Требования к водителю междугороднего автобуса

Оглавление:

Требования к водителю автобуса

6. К водителю автобуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий «В», «ВЕ», предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

6.1. Водитель автобуса должен знать:

особенности законодательства в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;

основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6.2. Водитель автобуса должен уметь:

проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки;

обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов;

использовать в работе различные типы тахографов.

6.3. Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

6.4. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.

Водитель автобуса

Содержание труда

Водители автобуса каждый день перевозят тысячи людей. Автобусы, которые ходят по точному графику и маршруту, являются надежной альтернативой автомашинам и другим видам транспорта. Выделяются городские, районные, междугородние и международные линии перевозок. Автобусы, работающие на городских линиях, должны пройти один и тот же круг несколько раз в день. Водители междугородних автобусов обычно выполняют один рейс в пункт назначения и обратно, а в близлежащие города — и больше. Водитель автобуса до отправки в рейс должен обеспечить осмотр своего транспортного средства, чтобы убедиться в его исправности и соответствии требованиям. Водитель берет пассажиров на остановке или на автобусной станции, предусмотренной графиком поездки. Он проверяет проездные билеты у входящих людей, а также продает их. Водитель общественного транспорта должен соблюдать график движения и учитывать общую ситуацию на дорогах. При обслуживании пассажиров следует быть внимательным и дисциплинированным, нельзя своей деятельностью подвергать опасности пассажиров и других водителей. В конце рабочего дня водитель автобуса подсчитывает пройденные километры и проданные билеты, а также поступившую за них денежную сумму. При необходимости следует заполнить отчеты о поломках и несчастных случаях.

Должен знать

Водителями автобусов могут работать только водители, имеющие специальную категорию D, что означает, что они хорошо знают свое транспортное средство и правила дорожного движения, а также владеют техникой безопасной езды.

Профессионально важные качества

  • хорошее зрение;
  • слух и скорость реакции;
  • способность быстро реагировать;
  • умение правильно действовать в экстремальной ситуации;
  • терпеливость;
  • дружелюбие.

Медицинские противопоказания

  • заболеваниями позвоночника;
  • язвенной болезнью;
  • дальтонизмом;
  • эпилепсией;
  • монокулярное зрение (зрение одним глазом);
  • нарушения вестибулярного аппарата.

Пути получения профессии

Профессиональное обучение водителей, перевозящих пассажиров, организуют автобусные предприятия или автошколы на дневных или вечерних стационарных курсах.

Родственные профессии

Схожие профессии: шофер, водитель такси, машинист поезда, водитель трейлера.

Какие предъявляются требования к пассажирскому автобусу

Первое на что всегда следует обращать внимание при провозе людей на автобусах – это безопасность. Причем безопасность, как людей в салоне, так и всех остальных участников движения на автомагистралях – пешеходов, водителей и пассажиров в других автотранспортных средствах передвижения, собственная безопасность, как шофера автобуса.

Недаром на такую работу берутся исключительно люди с высокими показателями стрессоустойчивости, внимательности, профессионализма и надлежащей квалификации. Но кроме водителей, должному уровню безопасности должны соответствовать также и сами автобусы.

В каких нормативных документах прописаны

Такое ответственное дело, как массовая перевозка людей на автобусном автотранспорте, всегда должна осуществляться по правилам и нормативам, что обозначены для этого в законе.

Каким бы ни был автобус, городского значения или дальнего следования, все правила провоза касаются как водителей, так и пассажиров.

Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:

  1. Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. Он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
  2. Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее – Правила).
  3. Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее – Устав ).
  4. Дополнительно деятельность транспортных компаний, работающих с пассажирами, может регулироваться Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами, изданными Ространснадзором.

Изменения в нормативные документы могут вноситься путем изданий новых федеральных законов на местах по регионам страны. Так, уже сегодня внесен к рассмотрению Госдумой проект закона №985164-6, который будет менять содержание ст. 3.1 Устава.

Различные меры ответственности за нарушение Правил и распорядка Устава можно найти в административно-правовом Кодексе РФ. Например, в ст. 12.19 КоАП РФ – о нарушении правил автобусных остановок.

Требования к автобусам для перевозок в городе

Для заказных автобусов или нерегулярных маршрутов устанавливаются свои правила и тарификация оплаты за оказание услуги провоза людей.

Существуют также свои требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2018 году, которые заключаются в наличии определенной документации, которая должна иметься у перевозчика, обязанностей водителей и самого технического состояния автобусного средства передвижения.

Документы у водителя городского пассажирского автотранспорта (автобуса) должны иметься при себе следующие:

  • соответствующая категории перевозок лицензия компании-перевозчика;
  • водительское удостоверение водителя с категорией D (D, DE, D1 и прочее);
  • полис ОСАГО (неограниченный, открытый);
  • путевые листы на осуществление в течение дня определенного количества рейсов по заданному городскому маршруту;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта техосмотра транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации ТС с присвоенными ему госномерами;
  • техпаспорт автобуса.

Отсутствие тех или иных бумаг при выявленных нарушениях Правил провоза пассажиров в городском транспорте может спровоцировать большие штрафы, выписанные патрульной дорожной службой, как самому водителю-нарушителю, так и компании, в которой он трудоустроен. Поэтому будет лучше, если вся документация будет присутствовать у водителя.

Все водители обязаны подчиняться тому расписанию или графику, а также заказным маршрутам, которые проходят через транспортную компанию, согласно основным правилам осуществления ее деятельности.

Так, например, рейсовые автобусы следуют расписанию, которое должно в обязательном порядке быть согласованно с органами местного самоуправления – транспортным отделом в исполкоме того города, по которому курсирует автобус.

Те же автобусы, что работают время от времени ходят обычно по нерегулярным маршрутам и называются они заказными.

Каждый водитель, осуществляющий те или иные поездки по городу, обязан учитывать следующие правила:

  1. Соблюдать график перемещения автобуса по заданному маршруту и не отклоняться от него (как от графика, так и от маршрута).
  2. Прямой обязанностью водителя считается следование всем Правилам автодорожного движения.
  3. При посадке и высадке людей водитель должен всегда смотреть в зеркало бокового видения, нет ли пассажиров в дверных проемах, только после этого закрывать двери.
  4. Если в салоне нет сопровождающего маршрут кондуктора или цифрового валидатора для платежей электронными проездными в виде пластиковых карточек, водитель обязан брать оплату с пассажиров.
  5. Посадку и высадки людей нужно производить исключительно при полной остановке автомашины.
  6. Водители обязаны соблюдать все правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан.
  7. Разрешается в таком виде транспорта перевозить людей стоя.
  8. При наличии габаритного багажа, превышающего трехмерные параметры более 180 см, взимается дополнительная плата за занятое в автобусе место.
  9. В рейсовых автобусах водитель обязан сообщать наименование остановочных пунктов, если для этого не предусмотрена встроенная в панель управления автобусом автоматизированная система оповещения.

При этом водитель должен следить также за тем, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям, не сломали их, были осторожны при входе и выходе из транспорта. Ручная кладь не берется во внимание. Она должна соответствовать размерам, не превышающим 115 см.

Читайте так же:  Написать ходатайство в детский сад

Техническое состояние транспорта

Перевозка людей городским транспортом подразумевает также, что автобусы будут соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются такой категории перевозок законодательством и Правилами:

  1. Тип, марка, конструкция, мощность – все должно соответствовать виду автобусов, предназначенных для ежедневной перевозки людей по внутригородским маршрутам.
  2. Масса и габариты автобуса должны соответствовать всем нормативам свободного прохождения по дорогам страны.
  3. Для перемещения по городу в вечернее время в салоне обязательно должны зажигаться все лампочки.
  4. Динамики для уведомления об остановках должны работать также по всему салону.
  5. Все механизмы дверей и окон должны быть исправны.
  6. Обязательно в зимнее время должно быть налажено отопление автобусов.

Наличие нумерации посадочных мест для автобусов с регулярными маршрутами не обязательны. Потому что продажа таких билетов не производиться строго по посадочным местам.

О правилах перевозки пассажиров в общественном транспорте читайте здесь.

Для междугородних

Провоз людей междугородского назначения имеет практически те же самые требования, что и автобусов, следующих по внутригородским регулярным маршрутам.

Неважно, заказной ли это транспорт или следующий по графику, все надлежащие документы должны быть у перевозчика в обязательном порядке.

Также водители должны следовать всем правилам, касающимся выполнения своих правил, а сам автобус должен соответствовать техническому состоянию, безопасному для движения и провоза людей.

Если какого-то документа не будет при водителе, то это существенно может затруднить не только саму поездку, но и ведение отчетной документации самой транспортной компании.

Например, путевые листы водители всегда предъявляют на тех или иных автостанциях, пунктах остановки по маршрутам, где ставятся соответствующие отметки, что водитель вовремя прибыл на временную стоянку.

Так, и маршрут легко рассчитать и расход топлива и сделать все отчеты вовремя для налоговой инспекции.

Для следования по междугородним рейсам понадобиться наличие следующих документов в пути:

  • лицензия – копия от компании-перевозчика, заверенная у нотариуса;
  • путевка, подтверждающая заказанный маршрут;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией группы D – не просроченное (пользоваться можно в течение 10 лет, далее следует продлевать период действия);
  • справка от медкомиссии о том, что водитель годен к управлению автобусом;
  • полис ОСАГО, в который должна быть вписана фамилия водителя, водителей, если их несколько;
  • иагностическая карта или любой другой документ, могущий подтвердить, что техосмотр был пройден вовремя;
  • технический паспорт на автобус, где отражаются все параметры, которым должно соответствовать транспортное средство в реальности;
  • свидетельство о регистрации государственных номеров техники.

Если автобус не является личным имуществом водителя, тогда, скорее всего ему выдадут копию страхового полиса ОСАГО, заключенного со страховщиком на основе открытого полиса.

Такой вид страхового продукта позволяет ездить с полисом всем водителям компании на данном автотранспорте в неограниченном количестве.

Другими словами, вписывать в такой полис всех водителей, коры е будут садиться за руль автобуса, не нужно, если ОСАГО неограниченное.

Ответственность водителей за перевозку людей из города в город заключается в следующем:

  1. Отслеживание осуществления мер безопасности пассажиров.
  2. Посадка и высадка производится только при полной остановке машины.
  3. Проверка билетов осуществляется водителем, если при нем не предусмотрено наличие экспедитора.
  4. Допускается в пригородных или междугородних транспортных средствах, автобусах, провоз людей в стоячем положении, только если расстояние между конечными пунктами составляет не более 70 км. В остальных случаях стоя перевозить людей из города в город запрещено.
  5. Весь багаж должен быть складирован в нижнем или верхнем багажном отделении, который должен быть предусматриваться по конструкции автобуса дальнего следования.
  6. Никаких отклонений от маршрута не должно быть без согласия на то транспортной компании.

Если маршруты имеют протяженность более 500 км, то по Правилам обязательно автобус должен обслуживаться двумя водителями за один рейс.

Техническое состояние транспорта

Автобусы, следующие по межгороду, обязательно должны соответствовать своим техническим и конструктивным нормативам:

  1. Тип и марка должны обязательно соответствовать целям – перевозка пассажиров.
  2. Все весовые и габаритные параметры транспорта должны соответствовать нормативам дорог в России.
  3. Пассажиры могут проехать стоя в автобусе только в том случае, если для этого внутренняя конструкция салона позволяет делать это – есть поручни для того чтобы держаться или облокачиваться, имеется свободное пространство и т.д.
  4. Приспособления и механизмы для открытия и закрытия окон, дверей, люков должны быть исправны.
  5. Наличие нумерации посадочных мест обязательно.
  6. Динамики для того, чтобы пассажиры могли слышать названия остановочных пунктов должны работать все, если по модели автобуса таковые предусмотрены в салоне.
  7. Для перевозок пассажиров в зимнее время должна исправно работать печка или отопительная система, в зависимости от модели автобуса.

Любые перевозки большого количества людей в транспорте междугороднего назначения исключены, если ионии превышают допустимые нормы, прописанные в технической документации автобуса.

На международных маршрутах

Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.

Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.

Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.

Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.

Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:

  • лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
  • путевые листы;
  • полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
  • действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
  • справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
  • документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
  • гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.

При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.

Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.

Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.

Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.

Техническое состояние транспорта

Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.

К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:

  1. Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
  2. Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
  3. Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
  4. Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
  5. Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
  6. Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.

Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.

В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.

Требования к автобусам в зимнее время

Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.

Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.

Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.

Читайте так же:  Федеральный закон 35-фз от 12032018

Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.

Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.

Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.

Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.

А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.

По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.

Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.

Видео: О вступлении в силу дополнительных требований к автобусам, используемым при перевозке детей

Правила перевозки пассажиров в 2018 году

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.

Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Правила перевозки пассажиров в 2018 году

Ежегодно увеличивается поток пассажиров, путешествующих наземным транспортом. Большинство выбирает автобусы благодаря невысокой стоимости билетов и большому выбору маршрутов.
Распространённая практика в организации экскурсий или корпоративных поездок – арендовать автобусы на 30 мест и более. Какие требования предъявляются к перевозчикам и что нужно знать владельцам транспортных средств?

Основные условия автоперевозок отображены в законе «О безопасности дорожного движения». В документ регулярно вносятся дополнения, призванные повысить уровень безопасности водителей и пассажиров.

Организация перевозки пассажиров автобусами

Первое условие – соблюдение технических норм, гарантирующих безопасность во время поездки. К пассажирским автобусам предъявляются следующие требования:

  1. Транспортное средство должно пройти предварительный технический осмотр.
  2. Водитель должен иметь при себе пакет документов, подтверждающих исправность автобуса – свидетельство о регистрации с присвоенными госномерами, диагностическую карту техосмотра, техпаспорт, путевые листы. На транспортное средство должен быть оформлен страховой полис;
  3. В автобусе должны находиться аптечки первой помощи и два огнетушителя — один – возле водителя, второй – в пассажирском салоне.
  4. Автобус должен быть укомплектован противооткатными упорами и устройствами для быстрого открывания аварийного выхода. Все механизмы для открывания дверей и окон должны находиться в рабочем состоянии.
  5. В междугородних автобусах должны находиться отсеки для перевозки крупного багажа.
  6. Снаружи на транспортном средстве размещаются инфотаблички, оповещающие о том, по какому маршруту или рейсу оно следует.
  7. В салоне вывешивается документ «Правила перевозки» и устанавливается устройство для считывания информации с карточек (при безналичной оплате проезда).
  8. Рабочее место водителя должно быть оснащено видеорегистратором и навигатором.
  9. Согласно новым требованиям на автобусах международных и междугородних маршрутов устанавливается тахограф, чтобы наблюдать за соблюдением водителем норм труда и отдыха.
  10. Перевозки пассажиров в ночное время предполагают меньшую скорость, чем днём.
  11. Общее количество выходов из автобуса составляет не менее четырёх. Также в транспортном средстве должны функционировать аварийные люки. Указатели запасных выходов размещаются на видном месте, чтобы каждый мог их увидеть.
  12. Обязательное условие для перевозок в зимний период – отопление в салоне.

Требования, предъявляемые к водителям автобусов:

  • наличие категории D в водительском удостоверении;
  • прохождение предрейсового медосмотра и наличие соответствующей справки;
  • стаж не менее 2 лет в вождении транспортного средства категории B;
  • знание маршрута, по которому осуществляется перевозка пассажиров.

Пассажир должен:

  • соблюдать чистоту, воздержаться от употребления спиртного и курения в салоне;
  • вежливо относиться к другим пассажирам и водителю;
  • не высовываться в открытое окно;
  • размещать собственный багаж в салоне таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозки пассажиров и организованных групп

У руководителя пассажирской группы должен быть список всех участников поездки. Среди других требуемых документов к перевозке организованных групп – путевой лист, трудовой договор с водителем и полис страхования пассажиров.

Специальные требования действуют для транспортных средств, которые отвозят сотрудников предприятий к месту работы. Зачастую их маршруты проложены через неотремонтированные дороги, и поэтому уровень безопасности и комфорта пассажиров должен быть повышен.
Такие транспортные средства должны располагать просторными багажными отделениями для перевозки оборудования и личных вещей.

Перевозка групп детей

Законом предусмотрено, что перевозка детей осуществляется специально оборудованными автобусами, со времени выпуска которых прошло не более 10 лет. На транспортном средстве размещаются соответствующие надписи и предупреждающий знак «Дети».

Если перевозка детей во время экскурсий или поездок в лагеря отдыха осуществляется автобусами в количестве более трёх, необходимо получить соответствующее разрешение и согласовать маршрут с Госавтоинспекцией.
Во время поездки колонну сопровождают машины ГИБДД, а в транспортном средстве, замыкающем её движение, находится лицо, ответственное за перевозку детей.
Руководитель группы обязан предварительно провести с детьми инструктаж по правилам поведения в автобусе и проинформировать об остановках по пути следования.
Полный список документов для организации перевозки пассажиров предоставляется в подразделении ГИБДД по месту жительства.

Важно! Для перевозки организованных групп с сопровождением машин ГИБДД нужно за 10 дней до даты поездки подать в соответствующие органы заявление.

Безопасность в пути зависит в первую очередь от профессионализма водителя и людей, отвечающих за готовность транспортного средства.
Фирма «Столичный Автобус» обеспечит необходимые условия для безопасных и комфортных поездок. С нами любое путешествие будет лёгким и приятным!

Контакты:
115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 26
Время работы: круглосуточно
8 (495) 970-0690; 8 (929) 900-5527

Требования к водителю арендованного автобуса

Практика показала, что, арендуя автобус для организации перевозки людей, многие заказчики озабочены его внешним видом и удобством салона. А между тем условия комфорта, как и личная безопасность пассажира во время поездки, зависят от водителя.

Каковы требования к водителю автобуса?

Признаемся, мы редко знаем даже имя водителя, с которым провели несколько часов в пути. А ведь далеко не каждому человеку с правами категории «D» можно доверить перевозку людей. От профессиональных навыков, опыта и свойств личности водителя в пути зависит всё: и удовольствие, полученное от путешествия, и сохранность жизни пассажира.

Законодательством определены строгие требования к водителю автобуса. Регулированию подлежит практически каждое его действие:

  • медицинское освидетельствование;
  • подготовка транспортного средства к рейсу;
  • организация порядка в автобусе (особенно это важно при предоставлении в аренду автобуса для детей );
  • соблюдение графика в пути следования;
  • режим труда и отдыха на маршруте;
  • обеспечение нужным комплектом документов;
  • соблюдение мер безопасности пассажиров;
  • адекватное поведение в случае аварийной ситуации.

В каких документах установлены требования к профессии водителя

Нанимая водителя на работу, работодатель руководствуется нормами и правилами, которые содержатся в действующих законодательных документах:

  1. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 г. N 287 (квалификационные требования к водителям);
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №220-ФЗ (нормативы по перевозкам пассажиров на автобусах регулярных маршрутов);
  3. Постановление РФ №112 от 14.02.2002 г., с изменениями от 28.04.2015 г. (Правила провоза пассажиров в автобусном транспорте);
  4. Инструктивные письма и приказы Ространснадзора (деятельность автотранспортных компаний);
  5. Устав автотранспорта (порядок провоза людей и багажа в автобусах).

Требования к водителю, которые содержатся в указанных документах, должны быть изучены не только контролирующими органами, но и каждым водителем, осуществляющим перевозки взрослых и детей по дорогам в черте города или в загородных поездках.

Личные качества водителя – важное дополнение к его профессиональному портрету

Безупречное знание законов, правил дорожного движения и технической эксплуатации транспортного средства – это лишь часть профессии водителя; зачастую решающую роль в непредвиденной ситуации играют особенности его личности. Вождение автобуса в условиях городского движения требует напряжения внимания, координации движения и умения молниеносно принимать оптимальные решения. Каждый сидящий за рулём автобуса должен обладать этими качествами.

Кроме них, требования к водителю автобуса включают в себя список дополнительных характеристик:

  • хорошая зрительная память;
  • скорость реакций на изменение обстановки на дороге;
  • выносливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • организованность и личная дисциплина.

Так как работа водителя связана с физическими и психологическими нагрузками, состояние его здоровья должно находиться под постоянным контролем. Требования к водителю автобуса предусматривают детальное медицинское освидетельствование при его поступлении на работу, которое затем повторяется в полном объёме каждые пять лет.

Читайте так же:  Купить чистые бланки полисов осаго

Что нужно учитывать водителю в поездках по городским маршрутам

Самый напряжённый режим работы возникает у водителя на внутригородских маршрутах: плотность и интенсивность потока, многократные остановки на светофорах и перед пешеходными переходами, зачастую непредсказуемые действия других участников движения. Поэтому при поездках по городу водителям предъявляют такие требования:

  1. Отличное знание городских улиц;
  2. Безукоризненное соблюдение ПДД;
  3. Следование маршруту и графику движения;
  4. Контроль порядка в салоне, в том числе через зеркало заднего вида;
  5. Соблюдение скоростного режима и плавной остановки автобуса;
  6. Соблюдение правил посадки и высадки людей (открывать двери только после полной остановки транспорта и внимательно наблюдать за процессом через боковое зеркало);
  7. Контроль над исправным техническим состоянием автобуса.

Особенности работы водителя на междугородних маршрутах

Движение по загородным трассам происходит при более высоких скоростях, чем на городских дорогах. Умение быстро ориентироваться в дорожной ситуации в таких условиях требует от водителя автобуса опыта и особых навыков и умений:

  1. Тщательная подготовка к поездке, проверка технического состояния транспорта;
  2. Соблюдение маршрута и графика перемещения между населёнными пунктами;
  3. Безопасное движение на протяжении пути;
  4. Следование правилам передвижения в тёмное время суток;
  5. Соблюдение графика остановок для принятия пищи или других нужд;
  6. Внимание к самочувствию пассажиров. Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  7. Соблюдение режима работы и отдыха (водители, не имеющие достаточного времени на отдых и сон, нередко засыпают за рулём, что может привести к трагическим последствиям).

Заказывая в транспортной компании автобус для коллективных поездок взрослых или детей, вы имеете полное право предъявлять высокие требования к водителю арендованного автобуса. От профессионализма, опыта и отношения к людям водителя зависит успех вашей поездки.

Водитель автобуса

Каждый день автобусы перевозят миллионы людей. В отличие от большинства единиц автотранспорта, их движение происходит по заданному маршруту и подчиняется точному графику.

Основные виды автобусных маршрутов – внутригородские, междугородние и международные. Есть также специализированные маршруты – экскурсионные, туристические, доставка детей к школам и в места отдыха, перевозка персонала предприятий и учреждений, эвакуационные и другие. Пожалуй, один из самых специализированных маршрутов в мире – доставка экипажа космического корабля к стартовой площадке на космодроме Байконур, этот маршрут был впервые открыт 12 апреля 1961 года.

Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного средства, убеждается в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров.

Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров. При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора, он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их.

В обязанности водителя автобуса входит соблюдение графика движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах. Особенно это касается внутригородских маршрутов с их напряженной и быстро меняющейся обстановкой. При обслуживании пассажиров водитель автобуса постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта.

Завершая свой рабочий день, водителю автобуса необходимо подсчитать километраж пройденного маршрута, число проданных билетов и сумму, поступившую за них. Если в этом возникнет необходимость, он заполняет отчет о выявленных за время своей работы технических неисправностях. Отдельная неприятная обязанность – составление отчета о дорожно-транспортном происшествии со своим участием, если такое случилось.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности маршрута и его интенсивности. На внутригородских линиях это может быть работа в две смены с пересменкой во время обеденного перерыва, или рабочее время может начинаться рано утром и заканчиваться поздним вечером. Для водителей автобусов на междугородних и международных линиях график работы зачастую захватывает и ночное время суток. Почти всегда приходится выходить на маршруты по выходным и праздничным дням. Однако в большинстве случаев составляются гибкие графики работы, чередующие дни продолжительной работы и свободные дни.

Вот примерный образец рабочего дня водителя автобуса, работающего по графику «два через два», то есть два дня работы и два дня отдыха. В 04:15 он уже должен находиться в парке автотранспортного предприятия. Здесь он получает путевой лист, проходит медицинское освидетельствование и ставит у механика отметку об исправном состоянии транспортного средства. Собственно рабочий день начинается с прибытия в 05:00 на конечную остановку общественного транспорта, где уже ждут пассажиры. Обед с 11 до 12 часов. Часть водителей берет еду с собой, чтобы пообедать, не отходя от автобуса, часть идет в столовую; если дом находится недалеко от работы, можно съездить туда на обед, но это большая редкость. В тех городах, где муниципалитет смог купить городской автобус, быт водителей тоже обустроен – для них предоставляются комнаты отдыха, столовые, душевые и т.д. К сожалению, таких примеров не очень много.

После обеда – вновь на маршрут. Ужин с 20 до 21 часа. Рабочий день заканчивается заездом на автоматическую мойку в парк в 23:30. Затем необходимо еще раз пройти медицинское освидетельствование, сдать кассу, не проданные билеты, наконец, оформить путевой лист. И только после этого водитель отправляется домой отдыхать.

Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.

Рабочее место водителя автобуса – кабина с расположенными в нем органами управления транспортным средством. Как и рабочие места практически всех других профессий, оно должно быть чистым. В особенности это касается состояния лобовых стекол автобуса, которые должны обеспечивать водителю неограниченный обзор вне зависимости от времени суток и времени года. Другой важный фактор безопасной и безаварийной поездки – гарантированное обеспечение в темное время суток хорошо освещенного пространства перед автобусом. Не меньшее внимание следует уделять исправности внутреннего освещения салона автобуса и его чистоте для обеспечения пассажирам приятной и безопасной поездки.

Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания. Он должен знать автобусное оборудование и уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте (в первую очередь это касается междугородних и международных автобусов) возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение.

Требования к здоровью водителей автобусов предъявляются типичные, как и к другим людям, управляющим транспортными средствами. Основу этих требований составляют приемлемое состояние зрения, слуха и скорости реакции. Неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на здоровье водителя автобуса, является: пребывание большей части рабочего дня за рулем в сидячей позе с весьма ограниченными возможностями для ее изменения; периодическое воздействие вибрации во время движения автобуса; частое открывание передней двери, вызывающее сквозняки, которые провоцируют воспалительные процессы, особенно в постоянно напряженных спине и шее. Водителю необходимо укреплять свою физическую форму и общее физическое состояние, чтобы избежать проблем со здоровьем. Во время отдыха весьма желательно выполнять профилактические упражнения, чтобы бороться с гиподинамией.

С увеличением возраста каждый человек «обрастает» болезнями, некоторые из которых периодически обостряются. Работа водителя относится к разряду тяжелой, стрессовой, — ведь ему приходится, помимо управления транспортным средством, не только выполнять роль некоего «буфера» между дорожной ситуацией и негативными эмоциями пассажиров, но и постоянно ощущать ответственность за их жизнь и здоровье. Все это в сумме провоцирует ряд заболеваний, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. До достижения 50-летнего возраста каждый водитель автобуса обязан проходить медицинскую комиссию один раз в три года; после 50-летнего юбилея – каждый год.

Профессия водителя автобуса сегодня является одной из наиболее востребованных в автотранспортной категории. В некоторых регионах из-за ухода на пенсию квалифицированных водительских кадров эта востребованность приобрела размеры голода. Нужда в специалистах этой профессии еще долгое время будет оставаться высокой.

Как проводится проверка водительского удостоверения по базе ГИБДД онлайн не выходя из дома.

Какое наказание ждет водителя за проезд на красный свет светофора.

Видео — дорога глазами водителя автобуса (реальный рейс):