Требования к методам социальной диагностики

Методы социально психологического исследования

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

4.5. Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

Читайте так же:  Гражданский кодекс рф часть й

4.6. Социальная работа как учебная дисциплина

Изучение дисциплины «Теория социальной работы» вооружает будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов, знаниями методов работы социальных служб, оказывающих социальную помощь населению.

Основная задача теории социальной работы как учебной дисциплины – помочь студентам овладеть научными знаниями.

Цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник, или соционом, – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь.

Основные требования к личности выпускника вуза по специальности «Социальная работа»:

1. Знать теоретические и методологические основы социальной работы, её исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению.

2. Уметь поставить социально-психологический диагноз условием жизнедеятельности клиента или различных групп населения.

3. Уметь проводить конкретные социологические исследования с перспективой выбора способов воздействия на развитие социальных процессов.

4. Обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями и педагогическим умением.

5. Иметь юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Содержания учебного курса обусловлено научными достижениями в области социальной работы. Структура учебной дисциплины передает общую логику курса. Однако, как и содержание, структура курса подвижна, требует постоянного совершенствования.

Теория социальной работы как учебная дисциплина формирует профессиональные качества специалиста социальной работы:

1. Вооружает студента знаниями теоретических основ социальной работы, методиками прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе.

2. Развивает у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций оценивать социальные явления.

3. Воспитывает у студентов высокие нравственные качества, профессионализм социального работника, способность проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину – важная задача профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Почему социум и социальные отношения являются предметной сущностью социальной работы? 2.

Что такое социум? Какова взаимосвязь социума и социальной работы? 3.

Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы? 4.

Какова структура категорий социальной работы? 5.

В чем сущность социальных отношений и социальных связей? 6.

В чем сущность социальной работы как науки? 7.

Социальная работа как учебная дисциплина и её основные задачи. 8.

Какова сущность закономерностей социальной работы? 9.

Перечислите принципы социальной работы. В чем их значение?

Электронная библиотека

Есть ряд требований, предъявляемых к выбору ди­агностических методов в социальной работе:

· во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий;

· во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физи­ческих и психологических усилий, необходимых для его про­ведения;

· в-третьих, технология применения методов должна быть ясной и понятной, настраивающей клиента на доверительное отношение к социальному работ­нику;

· в-четвертых, обстановка и условия проведения диагности­ки не должны настраивать клиента против участия в диагностике.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Среди потребностей можно выделить:

· биологические (голод, жажду, сон, сексуальные и т.д.);

· материальные (одежду, жилище, питание и т.д.);

· социальные (трудовые, познавательные, коммуникативные);

· духовные (нравственные, эстетические, религиозные).

Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Социально-диагностическая технология не только выявля­ет эти проблемы, но и выполняет прогностическую фун­кцию. Социальный диагноз может осуществляться:

· на уровне общества в целом, для выявления общих тен­денций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

· на уровне социальной группы или территориальной общ­ности, например, развитие народностей, территори­альных групп, трудовых коллективов и др.;

· на личностном уровне, для осуществления «адресности» при выявлении проблем жизнедеятель­ности.

В социальную диагностику все чаще включают такие методы, как:

· информационное обследование конкретного со­циума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфра­структуры, численности, составе и динамике местного населе­ния и т.д.;

· социально-исторические обследования, в том числе изу­чение истории заселения и освоения данной территории, про­цессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

· информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов элект­ронных средств информации;

· социальное картографирование, т.е. сбор показателей, харак­теризующих зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символи­ческую и реальную ценность. Социальная карта является эф­фективным инструментом для выявления пространственной картины размещения населения, территорий, интенсивно посе­щаемых гражданами, районов социальной напряженности и т.п.

Среди методов диагностирования личности следует выде­лить:

Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разно­видности наблюдения. Например, слово является показателем, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать мимику, жесты, позу, усиление голоса, выраже­ние лица, глаз, улыбку. Опытный человек может по ним судить о чувствах, мыслях и намерениях собеседника.

Беседа в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации. Основное требование, которому должен соответ­ствовать социальный работник-диагност, – это умение распо­лагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться ис­кренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков.

· умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой;

· создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

· искусное использование методов убеждения и внушения.

Анкетирование – это метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Стандартизированная анкета состоит из набора утвержде­ний, с содержанием которых испытуемый может либо согла­ситься, либо не согласиться.

Метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем ан­кетирования и интервьюирования. Иногда социальная про­блема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследова­ния.

Социометрия – это метод опроса для математи­ческой обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых ин­дексов.

Мониторинг – это организация постоянного отслежива­ния информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения.

Методы тестирования разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные; количественные и каче­ственные, общие и специальные и др. Тесты являются специализированными методами диагнос­тического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемо­го явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте ее истории и перспектив развития индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру. Начальным этапом его всегда является жалоба кли­ента, заявление сотрудника органа ох­раны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Индивид мо­жет не осознавать ее наличия. Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех кли­ентов, которые обратились в учреждение социального обслужива­ния.

В функции территориального центра входит выявление социальных про­блем на подведомственной территории. Практика показыва­ет, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социаль­ного анализа. Поэтому следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует историко-генетические и структурно-функциональные исследовательские методы.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.

Структурно-функциональные методы диагностики предпола­гают получение данных о текущем состоянии социальной пробле­мы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. На этом этапе специалист может прибегнуть к использова­нию инструментальных методов, групповых диагностических ме­тодик. Психология, социальная психология, прикладная социо­логия располагают целым арсеналом методик, которые позволят получить соответствующую информацию об индивиде и его со­циальной ситуации.

Как правило, собранные данные редко бывают непротиворе­чивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию. В каждом конкретном случае имеется набор нескольких типов со­циальных проблем. Поэтому в ходе наиболее важного этапа – по­становки социального диагноза – специалист не просто делает за­ключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиен­та, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от ко­торой зависит решение всех других вопросов.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаи­модействия обнаружатся факты, которые заставят если не пере­смотреть, то скорректировать сделанное заключение. Разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или отодвинуты на задний план. Поэтому социальная диагностика, как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней, осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному человеку.

Читайте так же:  Ольга ильина адвокат

Социальная диагностика относится к наиболее общим комп­лексным социальным технологиям, использующимся на всех эта­пах социальной работы и социального обслуживания. Овладение навыками, позволяющими зани­маться диагностической деятельностью, относится к числу необ­ходимых умений специалистов по социальной работе.

Особенности реализации социальной диагностики

Социальной диагностике как технологии социальной работы отводится важное место.
Социальная диагностика – процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно- психологическое, медико- биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе приоритетов.
Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.
Цели социальной диагностики:
— установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде
— прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты
— выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Соц диагностика должна решать след задачи
1. Выявление специфич свойства и особенности развития клиента
2. Выражение этой диагностики в колв и кач свойствах
3. описание особенностей клиента (когда это необходимо)
4. ранжирование свойств клиента

Этапы социальной диагностики:
1)предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений и совершенствования.
2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.
4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с практическими работниками. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, затем разрабатываются конкретные программы.
В социальной диагностике необходимо учитывать социальные(внешние) и биологические(внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.
Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально – этических принципов.
Принцип объективности. Выводы должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах.
Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.
Принцип конфиденциальности- неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).
Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.
Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные.

Требование к методу соц диагностики
1. определение проффесианолизма у соц работника
2. установление первичных знаний, умений, навыков, кот обладает соц работник и будет работать
3. практическая подготовка соц работника и его компетентность
4. поиск взаимопонимания

Требование предъявляемые к выбору метода
1. Метод должен быть доступен. Понятен и соц работнику и клиенту при минимальных творческих и физических усилиях необход для его проведения
2. метод должен быть наиб простым наимен трудоемким из тех что позвол получить требуемый результат
3. технология применения методов (инструкция должна быть простой и понятной)
4. постановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике

Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.
К 1 группе относ.: интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.
Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разностороннем, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе.
Беседа- вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Это очень сложный и не всегда надежный метод. Он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу, что было не ясным при наблюдении или использовании иных методов. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться.
Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование. Оно предполагает публичное обсуждение. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.
Анкетирование- метод сбора материала путем опроса. При составлении анкеты необходимо уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Вопросник (опросник личностный) – совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая методика представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или нет (да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.
Социометрия- метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений. С его помощью измеряется степень дружественности отношений в малой группе.
Мониторинг- постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования – имеют широкое применение, бывают индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, общие и специальные.
Тест опросник – тщательно продуманные и проверенные вопросы. По ответам можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест – задание – оценка психологии и поведения человека по его действиям. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о степени развития или отсутствии у него изучаемого качества.
Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
II группа методов :анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.
III группа методов. С их помощью определяется степень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд методов. Один из них- метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Это помогает сделать окончательный выбор. Метод дерева- каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной.
Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность , достоверность и эффективность данной процедуры.

Социальная диагностика одна из ведущих технологий в соц работе. Успех всей работы зависит от качества проведения диагностики.

Принципы и методы социальной работы

Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность.

Принципы социальной работы— это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объеди­нить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социаль­ной работы с конкретными условиями жизнедеятельности лич­ности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание усло­вий свободного и всестороннего проявления способностей лич­ности. Демократизм социальной работы требует умения уста­навливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наря­ду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших прин­ципов социальной работы является ее тесная связь с конкретны­ми условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполне-

ние законов и основанных на них правовых актов всеми государ­ственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц 2018г

Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в соци­альной работе организационных принципов. Социально-техно­логическая компетентность — один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности соци­ального работника об условиях и технологии решения возни­кающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимули­рование — побуждение человека к осознанному, заинтересован­ному проявлению активности в реализации его энергии, способ­ностей, нравственного и волевого потенциала. Важным органи­зационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Большое место в теории и практике социальной работы от­водится психолого-педагогическим принципам, которые по су­ществу выражают основные требования к формам и методам со­циальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкрет­ный учет специфики интересов, актуальных потребностей, тра­диций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важ­ное значение в этой группе имеют принципы целенаправленно­сти и комплексного подхода к решению социальных проблем.

В социальной работе на современном этапе сложилась сис­тема методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера примене­ния, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практи­ческой деятельности органов социальной защиты населения по­зволяет выделить три основные группы методов социальной ра­боты: социально-экономические, организационно-распоряди­тельные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты соци­альной работы оказывают воздействие на материальные, нацио­нальные, семейные и другие социальные интересы и потребно­сти клиентов. Данные методы используются в форме натураль­ной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и ин­структирование. Регламентирование — довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и вве­дении в действие различных положений, обязательных для испол­нения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами органи­зационного воздействия. Сущность нормирования — в определе­нии и установлении нормативов в деятельности человека. Инст­руктирование в социальной работе обычно имеет форму консуль­тационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной ра­боты также относятся подбор и расстановка кадров, метод требова­ний, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание челове­ка является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира лично­сти, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работ­ника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информи­рование, гуманизация условий труда и быта, расширение возмож­ностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).

Социальная работа требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Связь методов социаль­ной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от ее целей и задач. Существенное различие между методами и принципами социальной работы состоит в том, что принципы постоянны и носят обязательный характер, а методы — более подвижны и зависят от изменения социальных условий.

Современная система методов также многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. Без умения исполь­зовать выявленные закономерности, опыт, накопленный предше­ствующими поколениями и современниками, невозможно ус­пешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные группы принципов социальной работы.

2. Дайте характеристику социально-политическим принципам.

3. Назовите различные классификации методов в зависимости от их ро­ли в социальной работе.

4. Какова ориентация организационно-распорядительных методов?

5. Как Вы представляете систему методов социальной работы?

Список рекомендуемой литературы

!. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М, 1987.

2. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

3. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз, техноло­гии. М, 1992.

4. Яхил Н. Социология и социальная практика. М, 1984.

10.3. Социальная диагностика и ее значение в социально-культурной сфере

Социальная диагностика — это комплексный процесс на­учного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе. Обобщен­ные результаты исследования социальных процессов составляют «социальный диагноз», т.е. научное заключение о состоянии «социального здоровья» или социальных болезнях рассматри­ваемого объекта или явления. Общая схема процесса исследова­ния в социальной работе включает в себя следующие элементы: предварительное ознакомление с объектом, проведение общей диагностики, установление основных проблем сферы, проведе­ние социальной (этапной) диагностики, выяснение причин воз­никновения проблем по сферам, выработка решений, форм и ме­тодов внедрения, конечная оценка результатов. Основной целью социальной диагностики является выявление социального со­держания факторов, действующих в экономической, психологи­ческой, демографической, правовой и других сферах обществен­ной жизни.

Основными методами социологического исследования явля­ются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюде­ние и эксперимент. Объектами социальной диагностики являются социальные процессы и социальные отношения, личность, соци­альные слои и группы, коллективы и другие общности.

Одним из основных методов социальной диагностики явля­ется всеобщий метод материалистической диалектики, сущ­ность которого заключается в процессе выявления и осмысления фактов, событий и явлений социальной действительности. В ис­следовании социальных явлений широко используются анали­тический и синтетический методы.

Аналитический метод предполагает такой путь исследова­ния, в котором рассматриваемое событие или явление разлагает­ся на простейшие элементы, составляющие его части, каждая из которых подвергается тщательному анализу. Применение данно­го метода по мере увеличения дробления (разложения) целого на части позволяет достигать максимально возможного изучения

явления (события). Противоположностью аналитического метода являегся синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Сущность данного метода состоит в том, что сначала изучению подвергаются простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а затем путем на­копления необходимой информации, логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления (от частного к общему).

Сущность аналитического метода — в детальном рассмотре­нии простейших составляющих события или явления. Синтети­ческий метод дает возможность изучения простейших элемен­тов, а затем путем накопления необходимой информации и логи­ческих сопоставлений сделать заключение о состоянии иссле­дуемого явления (процессе исследования от частного к общему).

Каждый из рассмотренных основных методов социальной диагностики и терапии реализуется в свою очередь посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную сис­тему (методы статического, структурного, факторного, ситуаци­онного анализа, методы моделирования (проектирования) и про­гнозирования, измерений и дифференциаций). Их детальное изу­чение предусматривается в курсе таких учебных дисциплин, как социология, психология, социальное управление и прогнозиро­вание и др. Наиболее частое применение в социальной диагно­стике нашел метод измерений и дифференциаций (метод качест­венных оценок), который применяется на заключительной ста­дии исследования с привлечением группы экспертов. Качествен­ные и количественные оценки экспертами предлагаемых вариан­тов решений служат основным источником информации. Мето­дика ее обработки и анализа разнообразна (метод парных, мно­жественных сравнений и др.).

Метод парных сравнений состоит в том, что эксперту после­довательно предъявляются пары альтернативных проектов ре­шений. Его задача — определить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, вариант. Суть метода множественных срав­нений заключается в том, что экспертам предъявляются не пары, а три-четыре варианта альтернативных решений. Процедура

оценок, как и в предыдущем методе, примерно одинакова, но имеется возможность систематизировать (сгруппировать) вари­анты решений по их показателям.

Каждый из методов предполагает выбор инструментария со­циологического исследования, т.е. набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систе­матизация информации об изучаемом явлении, событии, объекте как на начальном, так и на заключительном этапах работы.

В современном обществе особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыка­ми научного диагностирования социальных ситуаций. При осу­ществлении практических действий в системе социальной защи­ты населения результаты социальной диагностики играют важ­ную роль. В каждом конкретном случае требуется глубокое по­нимание природы, характера и сущности, выявление и распозна­вание наметившихся тенденций социальных процессов, что и со­ставляет основу социальной диагностики.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятия «социальная диагностика», ее сущности и значения.

2. Какова общая логическая схема диагностического исследования?

3. Роль социальной диагностики.

4. Дать характеристику системы методов социальной диагностики.

Список рекомендуемой литературы

1. Гречихин ВТ. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований. М, 1988.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентно­сти в общении. М., 1990.

3. Здравомыслов AT. Методология и процедура социологических ис­следований. М., 1969.

4. Литвак ВТ Экспертная информация: Методы получения и анализа. М., 1982.

5. Методики социально-психологической диагностики личности и групп. М., 1990.

6. Практикум по прикладной социологии. М., 1987.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав