Административная и уголовная ответственность за нарушение положений трудового законодательства

Ответственность за нарушение ТК РФ и иных норм трудового права

Авторы обширной литературы по проблемам ответственности за правонарушения в сфере труда, как правило, не выделяют проблем специальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, из общих проблем ответственности в сфере труда.

Вместе с тем законодатель в ТК РФ во многих случаях особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст. 130, 195, 356, 357, 362, 370, 419). Кроме того, законодатель, придав единственной ст. 419 «Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» фактически формат главы (гл. 62), тем самым выделил в таком сложном правовом институте, как ответственность сторон трудовых отношений и социального партнерства в сфере труда, отдельный правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и чем подчеркнул особую значимость этого института.

Ответственность за нарушение ТК РФ: основные положения

В общем смысле обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, лежит и на работодателях, и на работниках, что вытекает из положения ч. 2 ст. 15 Конституции РФ о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Однако специальная обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, установлена законодателем только для работодателей. Так, ч. 3 ст. 11 ТК РФ обязывает всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а ч. 2 ст. 22 ТК РФ предусматривает первой основной обязанностью работодателя соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора. Иными словами, ТК обязывает работодателей в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками правильно применять трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, и не возлагает аналогичной обязанности на работников, поскольку не наделяет работников «правоприменительной» юрисдикцией в их индивидуальных трудовых отношениях с работодателем.

Реализация индивидуальных трудовых прав работника, как правило, неосуществима без применения работодателем соответствующих норм трудового права, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. без исполнения работодателем своей первой основной обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Например, право работника на заработную плату реализуется начислением и выплатой работодателем заработной платы работнику, право работника на отдых — предоставлением работодателем оплачиваемого ежегодного отпуска работнику. Поэтому трудовые права работника нуждаются в гарантиях их реализации, какими являются различные виды юридической ответственности, возлагаемые на работодателя за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В отличие от работника работодатель в индивидуальном трудовом правоотношении реализует свои права собственными решениями и действиями. Трудовым кодексом работодатель, в частности, уполномочен: переводить работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу (ч. 2 и 3 ст. 72.2), изменять условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74), привлекать в ряде случаев работника без его согласия к сверхурочной работе (ст. 99), за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей применять к виновному работнику дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (ст. ст. 192 и 193), взыскивать своим распоряжением с виновного работника сумму причиненного ущерба, не превышающую среднего месячного заработка (ст. 248).

Поскольку права работодателя, являющегося «правоприменителем» в индивидуальном трудовом правоотношении, реализуются непосредственно собственными решениями и действиями работодателя, в т.ч. применением к работнику, не выполняющему трудовые обязанности, дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения, постольку установление для работника специальной ответственности «за нарушение работником трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права», якобы препятствующее реализации прав работодателя в индивидуальном трудовом правоотношении, будет юридической фикцией, т.е. положением, существующем лишь на бумаге, а не в действительности.

Отсюда по общему правилу работник не может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Например, при несоблюдении работником требований охраны труда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение работников (их представителей) к ответственности за нарушение трудового законодательства возможно только в специально предусмотренных законодателем случаях, раскрываемых ниже.

Ответственность в видах, перечисленных в ст. 419 ТК, влекут нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (далее — нарушения трудового законодательства, хотя такое сокращение не отличается точностью). Согласно ч. 1 ст. 5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, относятся:

— указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 5 ТК РФ);

— коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ).

Эти нарушения, ухудшая положение работников по сравнению с нормами трудового права, имеют главным объектом посягательства на трудовые права и свободы, т.е. являются по своей сути нарушениями трудовых прав и свобод работников. Не случайно уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена статьями гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса РФ. Административная ответственность, например за нарушение законодательства о труде и об охране труда, нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, предусмотрена ст. ст. 5.27, 5.31 гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если обратиться к ответственности за нарушение трудового законодательства в виде гражданско-правовой ответственности, то последняя возлагается на ответчиков судом при рассмотрении и разрешении им исковых дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из трудовых правоотношений (см. п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Основными субъектами ответственности за нарушение трудового законодательства являются работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), не соблюдающие требования трудового законодательства. Исходя из того, что обязанности, установленные ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 22 ТК РФ, осуществляются работодателем — юридическим лицом посредством возложения конкретных обязанностей по соблюдению норм трудового права (в качестве должностных обязанностей) на руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и других должностных лиц организации, законодатель предусматривает, что ответственность за нарушение трудового законодательства несут руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства.

Ответственность за нарушение трудового законодательства несет и арбитражный управляющий, если на него в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 17.02.2009) возложены полномочия руководителя должника, т.к. в этом случае на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами для руководителя такого должника (ст. 20.2 названного Закона). Субъектами ответственности за нарушение трудового законодательства являются также представители работодателя (лица, представляющие работодателя), виновные в нарушении правовых норм о социальном партнерстве в сфере труда.

Кроме того, законодателем предусмотрена дополнительная ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений, которую несут законные представители работодателей — физических лиц (дееспособных не в полном объеме, недееспособных) и собственники (учредители) учреждений и казенных предприятий (ч. 11 и 12 ст. 20 ТК РФ). В исключение из общего правила указанную дополнительную ответственность законные представители работодателей — физических лиц и собственники (учредители) учреждений и казенных предприятий несут независимо от их вины в несоблюдении работодателями трудового законодательства.

В настоящее время законодателем предусмотрен также особый случай ответственности представительного органа работников за незаконные забастовки, а именно представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст. 417 ТК РФ).

Статья 419 ТК РФ указывает на пять видов юридической ответственности (дисциплинарная и материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность) за нарушение трудового законодательства. Таким образом, правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства не относится исключительно к отрасли трудового права. Данный правовой институт является межотраслевым, поскольку ответственность за нарушение трудового законодательства установлена не только ТК РФ, но также КоАП РФ. Она возлагается на лиц, допустивших соответствующие нарушения, в процедурах, предусмотренных ТК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ и УПК РФ. Существенные особенности каждого из этих пяти видов ответственности рассмотрены ниже.

Читайте так же:  Как оформить инвалидность по онкологии пенсионеру

Дисциплинарная ответственность за нарушение ТК РФ

В настоящее время ТК РФ обязывает работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства, во-первых, по требованию представительного органа работников (ст. 195 ТК РФ), во-вторых, по предписанию государственного инспектора труда (абз. 6 ч. 1 ст. 357).

Здесь следует иметь в виду, что в отличие от ст. 195, содержащей исчерпывающий перечень работников (руководитель организации, руководитель структурного подразделения организации, их заместители), которые могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства, в ст. 357 аналогичного перечня не имеется, а говорится о «виновных в указанных нарушениях». Поскольку дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192), то к работникам, которые могут быть по предписанию государственного инспектора труда привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства, относятся только работники, в чьи трудовые (должностные) обязанности входят знание и применение норм трудового права.

Привлечение работодателем к дисциплинарной ответственности работника, виновного в нарушении трудового законодательства, производится в порядке, установленном главным образом ст. ст. 192, 193, 195 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ. При этом, если по общему правилу привлечение работника к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка является правом работодателя (ч. 1 ст. 192), то привлечение работника, виновного в нарушении трудового законодательства, к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников или по предписанию государственного инспектора труда — это обязанность работодателя.

В ч. 1 ст. 192 ТК РФ законодателем дано т.н. формальное определение понятия дисциплинарного проступка (без указания в числе признаков данного правонарушения на его вредные последствия), поэтому нарушение трудового законодательства может повлечь дисциплинарную ответственность виновного и при непричинении его противоправными действиями реального вреда работникам. Непричинение вреда работникам является обстоятельством, смягчающим дисциплинарную ответственность лица, виновного в нарушении трудового законодательства, имея в виду положение ч. 5 ст. 192 ТК РФ о том, что при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка.

Материальная ответственность за нарушение ТК РФ

В установленных ТК РФ случаях работодатели (как юридические, так и физические лица) несут материальную ответственность перед работниками, материально и (или) морально пострадавшими от нарушений трудового законодательства. В настоящее время эта ответственность возлагается на работодателей в следующих формах и случаях:

— работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234);

— работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме (ст. 235);

— при нарушении установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Особенностью этой материальной ответственности является то, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации у работодателя возникает независимо от наличия его вины в задержке выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (ст. 236);

— моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237).

Возмещение работнику ущерба (вреда), причиненного ему нарушением трудового законодательства, работодатель производит:

— в результате урегулирования разногласий между работодателем и работником по вопросам возмещения причиненного работнику ущерба (вреда), например, при удовлетворении заявления работника о возмещении ущерба его имуществу (ст. 235) и достижении соглашения с работником о возмещении ему морального вреда (ст. 237);

— в соответствии с предписанием государственного инспектора труда о восстановлении нарушенных прав работников (ч. 1 и 2 ст. 357, ч. 3 ст. 373), требованием профсоюзного органа или представлением профсоюзного инспектора труда об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (ч. 2 и 6 ст. 370), судебным приказом, выданным мировым судьей в порядке приказного производства, о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы (ст. ст. 23 и 122 ГПК);

— по решению комиссии по трудовым спорам (КТС) (ст. ст. 384 — 389 ТК РФ), решению суда, вынесенному в порядке искового производства (ст. ст. 390 — 397 ТК, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Как видно, материальная ответственность за ущерб (вред), причиненный работнику нарушением трудового законодательства, в большинстве случаев возлагается на работодателя в бесспорном порядке. В спорных случаях материальная ответственность за причиненный ущерб (вред) возлагается на работодателя решением КТС или суда, принятым (вынесенным) в порядке, установленном гл. 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» ТК РФ и нормами ГПК РФ об исковом производстве.

При этом следует иметь в виду ограниченную компетенцию КТС по возложению материальной ответственности на работодателя. Например, КТС не рассматривает заявления работников об оплате за время вынужденного прогула и о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, которые подлежат рассмотрению в суде (ч. 2 ст. 391 ТК РФ). В компетенцию КТС не входит также рассмотрение заявлений работников о возмещении работодателем морального вреда, поскольку законодателем установлено, что в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом (ст. 237 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение ТК РФ

В литературе отмечается сходство материальной и гражданско-правовой ответственности сторон трудовых отношений, но обходятся вопросы критериев, разграничивающих эти виды ответственности. В то же время законодатель с определенностью отличает оба указанных вида ответственности. Согласно ст. 419 ТК (также ст. 90 ТК), порядок привлечения к материальной ответственности за нарушение трудового законодательства устанавливается в первую очередь Трудовым кодексом, а порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности — федеральными законами, но не ТК.

Вместе с тем отмеченное формальное различие имеет сущностную природу. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 17 и ст. 37 Конституции РФ, находящимися в нормативном единстве, трудовые права и свободы относятся к неотчуждаемым основным правам и свободам человека. Исходя из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и имея в виду, что в Российской Федерации судебная защита неотчуждаемых прав и свобод человека осуществляется в порядке гражданского судопроизводства (одной из задач которого являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в т.ч. являющихся субъектами трудовых правоотношений (ст. 2 ГПК)), следует признать важное значение гражданско-правовой ответственности как отдельного вида юридической ответственности за нарушение трудового законодательства. Посредством судебного возложения данной ответственности на работодателей и на иных лиц в случаях, предусмотренных законом, реализуются положения ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Изложенному корреспондирует ч. 2 ст. 352 ТК РФ, рассматривающая судебную защиту в качестве одного из основных способов защиты трудовых прав и свобод.

Из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ст. 3 «Право на обращение в суд» ГПК РФ вытекает, что работники вправе обратиться в суд за защитой своих трудовых прав, свобод и законных интересов во всех случаях несоблюдения трудового законодательства, влекущего нарушение или оспаривание указанных прав, свобод и интересов. В частности, ТК предусматривает право работников на обращение в суд:

— с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда, если они считают, что подверглись дискриминации в сфере труда (ст. ст. 3 и 391);

— при несогласии с решением работодателя по заявлению работника о возмещении ущерба имуществу работника или неполучении ответа в установленный срок (ст. 235);

— в случае возникновения спора по факту причинения работнику морального вреда и размерам его возмещения (ст. 237);

— в случае нерассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок и при несогласии с решением КТС (ст. ст. 390, 391);

— с заявлением о восстановлении на работе (ст. 391).

Статья 373 ТК РФ предусмотрено полномочие государственной инспекции труда по выдаче работодателю обязательного для исполнения предписания о восстановлении работника на работе — по результатам рассмотрения жалобы на решение работодателя об увольнении работника, являющегося членом профсоюза, вопреки мнению профоргана, не согласившегося с увольнением работника. Представляется, что законодатель, устанавливая данное исключение из общего правила о судебном порядке восстановления на работе, исходил из маловероятности коллизии прав работника и работодателя в подобных случаях, когда правовая оценка государственной инспекции труда о неправомерности действий работодателя совпадает с мотивированным мнением профоргана.

Работник имеет право обратиться за судебной защитой своих прав в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392). При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в т.ч. по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393).

Читайте так же:  Кто имеет право подписывать приказ об отпуске

Кроме работников с заявлениями в суд в защиту трудовых прав, свобод и законных интересов работников, могут обращаться также:

— прокурор, основанием для заявления которого в суд является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 45 ГПК РФ);

— профсоюзы, в соответствии с положением ст. 46 ГПК РФ о том, что организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе в случаях, предусмотренных законом. В отношении профсоюзов таким законом является Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 30.12.2008), ст. 23 которого установлено, что в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры;

— законные представители работников, не обладающих полной дееспособностью, родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ст. 52 ГПК РФ).

Дела, возбуждаемые судами общей юрисдикции по заявлениям в связи с нарушениями трудового законодательства, классифицируются ГПК РФ как исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, возникающих из трудовых правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ), и рассматриваются в порядке искового производства с применением специальных норм о рассмотрении и разрешении трудовых споров в судах, предусмотренных ТК.

Истцами в рассматриваемой категории дел являются работники, в защиту прав, свобод и законных интересов которых предъявлены иски (поданы в суд исковые заявления) самими истцами или другими лицами, имеющими на это право (прокурорами, профсоюзами, законными представителями). Ответчиками в указанных делах в подавляющем числе случаев выступают и несут гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный работникам нарушениями трудового законодательства, работодатели (как юридические, так и физические лица). Должностные лица организаций не подлежат привлечению в таких делах в качестве ответчиков. Здесь законодатель придерживается единого подхода к трудовым и гражданским правоотношениям (ст. 1068 ГК РФ), согласно которому юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Статья 352 ТК РФ судебная защита признается одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод (положение — безупречное с точки зрения теории права). На практике длительность и многоступенчатость процесса рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах общей юрисдикции (в судебных инстанциях: первой, кассационной и надзорной), проведение судебных заседаний в рабочее время, когда работник должен выполнять свои трудовые обязанности (вследствие чего работник лишается заработка и оказывается в неравном положении с представителем работодателя), затрудняют доступ работникам к судебной защите своих прав. Кроме того, право суда применять аналогию закона (ст. 11 ГПК РФ) приводит во многих случаях к подмене судом статуса истца и ответчика (как сторон трудового правоотношения) статусом сторон гражданского правоотношения и сопутствующим неблагоприятным для работников и их представителей последствиям.

При удовлетворении исковых требований по делу, возникшему из трудовых правоотношений, решением суда определяются способы защиты трудовых прав истца, предусмотренные законом, в частности:

— признание нарушенного или оспариваемого права истца;

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий ответчика, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— присуждение к исполнению ответчиком обязанности в натуре.

Вынесение судом решения в пользу истца означает возложение на ответчика гражданско-правовой ответственности, заключающейся в обязательном исполнении ответчиком действий по реализации способов защиты прав истца, которые постановлены в решении суда. Надлежащее исполнение решения суда, т.е. понесение ответчиком гражданско-правовой ответственности, возложенной на него решением суда, обеспечивается в порядке исполнительного производства.

Особенностью гражданско-правовой ответственности за нарушение трудового законодательства является возложение дополнительной ответственности по вытекающим из трудовых отношений обязательствам на законных представителей физических лиц, выступающих в качестве работодателей (ч. 11 ст. 20 ТК РФ), и на собственников (учредителей) работодателей — учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также на собственников (учредителей) работодателей — казенных учреждений (ч. 12 ст. 20 ТК РФ). По существу данная дополнительная ответственность является субсидиарной ответственностью, которую — дополнительно к ответственности основного должника — несет другое лицо в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства (ст. 399 ГК РФ).

Например, норма ч. 12 ст. 20 ТК РФ воспроизводит применительно к трудовым отношениям положения ст. ст. 115 и 120 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества, а частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Возможность дополнительной гражданско-правовой ответственности «неосновных должников» установлена также иными Федеральными законами. Так, согласно ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009), органы государственной власти субъекта РФ субсидиарно отвечают по обязательствам созданных ими учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Статья 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 01.12.2007) устанавливает, что Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ред. от 28.11.2009) установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. При этом, согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

К особому виду ответственности работодателя (арбитражного управляющего) за нарушение трудового законодательства можно отнести взыскание арбитражным судом с работодателя (арбитражного управляющего) членских профсоюзных взносов, не перечисленных на счет профсоюзной организации в порядке, определяемом коллективным договором (ст. 377 ТК РФ).

К сожалению, арбитражные суды еще в меньшей мере, чем суды общей юрисдикции, способны учитывать специфику трудовых отношений и вытекающих из них судебных дел. По сложившейся практике арбитражные суды рассматривают требования профорганизаций к работодателям, не выполняющим условия коллективных договоров, в качестве экономических споров хозяйствующих субъектов — вопреки правовой природе коллективного договора, не являющегося гражданско-правовым по определению.

Административная ответственность за нарушение ТК РФ

Привлечение лиц (работодателей, их представителей, должностных лиц организаций), виновных в нарушении трудового законодательства, к административной ответственности производится в порядке, установленном КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ предусмотрено 11 составов административных правонарушений, посягающих на индивидуальные и коллективные трудовые права и влекущих административную ответственность:

— ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;

— ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения»;

— ст. 5.29 «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»;

— ст. 5.30 «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»;

— ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»;

— ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»;

— ст. 5.33 «Невыполнение соглашения»;

— ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»;

— ст. 5.40 «Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке»;

— ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости», ч. 1 (отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты);

— ст. 15.34 «Сокрытие страхового случая» (До 1 января 2010 г. — ст. 5.44 ).

Действия (бездействие), предусмотренные перечисленными статьями КоАП, влекут административную ответственность совершивших их лиц, если эти действия нанесли реальный (немалозначительный) ущерб трудовым правам работников или представляли реальную опасность нанесения такого ущерба, что вытекает из обязательности выяснения по делу об административном правонарушении характера и размера ущерба, причиненного правонарушением (п. 5 ст. 26.1 КоАП РФ). При малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Читайте так же:  Можно ли использовать материнский капитал на лечение ребенка

Назначение административного наказания работодателю-юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно ст. 28.1 КоАП РФ, являются, в частности:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на права работников, в подавляющем большинстве случаев возбуждаются должностными лицами федеральной инспекции труда (государственными инспекторами труда) — в виде составления протокола об административном правонарушении (в соответствии со ст. 23.12, ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ). При осуществлении прокурорского надзора прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении — в виде вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (в соответствии со ст. 25.11, ч. 4 ст. 28.1, ст. 28.4 КоАП РФ). Особенностью возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.40 «Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке», является то, что составление протоколов о таком административном правонарушении возложено на должностных лиц органов внутренних дел (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 — 5.34 и 5.44 КоАП РФ, рассматриваются от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда государственными инспекторами труда (ч. 1 ст. 23.12 и ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которые выносят по ним постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. Государственный инспектор труда может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. По делам, предусмотренным ч. 2 ст. 5.27 и ст. 5.42 КоАП РФ, государственный инспектор труда выносит определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности судье районного суда (мировому судье), поскольку рассмотрение таких дел относится к компетенции судей (ст. 23.1 КоАП). Государственный инспектор труда может также вынести определение о передаче дела, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (если правонарушение влечет административное приостановление деятельности работодателя), судье районного суда, уполномоченному назначать административные наказания юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного приостановления деятельности.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 (в указанном выше случае — ч. 1 ст. 5.27), ст. ст. 5.40 и 5.42 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (мировыми судьями). К компетенции судей районных судов относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. В остальных случаях указанные дела рассматриваются мировыми судьями.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление о назначении административного наказания виновному лицу или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. За совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.40 и 5.42 КоАП, судья назначает наказание виновным лицам в виде административного штрафа. Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП, влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП, т.е. нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.11 КоАП).

Следует исходить из того, что в процедурах возложения на виновных лиц административной ответственности за нарушение трудового законодательства осуществляется государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который является вместе с судебной защитой одним из основных способов трудовых прав и свобод (ст. 352 ТК РФ). Институт административной ответственности за нарушение трудового законодательства, ввиду оперативности процедур осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, представляется — в целях защиты трудовых прав — намного более эффективным, чем институт гражданско-правовой ответственности. Законом предусмотрены и необходимые гарантии от необоснованного привлечения лиц к административной ответственности, в частности: презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), участие защитника в деле (ст. 25.5 КоАП РФ), право обжалования постановления об административном правонарушении в вышестоящий орган и в суд (ст. 30.1 КоАП РФ).

Вместе с тем административная ответственность за нарушение трудового законодательства не может рассматриваться в качестве альтернативной гражданско-правовой ответственности. Так, в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, рассматриваются не с делом об административном правонарушении, а разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Уголовная ответственность за нарушение ТК РФ

Привлечение лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, к уголовной ответственности производится на основаниях и в порядке, установленных УК РФ и УПК РФ. Согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Как видно, критерием, отличающим преступное нарушение трудового законодательства от административного правонарушения, является общественная опасность — объективный признак, наличие которого в действиях (бездействии) виновного лица влечет квалификацию правонарушения как преступления. Например, государственный инспектор труда, обнаруживший при рассмотрении дела об административном правонарушении в действиях (бездействии) признаки преступления, обязывается ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ вынести постановление о прекращении производства по данному делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.

В гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ предусмотрены следующие специальные составы преступного нарушения трудового законодательства:

— ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»;

— ст. 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет»;

— ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

Кроме того, в гл. 19 УК содержится ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», по которой возможно привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в применении дискриминации в трудовых отношениях.

К уголовной ответственности по ст. ст. 136, 143, 145 и 145.1 УК РФ могут быть привлечены работодатели — физические лица и должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства.

Поводом для возбуждения уголовного дела служит сообщение о преступлении, а основанием для возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ). При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 136 и ст. 145 УК РФ, являются уголовными делами частно-публичного обвинения и могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего (ст. 20 УПК РФ). Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ).

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 136, 143, 145 и 145.1 УК РФ, производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Наказаниями за указанные преступления, назначаемыми судом, могут быть: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной работой, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

Нормами УПК РФ предусмотрена возможность возложения на виновное лицо также гражданско-правовой ответственности при рассмотрении уголовного дела. Так, в соответствии со ст. 44 УПК РФ потерпевший (его законный представитель) после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции вправе предъявить гражданский иск о возмещении имущественного вреда и об имущественной компенсации морального вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.