Трасология экспертиза

Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Трасологическая экспертиза – раздел криминалистической науки об оставленных следах и их последующее исследование на предмет причастности того или иного предмета к происшествию. В дорожно-транспортных происшествиях трасология играет не менее важную роль при изучении ситуации и определения виновника.

Такая экспертиза призвана решать огромный ряд вопросов, начиная с причин до ДТП и заканчивая последствиями. Она может установить, точно ли повреждения нанесены в период ДТП или же он были до этого события.

Что такое трасологическая экспертиза?

Сама по себе трасологическая экспертиза – очень широкое понятие, которое охватывает множество ситуаций, случившихся не только на дороге. Исключительно ситуации по ДТП разбирает транспортно-трасологический отдел. В ее обязанности входит разбор и изучение следов, которые являются следствием какого-либо взаимодействия с транспортными средствами.

Таким образом, экспертиза может точно определить виновника ДТП и восстановит все детали случившегося.

Кто является объектом трасологической экспертизы? Объекты трасологической экспертизы – это транспортные средства, которые изучаются экспертами на предмет создания ДТП или каким-то действием повлияли на исход ситуации.

Вопросы, решаемые экспертизой

Для изучения следов службу могут вызвать во множестве различных ситуаций, все их перечислить весьма затруднительно, но можно выделить основные, встречающиеся на практике, причины:

  1. Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП. Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза. Она сопоставит события, которые были перед происшествием и разъяснит возможность данного события с последствиями.
  2. Отказ от страховщика может получить каждый пострадавший, так как подобные органы не всегда хотят выплачивать деньги, если этого можно избежать. Решить спор и доказать наличие страхового случая также может независимая служба экспертов.
  3. Споры по определению виновника – практически обычай на дороге. И если этот конфликт не решается между водителями, вызывается эксперт, который изучит ситуацию и определит настоящего виновника ситуации.
  4. Неправомерные обвинения в суде может помочь оправдать судебно-трасологическая экспертиза. Она изучает место происшествия и собирает доказательства невиновности участника дорожного движения и предоставляет необходимые документы при рассмотрении дела.

Что необходимо при проведении экспертизы

Чтобы независимые эксперты смогли сопоставить картину происшествия, им нужно предоставить максимальное количество информации. Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники.

Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела.

Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. Видео и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Видео: Эксперт рассказывает о нюансах трасологической экспертизы

Стоимость трасологической экспертизы

Расчет стоимости зависит от ситуации и наличия документов. Также, если заключение эксперта необходимо для судебного разбирательства, его нужно выполнять в сжатые сроки и такая работа может потребовать дополнительных финансовых вложений, которые будут стягиваться с заявителя. Стоимость экспертизы для суда в среднем по стране обходится в 15000 рублей.

Если изучение повреждений не является срочным делом и не требует дополнительной документации, а лишь заключение, тогда проведение экспертизы обойдется примерно в 2 раза дешевле и может изучаться в течение месяца.

Трасологическая экспертиза

Предмет, объекты и задачи судебно-трасологической экспертизы

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Трасология экспертиза

Исследуемые объекты и документы

Следы транспортных средств

Замки и запирающие устройства

Трасологическая экспертиза относится к старейшему классу традиционных судебных криминалистических экспертиз. Трасология – наука о следах, изучающая закономерности возникновения следов, разрабатывающая методы по их обнаружению, фиксации, хранению и исследованию. Назначается данная экспертиза в целях установления объекта по обнаруженным следам и определения условий и механизма образования таких следов.

Различают следующие виды судебных трасологических экспертиз:

Гомеоскопическая экспертиза – занимается исследованием следов человека, к ней относится экспертиза следов губ, зубов, рук, ног, обуви и одежды человека. Экспертизу следов папиллярных узоров пальцев рук человека называют дактилоскопией.

Механоскопическая экспертиза – исследует следы орудий и механизмов. К объектам ее исследования относятся замки, запирающие и предохранительные устройства, различные орудия (топор, клещи, нож, лом).

Экспертиза следов животных – изучает следы зубов, когтей, лап, подков животных.

Экспертиза следов транспортных средств – исследует следов автомототранспорта, железнодорожного и даже водного транспорта. Трасологическая экспертиза следов транспорта решает целый комплекс задач, связанных с установлением марки и модели транспортного средства, оставившего обнаруженный след, частей ТС, которыми были нанесены следы, направления, характера движения исследуемого транспортного средства, неисправностей автомобиля по его следам.

Судебно-трасологическая экспертиза проводится в большей степени для решения идентификационных задач по установлению объекта, оставившего обнаруженный след. Диагностические задачи также решаются трасологической экспертизой, к ним относится установление механизма воздействия, последовательности образования следов, состояния исследуемых объектов и его свойств. Проведение трасологической экспертизы с целью решения идентификационных задач сопровождается сравнением представленных следов с объектом, которым предположительно данные следы быть оставлены. Поэтому для такого исследования должен быть предоставлен объект и должным образом зафиксированные следы.

Читайте так же:  Размер членского взноса нотариус

К отдельной задаче трасологических экспертиз можно отнести установление целого объекта по частям. Например, по обнаруженным фрагментам стекла необходимо определить, представляли ли данные фрагменты единое целое, или в данных осколках находится фрагмент стекла от другого объекта, возможно занесенного на место преступления.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Каков механизм образования данного следа?

Какова последовательность образования представленных следов?

Оставлены ли эти следы одним объектом или разными?

Каким орудием был оставлен данный след?

Каково взаимное расположение объектов в момент нанесения данного следа?

Каков размер обуви, оставившей данный след?

Какие особенности походки человека, ставившего след?

Какими зубами оставлены данные следы?

Имеются ли на данном замке признаки взлома?

Пригоден ли данный замок для отпирания и запирания?

В каком направлении двигался автомобиль, которым был оставлен данный след?

Автомобилем какой марки и модели мог быть оставлен данный след?

Передними или задними колесами автомобиля оставлены данные следы?

Легковым или грузовым автомобилем были оставлены данные следы?

Трасологическая экспертиза

Назначение трасологической экспертизы

Судебно-трасологическая экспертиза в целом, направлена на изучение следообразования для воссоздания схемы происходящих действий и определения предмета, которым эти следы были оставлены. Задачи конкретной трасологической экспертизы определяются конкретными требованиями заказчика к проводимому исследованию и поставленными перед специалистом задачами.

Транспортно трасологическая экспертиза, как следует из названия, имеет более узкую специализацию и ограничивается изучением следов вызванных, или являющихся следствием взаимодействия различного рода предметов и транспортных средств. Изучение оставленных следов позволяет получить достаточное количество информации о случившемся происшествии и ответить на целый ряд возможных вопросов.

Таким образом, транспортно трасологическая экспертиза автомобилей после ДТП при исследовании места происшествия, самих автомобилей, а также оставленных ими следов на месте произошедшего события, позволяет ответить на вопросы связанные с установлением виновности того или иного из участников в дорожно-транспортном происшествии, а также ряд других.

Вопросы транспортно трасологической экспертизы

  1. Споры при выявлении виновника ДТП

Одним из наиболее распространенных вопросов, которые ставятся перед трасологической экспертизой, является определение виновности одного из участников дорожно-транспортного происшествия. Результатом проведенных исследований является экспертное заключение, которое раскрывает ответ на поставленный перед экспертом вопрос.

Отказ в выплате страховой компанией

Последнее время при решении споров со страховой компанией все чаще требуется проведение повторной, независимой транспортно трасологической экспертизы автомобиля после ДТП, или противоправного действия третьих лиц. Это связано с тем, что страховая компания могла отказать в возмещении причиненного ущерба на основании ошибочного заключения эксперта трасолога.

Сопоставления повреждений заявленным событиям

Не редко предъявители требований по возмещению причиненного ущерба могут быть задействованы в различных видах мошенничества. Уличить подобные правонарушения позволит заключение транспортно-трасологической экспертизы, которая сможет сопоставить повреждения, выявленные на автомобиле, заявленным условиям их возникновения и дать разъяснение о возможности такого события.

Проведение независимой транспортно трасологической экспертизы

Для организации и проведения независимой трасологической экспертизы, специалисту-трасологу необходимо получить достаточное количество информации для того, чтобы смоделировать схему дорожно-транспортного происшествия и дать заключение о произошедшем событии. Трасологическая экспертиза позволяет определить, как двигался каждый из участников ДТП перед столкновением автомобиля, что позволяет установить истинную картину происходящего.

При проведении транспортно трасологической экспертизы для выявления обстоятельств произошедшего события, специалисту-трасологу могут потребоваться различные материалы и документы. Этот перечень документов в первую очередь определяется задачами которые ставятся перед экспертом.

Ниже приведен перечень материалов и документов, который может потребоваться специалисту при проведении трасологической экспертизы:

  1. Схема места ДТП
    (составленные участниками ДТП либо сотрудниками правоохранительных органов)
  2. Протокол осмотра места ДТП
    (составленные специалистом либо сотрудниками правоохранительных органов)
  3. Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу осмотра места ДТП
    (если съемка производилась экспертом).
  4. Автомобили участвовавшие в ДТП
    (для наружного обследования повреждений)
  5. Фото и видео материал ТС
    (отвечающие требованиям судебной фото и видео фиксации).
  6. Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС
    (необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля)
  7. Справка о ДТП
    (составляется сотрудниками правоохранительных органов).
  8. Дополнительные фото либо видео материалы с места ДТП
    (выполненные участниками либо свидетелями ДТП)

Этот перечень данных и документов НЕ является строгим, поскольку глубина изучения, а, следовательно, и количество исходных данных, определяется, в первую очередь, вопросами и задачами которые ставятся перед экспертом-трасологом. В связи с этим для проведения транспортно-трасологической или судебной экспертизы может быть достаточно подробных фотографий с места события.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО и КАСКО

Кто возмещает УТС автомобиля по ОСАГО и КАСКО

Оценка рыночной стоимости автомобиля

Оценка ущерба от залива квартиры

Оценка рыночной стоимости квартиры

Какие обстоятельства ДТП устанавливает трасологическая экспертиза

Ежегодно в России происходят десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причиняется значительный вред здоровью, а порой и жизни человека. Для предупреждения аварий проводятся профессиональные расследования: выявляются причины происшествий и факторы, им способствующие. Одним из видов специальных исследований является трасологическая экспертиза при ДТП, которая помогает ответить на ряд сложных вопросов.

Трасологическая экспертиза при ДТП – это один из разделов криминалистики, который занимается изучением механизма дорожного происшествия по оставленным следам. Для воссоздания полной картины аварии рассматриваются причины образования тех или иных следов, оставленных автомобилем на поверхности асфальта. Это могут быть следы от торможения, заноса, аварийной блокировки колес, буксирования и скольжения транспортного средства.

Трасологическая экспертиза (ТЛЭ) производится не только при ДТП. Конкретно случаями аварий на дорогах занимается транспортно-трасологический отдел. Объектами изучения являются транспортные средства, которые стали участниками ДТП, или факторы, косвенным образом повлиявшие на произошедшее событие:

  • допущенные водителями нарушения Правил дорожного движения;
  • погодные условия, способствовавшие ДТП;
  • техническая неисправность автомобиля;
  • неправильная эксплуатация автотранспортного средства.

Помимо допущенных при столкновении серьезных нарушений принимаются во внимание и совсем незначительные, на первый взгляд, факторы. Это могут быть небольшие слепки или оттиски следов протекторов, осколки от стекол внешних световых приборов, поврежденная одежда, ссадины и кровоподтеки пострадавших.

Для чего используется

Трасологическая экспертиза при ДТП воссоздает схему движения автомобилей, ставших участниками аварии. Это необходимо для получения более полного объема информации о случившемся, исследования самих автомобилей и оставленных ими следов. Позволяет ответить на многие вопросы о виновности того или иного участника ДТП.

Цели проведения экспертизы:

  • Идентифицировать автомобиль по следам на месте столкновения.
  • Определить принадлежность отдельных частей конкретному автомобилю.
  • Установить отношение повреждений, имеющихся на автомобиле, к произошедшему.

Трасологическая экспертиза призвана решать целый перечень вопросов, начиная с причин происшествия и заканчивая его последствиями. Устанавливает, действительно ли повреждения произошли во время ДТП или были нанесены ранее.

Часто для того, чтобы разрешить споры и разногласия между участниками ДТП, необходимо обратиться к эксперту-трасологу. Он может помочь получить ответы на вопросы, возникающие в следующих ситуациях:

  • Сложно определить виновность участников ДТП. Результат проведенных исследований даст ответ на этот вопрос.
  • Страховая компания отказалась выплатить денежную компенсацию на ремонтно-восстановительные работы. По требованию страховых компаний может проводиться повторная независимая трасологическая экспертиза при ДТП.
  • Предъявлен иск на материальное возмещение ущерба. Очень часто лица, требующие материального возмещения, могут быть причастны к различного рода мошенничествам. В таких случаях заключение транспортно-трасологической экспертизы поможет раскрыть правонарушение. При этом эксперту необходимо сопоставить повреждения авто с заявленными условиями их возникновения и разъяснить сторонам возможность такого события.

Восстановление картины ДТП

Аварийные ситуации на дорогах в XXI веке – явление скорее повседневное, чем исключительное. Независимо от тяжести последствий, прежде всего необходимо воссоздать объективную картину дорожного происшествия.

Несмотря на то что скорости автомобилей растут, современная трасология ДТП по-прежнему использует:

  • записи с видеорегистраторов соседних автомобилей;
  • видеопленки с камер наружного наблюдения, установленных на прилежащих к месту происшествия зданиях;
  • опрос всех очевидцев аварии, кто оказался неподалеку.

Кто проводит и для чего это нужно

Трасологическая экспертиза при ДТП может проводиться комиссией экспертов во время предварительного расследования. Судебная экспертиза назначается по поручению государственных или ведомственных органов или проводится по инициативе одной из сторон, заключившей договор страхования.

В зависимости от сложности дорожного происшествия в комиссию назначаются два или более специалиста. Может быть назначена и комплексная экспертиза, которую проводят специалисты разных направлений.

Работа экспертов начинается с формулировки целей и задач, формирования списка вопросов, на которые необходимо ответить. После подписания договора на проведение исследования специалист приступает к изучению дела. При необходимости запрашивает дополнительные документы и материалы, проводит все необходимые анализы, делает самостоятельные выводы и отвечает на поставленные вопросы.

Эксперт имеет полное право на повторный опрос участников ДТП, обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление в порядке ст 45

Что необходимо для ТЛЭ

Для проведения независимой экспертизы трасологу нужно получить необходимый объем информации. Затем в воображении или на компьютере смоделировать последовательность произошедших на дороге событий и дать правильное профессиональное заключение.

Для выявления всех обстоятельств случившегося трасолог осматривает автомобили, принимавшие участие в ДТП, а также пользуется различными материалами.

Существует определенный перечень документов, который поможет справиться с поставленными задачами:

  • схема места происшествия, составленная сотрудниками ГИБДД или самими участниками;
  • протокол осмотра, составленный сотрудником правоохранительных органов;
  • фотоматериалы ДТП;
  • видеоматериалы с камеры наблюдения, отвечающие требованиям судебной фотофиксации;
  • справка о ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства.

Этот перечень не может быть окончательным, потому что количество исходных данных определяется исключительно теми задачами, которые стоят перед специалистом.

Трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии позволяет обойтись без визуального осмотра поврежденных транспортных средств.

К сожалению, не всегда такое заключение специалиста принимается безоговорочно принимается страховой компанией как основание для выплаты средств на проведение ремонтно-восстановительных работ.

Сколько стоит экспертиза

Для подавляющей массы автомобилистов этот вопрос не теряет актуальности. Существует мнение, что нет никакого смысла тратиться на эксперта, потому как сотрудники ГИБДД за эту работу получают зарплату. Но не стоит торопиться, принимая такое мнение на веру.

В реальной ситуации при поверхностном анализе происшествия виновником может быть назван и потерпевший водитель. В таком случае он понесет значительные материальные издержки. Поэтому более сложное исследование места аварии с помощью профессионального эксперта оправдает все финансовые вложения.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП в разных экспертных организациях существенно отличается. Полный пакет услуг может стоить от 3 000 рублей и выше. В обеих наших столицах, Санкт-Петербурге и Москве, прейскурант выглядит следующим образом:

  • выезд эксперта-техника стоит от 500 до 1 000 руб.;
  • составление акта осмотра (с фото) – 1 000 руб.;
  • общий подсчет стоимости восстановительных работ – от 3 000 до 8 000 руб.

К дополнительным услугам относятся:

  • доставка актов заказчику – 500 руб.;
  • составление претензии для страховой компании – от 2 000 до 3 000 руб.;
  • юридическое сопровождение клиента в суде – от 5 000 до 25 000 руб.

Цена трасологической экспертизы после ДТП в столице сильно отличается от цены в других городах России. Например, в Тюмени она не выше 8 000 руб., в Волгограде – 7 000, в Твери и Костроме – не более 6 000 руб., Казани, Калуге, Перми и Белгороде – не более 5 000 руб.

Чтобы самостоятельно узнать, сколько стоит трасологическая экспертиза при ДТП, достаточно зайти на федеральный сайт https://ceur.ru/services/ozenka/

Заключение заверяется подписями экспертов и печатью экспертной организации. Оно имеет доказательную силу и может использоваться в качестве документа в судебном заседании. При необходимости эксперт-трасолог выступает в суде с дополнительными разъяснениями относительно составленного и выданного им заключения.

Как может выглядеть пример трасологической экспертизы после ДТП? Такой документ, представляющий мнение и выводы эксперта, содержит следующие пункты:

  • Подпись специалиста, подтверждающая его согласие на проведение работы.
  • Заключение эксперта, основанное на таких моментах:
    • исходные данные (обстоятельства дорожного происшествия);
    • сформулированные вопросы;
    • список используемой литературы;
    • собственное исследование специалиста;
    • выводы на основе исследования.

Трасологическая экспертиза — что она определяет при ДТП: Видео

Трасологическая экспертиза при ДТП

Трасология ( от фр. la trace — «след») – это наука о следах. Независимая трасологическая экспертиза занимается изучением следов, оставленных на месте происшествия или преступления. Существует четыре вида трасологических экспертиз: экспертиза следов транспортных средств, механоскопическая экспертиза, гомеоскопическая экспертиза, экспертиза следов животных. Самый востребованный вид трасологической экспертизы в Санкт-Петербурге – независимая транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП (экспертиза следов транспортных средств).

Транспортно-трасологическая экспертиза необходима:

  • В случае возникновения спора в определении виновности в ДТП.
  • В случае если Страховая компания отказывает Вам в выплате причиненного ущерба по ОСАГО или КАСКО, ссылаясь на заключение трасологической экспертизы с выводом: «Заявленные повреждения транспортного средства (ТС) не могли быть получены в результате указанного происшествия», а значит, не являются страховым событием.
  • В случае если Вас необоснованно и незаконно обвиняют в ДТП, которое Вы не совершали.

Заключение трасологической экспертизы даст Вам возможность разрешить спор с Вашей Страховой компанией в досудебном порядке. В случае судебного разбирательства заключение эксперта станет весомым аргументом в вашу пользу.

Транспортно-трасологическая экспертиза может определить:

  • точное место происшествия (ДТП);
  • направление движения, взаимное расположение ТС в момент столкновения;
  • кинематику перемещения, скорость и характер движения ТС, участвовавших в ДТП;
  • подвижность/статичность ТС или пешехода в момент аварии;
  • механизм столкновения ТС;
  • характер и объем повреждений ТС;
  • механизм образования следов от шин;
  • отношение отдельных повреждений транспортного средства к данному ДТП;

Исследованием причин и механизма ДТП также занимается автотехническая экспертиза.

ВАЖНО: Трасологические справки, выдаваемые некоторыми экспертными компаниями, не имеют силы в суде.

Транспортно-трасологическая экспертиза ДТП — это исследование следов контакта транспортных средств и места происшествия при ДТП. Цель трасологического исследования — определение причин и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП). По имеющимся следам на транспортных средствах и на дорожном полотне трасологическая экспертиза может воссоздать полную картину происшествия (ДТП), включая определение причины его возникновения, процесс непосредственного взаимодействия транспортных средств (ТС), механизм развития и последствий столкновения с другим транспортным средством (ТС) или каким-либо препятствием и ответить на спорные вопросы.

При необходимости определения технического состояния автомобиля, обстоятельств и механизма ДТП прибегают к автотехнической экспертизе. Грань между этими экспертизами крайне тонка. Оценкой ущерба авто после ДТП занимается автотовароведческая экспертиза. Если Вы не знаете какую экспертизу выбрать, обратитесь к нам и профессиональные эксперты посоветуют Вам вид экспертизы и наиболее подходящие вопросы!

Транспортная трасологическая экспертиза ДТП занимается исследованием всего многообразия следов, которые могли быть оставлены различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным или водным. По механизму образования предметом трасологической экспертизы могут быть следы от колесных и гусеничных ТС, лыж и саней, от выступающих частей любого транспортного средства, от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы ГСМ, загрязнений, осколки стекол, частицы краски и т.д.).

Объекты трасологической экспертизы в рамках автомобильного транспорта: дорожное покрытие, дорожные знаки, транспортные средства и их детали, дорожные ограждения, следы ГСМ, слепки следов, тело и предметы одежды человека, фотографии, протоколы осмотра и т.д.

Вопросы транспортно-трасологической экспертизы:

  • Какое место является местом столкновения транспортных средств (ТС)?
  • Соответствуют ли исследуемые повреждения (в том числе объем повреждений) транспортного средства (ТС) обстоятельствам ДТП?
  • Как располагались транспортные средства перед столкновением?
  • В каком направлении двигались ТС?
  • Под каким углом столкнулись исследуемые транспортные средства (ТС)?
  • Оставлены ли следы на месте ДТП конкретным автомобилем (ТС)?
  • Каким видом транспорта, моделью, типом автомобиля (трактора, велосипеда и т.д.), а также какими именно его частями оставлены исследуемые следы?
  • Каким колесом транспортного средства оставлены исследуемые следы (левым, правым, передним, задним)? Какой моделью шины оставлены исследуемые следы?
  • Определить механизм образования исследуемых следов?
  • Каков механизм столкновения (ДТП) или наезда на пешеходов и неподвижные препятствия?
  • Определить имеются ли на исследуемом объекте (ограждении дороги, теле, одежде потерпевшего и т.д.) следы транспортного средства?
  • Определить образованы ли следы, которые имеются на транспортном средстве, частями другого транспортного средства?
  • Определить двигалось ли транспортное средство в момент столкновения (наезда)?
  • Определить является ли исследуемый предмет частью данного автомобиля (ТС)?

Назначение трасологической экспертизы

Экспертная компания «ЛЭС «ЛЕНЭКСП» проводит как досудебные экспертизы (исследования), так и экспертизы по определению суда. Вы имеете право поручить проведение судебной трасологической экспертизы любой независимой экспертной компании. Если вы выбрали нашу экспертную компанию, заявляйте соответствующее ходатайство о назначении трасологической экспертизы в суде. Образец ходатайства Вы можете найти на нашем сайте в меню слева.

Стоимость трасологической экспертизы — от 4 000 рублей.
Срок проведения трасологической экспертизы от 1 до 10 дней.

*Стоимость независимой транспортно-трасологической экспертизы (исследования) автомобиля является договорной и зависит от сложности и объемов исследований, количества вопросов, заданных эксперту и увеличивается при выезде эксперта на место происшествия, при необходимости проведения фотосъемки и в случае проведения срочной экспертизы.

Более подробно о других видах трасологических экспертиз Вы можете узнать перейдя по ссылкам, расположенным ниже:

НИИСЭ — Научно-исследовательский институт судебных экспертиз

Трасологическая экспертиза

Предметом трасологической экспертизы является изучение различных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различаются следующие виды трасологических экспертиз:

— гомеоскопические — экспертизы следов человека (следов рук, ног, зубов, следов обуви5 одежды, следов крови);

— механоскопические — экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств;

— транспортные — экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта;

— экспертизы следов животных (экспертизы следов ног (лап, подков), следов зубов, экспертизы тавра (клейма).

Задачи судебно-трасологической экспертизы подразделяются на две группы — идентификационные и диагностические.

Читайте так же:  Медицинская экспертиза в смоленске

Идентификационные задачи — установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных, оставивших следы; задачи установления тождества целого по частям.

Диагностические задачи — обнаружение и фиксация следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма образования следов, последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов.

Виды трасологических экспертиз

Дактилоскопическая экспертиза.

Объектами дактилоскопической экспертизы являются различные предметы вещной обстановки с выявленными либо предполагаемыми следами папиллярных узоров.

Задачами дактилоскопической экспертизы являются установление лица, оставившего следы папиллярных узоров пальцев рук на месте происшествия, а также установление времени и условий следообразования.

Примерный перечень вопросов, решаемых при дактилоскопической экспертизе:

— имеются ли на представленных объектах следа папиллярных узоров и, если да, то пригодны ли они для идентификации человека, оставившего их?

— не оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным человеком?

— какими пальцами и какой руки оставлены следы папиллярных узоров?

— принадлежат ли следы папиллярных узоров одному или нескольким лицам?

— какова относительная давность следов папиллярных узоров?

Экспертиза следов ног и обуви.

Объектами данной экспертизы являются различные предметы вещной обстановки со следами босых ног, ног в чулках (носках) и со следами обуви. Они могут быть обнаруженными на предметах или перекопированные на дактилоскопическую плёнку, а так же слепки объёмных следов ног или масштабные фотоснимки следов.

Задачами экспертизы следов ног и обуви являются:

— идентификационные задачи (установление факта оставления следов определенным человеком или изъятой у него обувью, установление групповой принадлежности следов);

— диагностические задачи: а) определение вида и размера обуви, оставившей следы; б) вида и особенностей чулок или носков, отобразившихся в следе; в) размеров и особенностей босой ноги, оставившей след; г) физических свойств лица, оставившего след — пол, возраст, рост, особенностей походки.

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе следов ног и обуви:

При идентификационных задачах:

— не принадлежат ли следы босых ног конкретному человеку?

— не оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного человека?

— не оставлены ли следы ног в чулках чулками (носками), изъятыми у конкретного человека?

— не носились ли галоши (боты) на обуви конкретного человека?

— носилась ли обувь конкретным человеком?

При диагностических задачах:

— каков вид и размер обуви, оставившей следы?

— каков вид и особенности чулок (носков), оставивших следы?

— каковы размер и особенности босой ноги, оставившей следы?

— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека, оставившего данные следы?

Для установления механизма события могут быть поставлены следующие вопросы:

— в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший следы?

— как давно оставлены следы?

— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки), следы которых обнаружены на месте происшествия?

— образовались ли следы при переносе тяжестей, при скольжении и других конкретных условиях?

Экспертиза следов зубов.

Объектами экспертизы следов зубов являются различные предметы вещной обстановки со следами зубов (пищевые продукты, окурки табачных изделий, пломбы, бутылочные колпачки и т.д.) Следы зубов на теле человека либо на трупе являются объектами медико-криминалистической экспертизы

Задачами экспертизы следов зубов является установление лица, оставившего следы, а также установление условий и механизма образования следов.

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе следов зубов:

— не оставлены ли следы зубов, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека?

— не оставлен ли следы зубов конкретным человеком?

— зубами какой челюсти и какой стороны (правой, левой) оставлены следы?

— не оставлены ли следы зубными протезами?

— каковы особенности строения зубного ряда человека, оставившего данные следы?

— каковы возможные пол, возраст, профессия человека, оставившего данные следы?

— каков механизм образования следов зубов?

Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)

Объектами экспертизы следов орудий и инструментов являются различные предметы вещной обстановки со следами действия таких орудий (различные преграды со следами взлома, предметы одежды с повреждениями, орудия и инструменты, изъятые у подозреваемых и т. д.). Задачами экспертизы следов орудий и инструментов является установление фактических обстоятельств, связанных с отождествлением орудий и инструментов (идентификационные задачи) и определением механизма и условий следового взаимодействия (диагностические задачи).

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе следов орудий и инструментов:

1. При решении идентификационных задач:

— орудием какого рода, вида оставлены следы взлома на месте происшествия?

— оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия одним или разными орудиями?

— не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, конкретным орудием?

2. При решении диагностических задач: — каким способом была взломана преграда?

— с какой стороны была взломана преграда?

— какова последовательность действий преступника?

— обладал ли преступник профессиональными навыками по использованию орудий взлома?

— какова последовательность образования следов, обнаруженных на месте происшествия?

Транспортно-трасологическая экспертиза.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются различные предметы вещной обстановки дорожно-транспортного происшествия (транспортные средства и их детали, следы контактного взаимодействия транспортных средств с другими транспортными средствами или иными объектами, следы колес (гусениц) транспортных средств, предметы одежды пострадавших, фотоснимки картины дорожно-транспортного происшествия, материалы уголовного дела).

Задачами транспортно-трасологической экспертизы являются установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии (идентификационные задачи), определение механизма происшествия в целом или отдельных его фаз на основе изучения следов транспортных средств, следов на транспортных средствах, на отделившихся частях и деталях транспортных средств (диагностические задачи).

Примерный перечень вопросов, решаемых при транспортно-трасологической экспертизе:

1. При решении идентификационных задач:

— не оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?

— не составляет ли обломок конкретной детали транспортного средства, обнаруженный на месте происшествия, единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?

— не образованы ли следы, имеющиеся на конкретном транспортном средстве, частями другого конкретного транспортного средства?

2. При решении диагностических задач:

— каков режим движения, место и угол столкновения конкретных транспортных средств;

— каким было взаимное положение транспортного средства и пешехода при наезде на него?

— образованы ли конкретные следы в результате удара (столкновения), наезда, переезда?

— какова последовательность образования следов?

— каков в целом механизм дорожно-транспортного происшествия?

— каков механизм повреждения протектора шины конкретного транспортного средства?

Экспертиза следов животных.

Экспертиза следов животных относится к редко встречающимся видам экспертиз. Объектами экспертизы являются следы ног (лап, подков) животных, следы зубов животных, следы таврения (клеймения) животных. Экспертизы следов животных могут быть идентификационными и диагностическими.

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе следов животных:

1. При решении идентификационных задач:

— не оставлены ли следы на почве конкретным животным?

— не оставлены ли следы подков на почве конкретными подковами?

— не оставлены ли следы зубов на предмете или теле человека конкретной собакой?

— не произведено ли клеймение (таврение) конкретного животного конкретным клеймом?

2. При решении диагностических задач:

— каким животным оставлены следы на грунте?

— принадлежат ли следы на грунте лошади (другому животному)?

— вносились ли изменения в тавро (клеймо) конкретного животного?

Экспертиза микрочастиц (следов наложения)

Микрочастицами в криминалистике называются незначительные по размерам части предметов и различных веществ органического и неорганического происхождения (крупинки минералов, почвы, металлов, стекла, красок, пищевых продуктов, текстильные волокна, семена, пыльца растений и многое другое), обнаруженные на месте происшествия и имеющие значение для расследования данного уголовного дела.

Микрочастицы, относительно прочно закрепившиеся на каком-либо предмете, принято условно обозначать термином .

Основными задачами экспертизы следов наложения являются:

— установление наличия микрочастиц на определённом предмете;

— определение их природы и локализации;

— решение вопроса о факте контактного взаимодействия каких-либо объектов;

— определение групповой принадлежности сравниваемых микрочастиц например, обнаруженных на теле или одежде подозреваемого и изъятых с тела или одежды потерпевшего.

В зависимости от природы микрочастиц они могут быть исследованы в рамках иных видов криминалистической экспертиз, а в случаях, когда объектами исследования являются микрочастицы различной природы, как правило, назначают комплексные экспертизы (медико-криминалистические и др.).

Примерный перечень вопросов, решаемых при экспертизе микрочастиц (следов наложения):

1. Имеются ли на данном объекте микрочастицы, и если да, то каковы их природа и локализация?

2. Находились ли данные объекты в контактном взаимодействии?

3. Одинаковы ли микрочастицы, имеющиеся на представленных объектах, и если да, то какие признаки на это указывают?

4. Какова групповая принадлежность обнаруженных микрочастиц?

5. Не являются ли данные микрочастицы частицами конкретного вещества?