибыль организаций;
    • налога на имущество организаций;
    • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

    Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

    • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
    • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
    • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

    Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    Обращаем внимание!

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

    Объект налогообложения и налоговая база

    Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

    Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

    Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

    Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

    Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

    Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

    Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

    Обращаем внимание!

    С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

    (ред. от 31.12.2008) «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8778)

    «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

    Сельское хозяйство налог

    Госдума в четверг, 16 ноября, одобрила в третьем чтении изменения в налоговом законодательстве, которые одним плательщикам единого сельхозналога (ЕСХН) дают право уплачивать НДС, а другим, более крупным плательщикам ЕСХН, фактически вменяют НДС в обязанность. Новые нормы могут вступить в силу уже 1 января 2018 года, рассчитывает Минфин.

    Подвести под НДС

    Поправки изменяют действующий механизм особого налогового режима для сельхозпроизводителей — единый сельхозналог. Сейчас предприниматели, которые работают на этом режиме, освобождены от уплаты всех обычных налогов, включая НДС. С принятием поправок компаниям и индивидуальным предпринимателям на ЕСХН будет предоставлен выбор — остаться на едином сельхозналоге, как сейчас, или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Но такого выбора не будет у плательщиков сельхозналога, чей доход в 2018 году превысит 100 млн руб., — им придется уплачивать НДС. В последующие годы планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн руб., охватывая все больше сельхозпроизводителей, пока не достигнет 60 млн руб. к 2022 году.

    Замминистра финансов Илья Трунин в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам акцентировал внимание на том, что главное — это «возможность выбора налогового режима для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН».

    Плательщики ЕСХН, которые станут уплачивать НДС (как добровольно, так и обязательно) смогут получать налоговые вычеты, предусмотренные действующей ст. 171 Налогового кодекса. Уплата НДС и применение вычетов могут быть выгодны только крупным сельхозпроизводителям, которые имеют большое количество входящих затрат с НДС, считает Александр Лемчик, управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры». В целом для предпринимателей налоговое бремя, скорее, возрастет, что в конечном счете отразится на цене самой сельхозпродукции, говорит руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

    «Учитывая, что у предприятий этой отрасли возможных источников налоговых вычетов обычно совсем немного (основная часть затрат — заработная плата и аренда за землю), в качестве налоговой базы фактически будет выступать продажная цена сельхозпродукции. Другими словами, налоговые обязательства таких производств увеличатся почти на 10% от всей выручки», — оценивает Овеснов.

    Перейти на единый сельхозналог могут компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, но не переработкой или поставкой. К сельхозпродукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйств, животноводства, в том числе полученная в результате разведения рыб и других водных биоресурсов. Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70%. Ставка ЕСХН в России составляет 6% от выручки (4% для Крыма и Севастополя).

    По данным Казначейства, в 2016 году в консолидированные бюджеты регионов от единого сельхозналога было собрано 11,4 млрд руб. Всего в стране на 1 января 2017 года было зарегистрировано 99,7 тыс. плательщиков ЕСХН, свидетельствуют данные ФНС.

    Сроки перехода под вопросом

    Как пояснил Трунин, правительство изначально хотело ввести изменения с 1 января 2018 года, но менять налоговый режим за месяц до вступления в силу технически невозможно. В результате был найден следующий выход: наделить плательщиков ЕСХН возможностью перейти на схему уплаты НДС с 1 января 2018 года, но освободить от него на первые два квартала. По словам Трунина, это по сути не изменит режим в первом полугодии, но создаст условия для администрирования НДС со второго. Чтобы ввести такую норму, Минфин готов принять дополнительные переходные приложения, добавил он.

    Профильный комитет по бюджету и налогам одобрил такой вариант поправки 14 ноября, накануне второго чтения, однако в тексте одобренного законопроекта эти изменения не прописаны.

    Узнать отношение ФНС к принятым поправкам не удалось, ведомство не ответило на запрос РБК, направленный в среду. В Минфине также не ответили РБК.

    По мнению Лемчика, долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, — необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Правительство, считает эксперт, хочет повысить собираемость налогов за счет выведения в поле НДС крупных сельхозпроизводителей и применения к ним хорошо зарекомендовавшей себя системы администрирования НДС.

    Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог, рассуждает Лемчик. «Не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов», — добавил он.

    ​Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС. «В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если у тебя оборот больше 100 млн руб., то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, ты не имеешь права работать без НДС», — добавил он. Теперь, выбрав новый режим налогообложения, предприниматель продолжит получать прежние преимущества в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, но также начнет добровольно уплачивать НДС, пояснил Даниленко.

    Президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции Сергей Балан считает, что ЕСХН давно следует отменить, а НДС ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки. «То, что сегодня было принято [в Госдуме], — уже движение по направлению к перестройке налогового инструмента в сельском хозяйстве, хоть и промежуточное. Все гиганты, крупнейшие фабрики в стране фактически работают по упрощенной схеме налогообложения, поэтому такое решение очень важно для бюджета», — сказал он.

    Особенности системы налогообложения для производства в сельском хозяйстве

    Деятельность в отраслях сельского хозяйства имеет специфические особенности: прибыль в ней зависит от сезона, от погодных условия и пр. Учитывая это, государственными органами была разработана и утверждена специальная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Законодательная база

    Условия налогообложения юрлиц и предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством, регулируется главой 26.1 второй части НК РФ. Она состоит из 10 статей, полностью описывающих все условия и аспекты использования единого сельскохозяйственного налога.

    Соответственно Налоговому кодексу РФ, воспользоваться этим режимом налогообложения могут:

    • юрлица, крестьянские хозяйства, коммерсанты, которые являются производителями сельскохозяйственной продукции;
    • фирмы, компании, хозяйства, организации и т.д., которые осуществляют реализацию своей сельхозпродукции и в общей структуре их выручки поступления, полученные от этого направления деятельности, составляют не меньше 70%;
    • предприятия, средняя годовая штатная численность работников на котором не превышате 300 человек (для рыбхозяйств);
    • недавно зарегистрированные коммерсанты, у которых до 1 октября текущего года объем выручки от продажи собственной сельскохозяйственной продукции достигает не менее 70% от общего дохода. При соблюдении этого условия они могут перейти на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) со следующего года.

    Использовать данный спецрежим не могут юрлица или предприниматели:

    • производители подакцизных товаров;
    • организации, которые занимаются азартными играми;
    • бюджетные организации.

    Также в законе четко определено понятие сельскохозяйственной продукции. К ней относятся товары и продукция, полученная в результате:

    1. выращивания растений;
    2. животноводства;
    3. выращивания рыб и иных водных биоресурсов;
    4. вся другая продукция сельского и лесного хозяйства.

    Какие налоги заменяет

    Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей по оплате единого сельскохозяйственного налога имеет преимущества, так как отменяет для них следующие виды обязательных платежей в бюджет.

    • Для юрлиц:
      • налог на прибыль. Исключением является процентная прибыль, полученная по долговым обязательствам или в виде дивидендов.
      • налог на имущество юрлица;
      • НДС. Исключение – оплата НДС при ввозе продукции на таможне, за доверительное управление имуществом или за выполнение договора простого товарищества.
    • Для коммерсантов:
      • подоходный налог физических лиц;
      • налог на имущество, применяемое в ведении бизнеса;
      • НДС.

    Как перейти на спецрежим

    Переход на описываемый спецрежим производителями сельскохозяйственной продукции происходит в добровольном порядке. Но при этом нужно соблюдать определенные сроки.

    Чтобы перейти на другую систему налогообложения со следующего календарного года, нужно успеть подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию до конца года (до 31 декабря).

    Коммерсанты подают заявление в налоговую по месту своего проживания, а юрлица – по месту регистрации предприятия. При этом нужно подтвердить, что в общем объеме выручки доля, полученная от производства собственной сельхозпродукции, составляет не меньше 70%.

    Новообразованным юрлицам или предпринимателям подать уведомления об изменении системы налогообложения можно на протяжении 30 дней с даты регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

    Сменить систему оплаты налогов, пока календарный год не закончится, невозможно. При этом, если условия относительно объема выручки от реализации сельхозпродукции не будут соблюдаться, предпринимателю придется пересчитать налоговые обязательства с начала календарного года.

    Что облагается налогом

    Объектом налогообложения являются доходы, от которых отняли понесенные расходы. Ставка, по которой осуществляется расчет платежей в бюджет по этой системе, составляет 6%. То есть, чтобы узнать, сколько денег необходимо перечислить государству, нужно использовать формулу:

    Налоговая база * 6% = Величина налога

    При этом, согласно НК РФ, нужно учитывать:

    • налоговая база – это определенная в денежном выражении сумма доходов, уменьшенных на количество понесенных расходов;
    • доходы и расходы рассчитываются нарастающими суммами с начала календарного года;
    • налоговую базу можно снизить на величину убытка, полученного по результатам деятельности прошлого календарного года.

    Перечисления в бюджет и отчетность

    Уплата единого сельскохозяйственного платежа в бюджет осуществляется двумя суммами:

    1. первый раз – авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного полугодия;
    2. второй раз – по итогам прошедшего года, не позднее 31 марта следующего календарного года.

    Оплату на счет ФНС можно провести как через «Клиент-банк» или специальный сервис, так и заполнив бумажное платежное поручение.

    Заполненные декларации по итогам полугодия подаются не позднее 25 дней с даты его окончания, а за год – не позднее 31 марта следующего. Документы представляются в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица или по месту жительства коммерсанта.

    ИП и его налоги: Видео

    Особенности системы налогообложения для производства в сельском хозяйстве

    Деятельность в отраслях сельского хозяйства имеет специфические особенности: прибыль в ней зависит от сезона, от погодных условия и пр. Учитывая это, государственными органами была разработана и утверждена специальная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Законодательная база

    Условия налогообложения юрлиц и предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством, регулируется главой 26.1 второй части НК РФ. Она состоит из 10 статей, полностью описывающих все условия и аспекты использования единого сельскохозяйственного налога.

    Соответственно Налоговому кодексу РФ, воспользоваться этим режимом налогообложения могут:

    • юрлица, крестьянские хозяйства, коммерсанты, которые являются производителями сельскохозяйственной продукции;
    • фирмы, компании, хозяйства, организации и т.д., которые осуществляют реализацию своей сельхозпродукции и в общей структуре их выручки поступления, полученные от этого направления деятельности, составляют не меньше 70%;
    • предприятия, средняя годовая штатная численность работников на котором не превышате 300 человек (для рыбхозяйств);
    • недавно зарегистрированные коммерсанты, у которых до 1 октября текущего года объем выручки от продажи собственной сельскохозяйственной продукции достигает не менее 70% от общего дохода. При соблюдении этого условия они могут перейти на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) со следующего года.

    Использовать данный спецрежим не могут юрлица или предприниматели:

    • производители подакцизных товаров;
    • организации, которые занимаются азартными играми;
    • бюджетные организации.

    Также в законе четко определено понятие сельскохозяйственной продукции. К ней относятся товары и продукция, полученная в результате:

    1. выращивания растений;
    2. животноводства;
    3. выращивания рыб и иных водных биоресурсов;
    4. вся другая продукция сельского и лесного хозяйства.

    Какие налоги заменяет

    Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей по оплате единого сельскохозяйственного налога имеет преимущества, так как отменяет для них следующие виды обязательных платежей в бюджет.

    • Для юрлиц:
      • налог на прибыль. Исключением является процентная прибыль, полученная по долговым обязательствам или в виде дивидендов.
      • налог на имущество юрлица;
      • НДС. Исключение – оплата НДС при ввозе продукции на таможне, за доверительное управление имуществом или за выполнение договора простого товарищества.
    • Для коммерсантов:
      • подоходный налог физических лиц;
      • налог на имущество, применяемое в ведении бизнеса;
      • НДС.

    Как перейти на спецрежим

    Переход на описываемый спецрежим производителями сельскохозяйственной продукции происходит в добровольном порядке. Но при этом нужно соблюдать определенные сроки.

    Чтобы перейти на другую систему налогообложения со следующего календарного года, нужно успеть подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию до конца года (до 31 декабря).

    Коммерсанты подают заявление в налоговую по месту своего проживания, а юрлица – по месту регистрации предприятия. При этом нужно подтвердить, что в общем объеме выручки доля, полученная от производства собственной сельхозпродукции, составляет не меньше 70%.

    Новообразованным юрлицам или предпринимателям подать уведомления об изменении системы налогообложения можно на протяжении 30 дней с даты регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

    Сменить систему оплаты налогов, пока календарный год не закончится, невозможно. При этом, если условия относительно объема выручки от реализации сельхозпродукции не будут соблюдаться, предпринимателю придется пересчитать налоговые обязательства с начала календарного года.

    Что облагается налогом

    Объектом налогообложения являются доходы, от которых отняли понесенные расходы. Ставка, по которой осуществляется расчет платежей в бюджет по этой системе, составляет 6%. То есть, чтобы узнать, сколько денег необходимо перечислить государству, нужно использовать формулу:

    Налоговая база * 6% = Величина налога

    При этом, согласно НК РФ, нужно учитывать:

    • налоговая база – это определенная в денежном выражении сумма доходов, уменьшенных на количество понесенных расходов;
    • доходы и расходы рассчитываются нарастающими суммами с начала календарного года;
    • налоговую базу можно снизить на величину убытка, полученного по результатам деятельности прошлого календарного года.

    Перечисления в бюджет и отчетность

    Уплата единого сельскохозяйственного платежа в бюджет осуществляется двумя суммами:

    1. первый раз – авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного полугодия;
    2. второй раз – по итогам прошедшего года, не позднее 31 марта следующего календарного года.

    Оплату на счет ФНС можно провести как через «Клиент-банк» или специальный сервис, так и заполнив бумажное платежное поручение.

    Заполненные декларации по итогам полугодия подаются не позднее 25 дней с даты его окончания, а за год – не позднее 31 марта следующего. Документы представляются в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица или по месту жительства коммерсанта.

    ИП и его налоги: Видео

    Сельскохозяйственный налог

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

    Смотреть что такое «Сельскохозяйственный налог» в других словарях:

    Сельскохозяйственный налог — (СССР) Единый сельскохозяйственный налог (Россия) … Википедия

    СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ — – налог, взимаемый с доходов сельского населения, занимающегося сельским хозяйством. Плательщиками С. н. являются колхозные дворы, хозяйства единоличников и лица, к ,рые в сельских местностях имеют доход от занятия сельским хозяйством. Колхозники … Советский юридический словарь

    Сельскохозяйственный налог (СССР) — Сельскохозяйственный налог в СССР один из государственных налогов, взимаемый с населения. Введён в 1923 году на смену натуральным и денежным налогам на сельское хозяйство. C 1 января 1924 уплачивался только деньгами. Сельскохозяйственный… … Википедия

    Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций. Федеральным законом от 11 ноября… … Википедия

    Единый сельскохозяйственный налог — (сокращ ЕСХН) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. ЕСХН является специальным налоговым режимом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Данной системе налогообложения посвящена глава 26.1 НК РФ… … Бухгалтерская энциклопедия

    Единый сельскохозяйственный налог — (сокращ ЕСХН) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. ЕСХН является специальным налоговым режимом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Данной системе налогообложения посвящена глава 26.1 НК РФ… … Бухгалтерская энциклопедия

    единый сельскохозяйственный налог — Налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей. [ОАО РАО «ЕЭС России» СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN agricultural tax … Справочник технического переводчика

    Единый сельскохозяйственный налог — Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Является специальным налоговым режимом. Регулируется главой 26.1. НК РФ. Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (специальный налоговый режим), установленная главой 26.1 НК и вводимая в действие законом субъекта РФ. Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Единый сельскохозяйственный налог — относится к числу прямых налогов, установленных НК РФ и взимаемых при условии введения в действие законом субъекта РФ. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается сельскохозяйственными производителями за получение доходов в процессе… … Большой юридический словарь

    Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

    БашатоваЕлена Николаевна,судентгр. ОО4110,филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе

    Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

    Аннотация. В данной статье рассматриваются Российские особенности налогообложения в сельском хозяйстве. За последние двадцать лет оно пережило долгий путь от стандартного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в итоге, к введению специального налогового режима.Ключевые слова:инвестиционные вложения, налоговый режим, налоговая система, финансовые ресурсы.

    Налогообложениеэто система взимания имущества,созданный государством РФ.В порядке налогообложения государство взимаетдолю имущества у подвластного члена РФ. Взимание имеющейся собственности сопутствует принудительным операциям,отныне оно совершается по причине согласия между работодателем и работником,вместо конкретного предпочтения имеющего второстепенное от первостепенного. Соответственно к властному налогообложение оказывает порядок субсидирования власти аз счет элементов считающих эту власть оптимальной и сочтивших еёза самозащиту.На сегодняшний день сельское хозяйство касается некоторых разделов,т.к.государство должно вмешиваться в ситуации сельскохозяйственного рынка.Также оно отражается в специальных ситуациях налоговых льготах,налогообложенияа также по разным видам налогов использование распоряжение налогообложения.Единая схема налогообложения сельского хозяйства в России была введена в 1992 г., но с тех времен изменилась. Ссамого начала реформ сельскому хозяйству был дан ряд налоговых льгот: сельхозпроизводители не платили налог на прибыль и налог на имущество, сборы в пенсионный и дорожный фонды платились с пониженной ставкой, фермерские хозяйства первые 5 лет с момента создания были освобождены от земельного налога. В результате сельхозпроизводители получали налоговые льготы.

    Но с другой стороны, налоговый режим уплаты другихналогов для сельскохозяйственного сектора был такой же, как и для других отраслей экономики, что конечно не учитываетсезонность сельскохозяйственного производства. Это привело к накоплению штрафов и пени по платежам в бюджеты всех уровней, которыенеоднократносписывались и реструктуризировались, что ослабилоналоговую дисциплину в отрасли[1].В итоге, не выявленной проблемой осталось налогообложение фермерских хозяйств, которые были вынуждены вести полноценную бухгалтерию для налоговых целей. Сельхозпроизводители страдали от множественности взимаемых налогов. В связи с этим в сельском хозяйстве возникло устойчивое представление о сложности системы налогообложения в сельском хозяйстве и о необходимости введения упрощенного единого налога, рассчитываемого на 1 га земли или на 1 рубль валовой продукции. Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и многозначность налогового законодательства, выраженный взимаемый характер, недостаточное использование налоговых методов целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обуславливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.Высокий риск получения убытков в производстве от природных условий ведет к необходимости дополнительных возможностей наличий в налоговой системе. Это отсрочка налоговых платежей,кредитов и займов,перенос убытков. Перенос уплаты налогов на конец года определяет сезонность производства и неравномерность получения дохода. Льготныйпорядок налогообложения определяет низкий уровень доходностив хозяйстве. А это значит,что налоговое давление в сельском хозяйстве должно быть ниже.Если в сельском хозяйстве будут низкие налоги,то распределение в обществе обеспечится.Основная цельналогообложения

    механизмы налогового регулирования в сельском хозяйстве, которые должны оказывать финансовую помощь для определенных групп налогоплательщиков; создавать экономические стимулы, побуждающие налогоплательщиков к определенным видам действий, таких как инвестирование в основной капитал и развитие многих видов землепользования; проводить политику уменьшение расходов на налоговое администрирование за счет упрощения процесса сбора налогов.Низкое развития институтов землевладения и землепользования, неэффективность институтов государственного регулирования земельного рынка приводят к недооценке земли как актива, изменяют воспроизводственныеподходы, рентные позиции[2].Налог на землю продуктивного направляемого земельного участия не важны. На часть земельного налога необходимопримерно 6 %всего количестваналогов,зачисленных товаропроизводителями сельского хозяйства.Развитие системы налогообложения идет по путиоблегчения, уменьшения действующих налогов, падение уровня ставок иувеличенияналогооблагаемой базы. Опыт Украины, Польши идлядругих стран показывает, что в процессе внедрения и функционирования единого налога в сельском хозяйстве активно обговариваются следующие вопросы: списокналогов, которые включаютв единый налог; база исчисления единого налога в сельском хозяйстве; возможность в то же время функционирования с другими системами налогообложения. Отсутствие гибкости и возможности регулироватьпроцессы в производственной сфере это недостаток экономической функции налогообложения. Без оценки эффекта,которое оказывает на экономическое поведение производителей сельскохозяйственных товаров невозможно применение налоговых стимулов и регуляторов в сельском хозяйстве.Экономический результат оценки ЕСХНозначает,что этапы разработки экономической политики оценивает систематический процесс получения и воспроизводства полученных результатов способов исследованияв целях качественного анализа.ЕСХН в целях оценки показала абсолютную и частичную нехватку для начальных целей внедрения[3].НедостаткиЕСХНэто:1.В процессеразработки законодательства по этому налогу просчеты и ошибки .Необходимость начальной оценки экономического эффекта заключается во внедрении новых налогов в законодательстве ,чтобы предотвратить критическое состояние и выбрать самое результативное средство чтобы совершить начальные пути.2.Результат Вторичного ранга сельскохозяйственной системы налогов изучены и обнаружены в одной из функций ЕСХН.В ситуации, когда сельскохозяйственное производствоотстранено от налога на прибыль, ЕСХН долженоказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств должна быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения. Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, рассматривается как результативныйинструмент для умножения уровня инвестиций. Вследствие этогоинвестирование наводит наналоговуюэкономию.Еслисказатьо природоохранной составляющей налогообложения в сельском хозяйстве, то нужно отметить, что экологическая и налоговая политика имеют сферу пересечения, которая определяется использованием экологических налогов и определенной мотивацией к природоохранной деятельности. В сопоставлении с мировой практикой российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве России.В условиях неблагоприятного экономического состоянияв отрасли и кризиса в экономике в целом момент для введения новых экологических налогов, сборов за использование энергии и топливных отходов, сборов за использование грунтовых вод, за применение пестицидов, гербицидов, сборов за отходы животноводческих производств и т. д. не является подходящим, даже несмотря на тяжелую экологическую обстановку в отрасли. В качестве первого шага можно сосредоточить внимание не на введение новых налогов и корректировку налоговых ставок, а на мерах стимулирования инвестиционных вложений в природоохранные и энергосберегающие мероприятия. Переоборудование производства с целью соответствия экологическим критериям и нормам [4].Недостаток собственных финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также ограниченные во
    зможности областных и региональных бюджетов приводят к снижению эффективности функционирования агропромышленного комплекса. В АПК Урала существует проблема создания и функционирования эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.Чтобы ускорит 5 % ставки,за вычетом типа действийзакон №3103к плательщику налогов принят следующий спрос.Отдельное значение прибыли от реализации этих действий в общей совокупности прибыли до их снижения наразмер прибыли составляет больше 70% .Свободный порядок уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе,и как,что массовая сельхозпродукция отрасли довольно большая часть сельскохозяйственной продукции своих служебных ферм жителей страны,не должны платить налоги ,всё это свидетельствует о том что вложение сельского хозяйстваво всеобщую величину налогов меньше ,чем вложение в валовый внутренний продукт.Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве—создание благоприятных условий для экономического развития отрасли. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, и гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве с Государственной программой развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[5].Налогообложение налогов должно быть осмотрено на так как единственное преобладающее началосоздания акцентированных денежных методов страны но и единственное средство власти управления экономикой в целях побуждения и поднятия разных функций экономики.Российская система сельскохозяйственного налогообложения характеризуется частыми изменениями. За последние двадцать лет она пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в конечном итоге, к введению специального налогового режима.С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны —стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения.Таблица 1

    Налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными организациями на общем режиме налогообложения

    НалогиНалоговые ставкиКомментарииНалог на прибыль20082009гг. –6%20102011гг. –12%20122014гг. 18%с 2015 24%В соответствии с ФЗ от 13.03.2006г. № 39ФЗ Налоговые ставки увеличиваютсяНалог на имущество организаций0 –2,2%. В Хакасии 2,2%Ряд основных регионовпроизводителей сельскохозяйственной продукции установили нулевую ставку, если выручкапо сельскохозяйственному производству составляет не менее 5070% общей выручки. ЕСН20%С учетом вычета взносов на пенсионное страхование, уплачиваемого при всех специальных режимах максимальная ставка 10,3%, итоговая ставка ЕСН составит 9,7% (20% 10,3%)НДС018% или сумма возврата из бюджетаВеличина НДС колеблется от нуля, так как входящий НДС уплачивается по ставке 18%, а исходящий для производителей большинства видов продукции по ставке 10%. Кроме того, суммы к возврату присутствуют у хозяйств, которые приобретают основные средства, занимаются строительствомнаходятся в стадии активной модернизации. У данных налогоплательщиков суммы к возмещению достигают нескольких десятков миллионов рублей.Земельный налог, арендная плата за землю0,10,3%В Хакасии дифференцированные ставки по районам и городам Транспортный налогНе установленаСельскохозяйственная техника не является объектом налогообложения

    По данным таблицы 1можносделать вывод, что сельскохозяйственные организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения уплачиваютземельный налог. Налоговые ставки в налогах на прибыль в 2014 году увеличились на 12% по сравнению с 2088 годом.В налогах на имущество организаций установилась нулевая ставка,в ЕСНналоговая ставка установиласьв 20%,в НДС налоговая ставка колеблется от 018% налоговой ставки,в земельном налоге арендная плата за землю составляет от 0,10,3%,в транспортном налоге налоговая ставка не учитывается [6].В итоге, общая максимальная нагрузка в 2008г. составила18,2%, а минимальная 15,7%. Но к 2015 году нагрузка по плану будет увеличиваться, вместе с тем, организация, исходя из положений главы 25 НК РФ,имеет возможность минимизировать налог на прибыль путем проведения законных операций по учету расходов, так как перечень расходов в данной главе шире, нежели в гл.26.1 НК РФ. Данные расчеты являются приблизительными, для любого хозяйствующего субъекта в сельском хозяйстве, необходимо проведение анализа расчетов платежей в бюджет, потому что каждый субъект имеетиндивидуальные особенности деятельности, технологии производства, владеет объемом имущества, широким перечнем наименования выращиваемой сельхозпродукции. Налоговая нагрузка при уплате ЕСХН составляет 16,6%, то есть разница в нагрузке незначительна [6].

    Во второй таблице проанализируем общие недостатки и преимущества единого сельскохозяйственного налога.Таблица 2Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога

    ПризнакиПреимуществаНедостаткиЗамена единым налогом ряда налогов1.Налог на прибыль, за исключением обязанностей налоговых агентов2.НДС, за исключением обязанностей налоговых агент, также при ввозе товаров на таможенную территорию РФБез комментариевКассовый метод учетадоходов и расходов1.Доходы признаются только после поступления денежных средств или иным способом1.В качестве доходов признаются полученные авансы2.Расходы принимаются только после их оплатыУчет основных средств и НМАОсновные средства и НМА, приобретенные до перехода на ЕСХН, списываются быстрее, чем при общем режиме налогообложения1.В случае реализации ОС и НМА до истечения 3х лет с момента учета расходов на их приобретениеналогоплательщик должен пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатации и уплатить дополнительную сумму налога на прибыль и пени за эти годыДоходы и расходыБез комментариев1.Предельное минимальное значение –70%2.Ограниченный перечень расходов, чем при общем режиме налогообложенияОсвобождение от уплаты НДСОсвобождены от обязанности выписывать налоговые регистры по НДСВысокая вероятностьпотери партнеров –плательщиков НДСУбытки, полученные до перехода на ЕСХНБез комментариевНе уменьшает налоговую базу в период применения ЕСХНПредставление отчетностиТолько одна декларация по ЕСХНОтсутствие возможности получения достоверной информации о финансовом положении и др.

    По данным таблицы 2 преимущества, даваемые ЕСХН, не так уж и важны. Принципы налогообложения сельскохозяйственного сектора вгосударственном производствеи принимает главное место в экономике государства.А это значит,чтопроцесс роста этой доли экономикиэто и есть основная проблема нашего государства.Важно сделать общий вывод,что характеристика налога на землю ЕСХН,налог на прибыль,налог на имущество и все элементы наряду с его спецификой РФрешает и выводит недостатки и трудности налогов в политике и этапах роста сельского хозяйства ,созданы и представлены сосредоточение и конкретные планы для усовершенствования агропромышленного комплекса.

    Ссылки на источники1. Борхунов Н. А., Сагайдак Э. А., Зарук Н. Ф., Бондаренко Т. Г., Маслова В. В. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: ВосходА, 2009. 224 с.2. Гончаренко Г. А. Система налогообложения в сельском хозяйстве России в современных условиях. М., 2010. 16 с.3. Иванова Д. Ю. Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3. С. 33.4. Субаева А.К., Постнова М.В. Экономика отрасли.Учебное пособие.

    Ульяновская ГСХА им.П.А.Столыпина,2014.182с.5.Субаева А.К.Экономика предприятия.Учебное пособие.Ульяновска ГСХА им.П.А.Столыпина,2015.300с.6.СубаеваА.К. Влияние технической базы сельскохозяйственных организаций на производственные результаты// Бизнес.ОбразованиеПраво.Вестник Волгоградского института бизнеса .2014.№1.С.7782.

    Читайте так же:  Приказ мчс административный регламент