Алиев ти учебное пособие

Европейская академия
естественных наук

Энциклопедия Европейской академии естественных наук

Алиев Адалят Байрамали оглы


Доктор технических наук, доктор экономических наук, доктор транспорта, профессор

Я Алиев Адалят Байрамали оглы родился 8 октября 1948 г. в городе Евлах Азербайджанской Республики. В 1954 году я пошел в 1-ый класс школы №2 гор. Мингечаура. Я рано начал свою трудовую деятельность. В связи с тяжелым семейным положением в 1957 году и в связи со смертью отца моя семья переехала в гор. Евлах, где я обучение проводил в школе №1 гор Евлах. В 1959 году обучении продолжал в школе №2 гор Евлах. В 1962 году я поступил на работу в Электротехнический узел связи (ЭТУС-12) на должность надсмотрщика телефонных сетей. Дальнейшее обучение я проводил в школе №3 рабочей молодежи. В 1964 году я был переведен на работу на должность техника связи в (ЭТУС-12). В 1965 году окончил вечерню школу рабочей молодежи и поступил в Краснокутское летное училище, Саратовской области Российской Федерации (тогда СССР). В 1968 году 13 июня окончил Краснокутское летное училище (диплом KN 796606, №84) и был направлен рядовым пилотом самолета Ан-2 в Евлахский Объединенный авиаотряд Азербайджанского Управления Гражданской Авиации. В 1970 году поступил на заочное отделение Одесского института инженеров морского флота на факультет «Судовождение на морских путях». В 1972 году я был направлен в Кировоградскую школу Высшей летной подготовки для освоения самолета ИЛ-14 (Украина). В Евлахском авиапредприятии я проработал до 1974 года на должностях командира самолета Ан-2, командира звена, командира эскадрильи самолетов Ан-2. В 1974 г. я был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 г. я был переведен в Бакинский объединенный авиаотряд на должность 2-го пилота самолета ИЛ-14. В 1975 году направлен на учебу в Кировоградскую школу высшей летной подготовки для изучения самолета ЯК-40. С 1975 года работал вторым пилотом а в дальнейшем командиром корабля ЯК-40 Бакинского объединенного авиаотряда.

В 1977 года начал заочное обучение в Ордена Ленина Академии Гражданской Авиации в гор Ленинград, ныне Санкт Петербург Российской Федерации, переводом из Одесского института морского флота с 5 курса.

В 1978 я был направлен на обучение в Ульяновскую школу высшей летной подготовки для изучения самолета ТУ-154 (Российская Федерация).

После завершения учебы я продолжал работу в Бакинском Объединенном Авиа Отряде вторым пилотом самолета ТУ-154, а с 1980 года командиром корабля самолета ТУ-154, а потом заместителем командира эскадрильи самолетов ТУ-154 .

В 1981 году закончил обучение в Ордена Ленина Академии Гражданской Авиации получив специальность инженера – пилота (Диплом №3В N026356 регистрационный №156). В 1981 году мне было присвоено звание пилота 1-го класса.

В 1981 году я был назначен Командиром Кировобадского Объединенного Авиа Отряда – Начальником аэропорта где проработал до 1984 г. (ныне называется гор Гянджа). В 1984 году был переведен на должность Командиром Бакинского Объединенного Авиа Отряда в гор Баку, где проработал до 1988 года.

В 1986 я был награжден Медалью Выставки достижения народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). За предложенный специальный проект ангар для обслуживание тяжелых самолетов.

В 1988 года в связи с выборами на должность начальника аэропорта гор Баку, я был коллективами избран на эту должность. В 1990 г в связи оккупацией города Баку 20 января советскими войсками, которая сопровождалось кровопролитием гражданского населения Азербайджана, 19 января 1990 года я обратился по радио «Свобода» к президентом США Турции, Израиля, Франции с целью оказания помощи азербайджанскому народу и исключения кровопролития. После этого обращения по радио «Свобода» я был подвержен давлению соответствующих органов СССР и вынужден был оставить свою должность начальника аэропорта г. Баку. С 1990 г по 1992 год я работал на должности заместителя директора Бакинского завода тяжелого электротехнического оборудования, Научно Производственного Объединения «АЗЭЛЕКТРОТЕРМ» по производству, а потом по экономике. В 1992 году я защитил степень кандидата технических наук (диплом КД №78892 протокол №4 от 13 мая 1993 года г. Москва) . В 1992 году решением руководства Азербайджанской Республики я был назначен на должность Генерального директора Азербайджанского управления гражданской Авиации (AZAL). За годы работы на данной должности мною были подписаны межправительственные соглашения с 36 странами мира о воздушном сообщением в том числя Германией, Францией, Израилем, Англией, Кувейтом, Турцией, а также начали переговоры с США о начали регулярных полетов. Были заключены договора с фирмой БОИНГ. Rols Roys о начале поставки самолетов Б-757 и двигателей в Азербайджан. Я оказал определенную помощь и содействие о модернизации Гражданской Авиации Узбекистана и Туркмении самолетами БОИНГ. В 1995 году мне было присвоено звания академика Международной Академии Энергоинформационных наук (диплом ХХ-151 от 10 октября 1995 г). По моей личной инициативе были построены взлетно-посадочные полосы в аэропортах г. Баку и г. Нахичевань и начало без ограничения полетов тяжелых транспортных самолетов в эти города страны. По моей личной инициативе была создана Национальная Академия Авиации и Научно Исследовательский институт Гражданской Авиации в гор. Баку, которая сегодня признана и Международной Гражданской Авиацией (İKAO), в целях подготовки национальных авиационных кадров по всем направлениям. В 1996 года я был внезапно освобожден от занимаемой должности по необъяснимым причинам. В дальнейшем я выехал в Англию для изучения английского языка в гор. Кембридж в Cambridge Centre for Languages, с 23 августа по 23 ноября 1996 г. С сентября по декабрь 1996 года в Соистон Холл я изучал английский язык и получил сертификат. С января 1997 года я уехал в США в гор. Хьюстон где также обучался английскому языку в Bilingual Education Institute и получил сертификат. В марте 1997 года я проживал в Штате Оклахома гор. Талса и обучался на курсах нефтяного и газового оборудования в Gas Tech Engineering Corp. Oklahoma. После завершения курса я получил сертификат и был назначен представителем данной фирмы по нефте-газовому оборудованию по Турции и странам бывшего Советского Союза. В июне 1997 года я вернулся на Родину с целью выполнения своих функций представителя Cas Tech Ingenering Group. В августе 1997 г. я был арестован по подложному обвинению. В марте 1998 года я был освобожден из зала суда так как ни одно из обвинений не подтвердилось. В апреле 1998 года я выехал в гор. Москву. В 1998 году я был назначен заместителем Генерального директора «Конверсавиа» по экономике при Министерстве Авиационной Промышленности Российской Федерации, где проработал до 2000 года. В 1999 году я защитил степень доктора технических наук при Академии Гражданской Авиации гор. Санкт Петербург Российской Федерации Диплом от 11.02.2000 г. № д/4 ДК №001942. В том же 1999 году я защитил при при Международной Академии Транспорта гор. Санкт Петербург степень доктора транспорта (Диплом Академии Транспорта №21 от 5 марта 1999 г.) и получил звание академика (Диплом академика №95 от 05 марта 1999 г.)

В конце 2000 г. я снова вернулся в Баку и начал работать преподавателем на кафедре «Транспорта» университета «Тафакюр». 16 июля 2003 г. Протол №7 мне присуждено звания профессора университета «Тафакюр».В последствии я был назначен заведующим кафедрой «Транспорта» университета «Тафакюр».

В 2003 году я начал свою деятельность на кафедре «Экономика строительства» Азербайджанского Университета Архитектуры и Строительства.

В 2003 году мне в Москве Р.Ф. присуждено звание профессора «Академии проблем безопасности обороны и правопорядка» диплом ДП № 02287 от 07 октября 2003 года, и звания академика Академии проблем безопасности обороны и правопорядка диплом ДА №02804 от 07 октября 2003 года.

В 2006 году в Высшей Аттестационной Комиссией Азербайджане был нострофицирован мой диплом доктора технических наук выданный Высшей Аттестационной Комиссией Р.Ф. Диплом ЕД №0848 2006 г. Повторная аттестация 26 мая 2006 г. протокол №11-R.

15 февраля 2015 г. мне было присвоено звание профессора по экономике Высшей Аттестационной Комиссией Азербайджана (аттестат PR N-01231 протокол NO4-R от 15 февраля 2013 год).

Обладая огромным опытом финансово-хозяйственной управленческой деятельностью в 2004 году я по настоянию кафедры «Экономика строительства» Азербайджанского Архитектурно Строительного Университета приступил к исследованию докторской диссертации по экономике на тему «Формирование и развитие экономической и национальной безопасности Азербайджанской Республики в современных условиях».

В предверии защиты докторской диссертации по экономике я был подвержен сдачи экзамена по экономическим наукам перед специально созданной комиссией состоящих из девяти профессоров, докторов экономических наук приглашенных из Азербайджанской Академии Промышленности и Нефти, Азербайджанского Технического Университета, Бакинского Государственного Университета, Университета Бизнеса, Коммерческого Университета, Научно Исследовательского Института инноваций Национальной Академии Наук Азербайджана, Института экономики Национальной Академии Наук Азербайджана, Университета Кавказ, Азербайджанского университета Архитектуры и Строительства.

После успешной сдачи экзаменов по экономике, я продолжил исследования по теме докторской диссертационной работе. В 2013 году я предварительно провел защиту моей докторской диссертации по экономике в Институте Экономики Национальной Академии Наук Азербайджана, а в июне 2014 года, я защитил степень доктора экономических наук в Институте Экономики Национальной Академии Наук Азербайджана протокол NOS-R от 13 марта 2015 год.

С 2015 года я избран членом экспертной комиссии по экономическим наукам Высшей Аттестационной комиссии Азербайджана.

С 2016 по сей день я работаю профессором на кафедре «Организация и управления производством» Азербайджанского Архитектурно Строительного Университета и профессором кафедры «Государственное регулирование экономики» Академии Управления при Президенте Азербайджанской Республики.

Я автор многих учебников и учебных пособий монографий и более 173 научных статей в области авиации, строительства, экономики, философии поэзии. Я автор 3-ех патентов и авторского свидетельство за научный труд. Ниже привожу список учебников, учебных пособий, монографий и патентов подготовленных мною.

Читайте так же:  Исковое заявление о выселении из аварийного жилья

Теория организации — Алиев В.Г. — Учебник

Автор: Алиев В.Г.

Жанр: Менеджмент

Издательство: «Экономика»

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: 431

Описание: Теория организации входит в состав дисциплин обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Совместно с рядом учебных курсов общенаучного профиля она образует основу фундаментальной теоретической подготовки менеджеров высшей квалификации. Учебник «Теория организации» является одной из первых попыток системного изложения вопросов теории организации и написан в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «менеджмент». Однако это вовсе не означает, что в изложении проблем теории отсутствует авторский подход к их интерпретации. Как показывает анализ различных учебных программ по этой дисциплине, предлагаемых вузами, в большинстве из них теория организации как система знаний о законах функционирования и развития организационных отношений в природе и обществе подменяется теорией социальных организаций, тем самым предается забвению тот факт, что последняя является лишь частным случаем всеобщей организационной науки. Между тем теория организации наряду с теорией систем, кибернетикой синергетикой и другими новыми научными направлениями образует теоретический фундамент многих прикладных наук, к числу которых относятся: теория организаций, социального управления, организационное поведение, теория организации производственных систем и т.п. Указанные принципиальные положения вкупе с общими требованиями образовательного стандарта и предопределили структуру и содержание учебника. Он условно может быть разделен на две части. Сначала излагаются основы организационной науки, а затем — возможности их практического использования в организационной деятельности человека.
Учебник «Теория организации» состоит из девяти глав. В первой главе — «Введение в теорию организации» раскрывается сущность понятия «организация», предмет и метод науки, связь со смежными областями знания.
Вторая глава посвящена рассмотрению связей между близкими по смыслу объектами организационного анализа: организацией, системой и управлением. Выясняется общее и особенное в соотношении этих понятий, дается характеристика системным свойствам организации, возможностям применения комплексного, системного, функционального и исторического подходов в анализе проблем теории организации.
В третьей главе исследуются важнейшие с теоретической точки зрения вопросы самоорганизации в природе и обществе, дается общее описание процессов самоорганизации, механизмов взаимодействия организации и самоорганизации на различных этапах социальной эволюции.
Центральное место в теории организации занимает исследование законов и закономерностей функционирования и развития организационных отношений. В этой связи в четвертой главе раскрываются общие и специфические законы организации, механизмы их проявления в живой и неживой природе, а также возможности использования в человеческой деятельности.
Завершается общетеоретический раздел учебника главой, посвященной использованию принципов организации. В ней приводится классификация принципов, дается характеристика их основным группам, проводится подробный анализ механизмов действия.
Одним из основных методов практической реализации рекомендаций теории организации является организационное проектирование. Этим вопросам посвящена шестая глава учебника, в которой достаточно подробно с организационной точки зрения рассмотрены содержание, последовательность, методы и результативность разработки организационных проектов.
Истоки зарождения и становления организационной мысли с древних времен до наших дней описаны в седьмой главе. В ней также рассматривается вклад российских ученых в развитие организационной науки, подчеркивается ведущая роль А.А. Богданова.
Формированию организационной культуры, многообразию ее форм и влиянию на эффективность организационно-управленческой деятельности посвящена восьмая глава.
И, наконец, завершается учебник подробным рассмотрением роли руководителя как главного субъекта организационной деятельности.
Таким образом, как видно из приведенного состава и содержания глав, учебник представляет собой комплексное и системное изложение ключевых проблем теории организации. Другой, также немаловажной задачей, является восполнение образовавшегося дефицита в учебной литературе по этой дисциплине,
В процессе работы над учебником «Теория организации» авторский коллектив, составленный из ведущих профессоров и доцентов шести университетов различных регионов России, стремился не только поделиться многолетним опытом чтения курса «Теория организации», но и добиться ясной и доступной формы изложения материала. Для достижения этих целей в учебнике приводится разнообразный иллюстративный материал в виде таблиц, схем, рисунков, модельных описаний, многочисленных примеров, обобщающих организационный опыт, накопленный природой и человеком. Для лучшего закрепления пройденных тем в конце каждой главы дается краткое резюме и набор контрольных вопросов.
Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам учебника д.э.н., профессору Б.З. Мильнеру и д.э.н., профессору A.M. Омарову за ценные предложения, высказанные в процессе подготовки рукописи к изданию.
Авторы весьма признательны старшему преподавателю кафедры менеджмента Даггосуниверситета Л.А. Труба и методисту кафедры А.А. Агамову за большой и кропотливый труд, проделанный при подготовке и оформлении рукописи к изданию.
Будем также благодарны всем тем, кто выскажет критические замечания и предложения по улучшению структуры и содержания учебника. Содержание учебника

Введение в теорию организации

  1. Сущность понятия «организация»
  2. Предмет и метод теории организации
  3. Теория организации и смежные области научных знаний
  4. Теория организаций как ветвь теории организации

Организация и система

  1. Общее и особенное в соотношении понятий «организация» и «система»
  2. Системные свойства организации
  3. Организация и управление
  4. Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации

Самоорганизация в природе и обществе

  1. Общая характеристика процесса самоорганизации
  2. Самоорганизация как источник порядка и развития систем
  3. Отличия и сходства социальной и биологической эволюции
  4. Взаимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции

Законы организации

  1. «Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории
  2. Общие законы организации и характер их проявления
  3. Взаимодействие законов организации в природе и обществе и их практическое приложение

Принципы организации

  1. Сущность и содержание принципов организации
  2. Статика организации
    1. Структура как внутренняя организация системы
    2. Принципы структуризации организации — правила построения рациональных структур
  3. 5.3. Динамика организации
    1. Процессы: понятие, элементы, классификация
    2. Принципы процессуализации
  4. 5.4. Принципы рационализации

Организационное проектирование

  1. Проектирование в системе организационных отношений
  2. Теоретические основы моделирования объектов проектирования
  3. Определение целей, задач и этапов проектирования
  4. Экспертиза проектов

Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом

  1. Истоки становления и развития организационно-управленческой мысли
  2. Эволюция научных взглядов на организационно-управленческую деятельность
  3. Российский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений
  4. Новая парадигма организации устойчивого развития постиндустриального общества

Организационная культура

  1. Культура как продукт цивилизации
  2. Организационная культура: понятие, содержание, типология
  3. Организационная культура и результативность деятельности

Руководитель как субъект организаторской деятельности

  1. Руководитель — организатор системы управления
  2. Руководитель — организатор трудового коллектива
  3. Организационные методы руководства
  4. Организаторские качества руководителя

Литература скачать учебник: Теория организации — Алиев В.Г. ( 17.49 Мбайт )

Первая и единственная женщина-академик Азербайджана в области аналитической химии — ФОТО

Известный азербайджанский ученый-химик, академик, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор химических наук, профессор, заслуженный деятель науки, кавалер ордена «Шохрат» Рафига Алиева имеет неоценимые заслуги в развитии образования и науки в нашей стране.

Первая и единственная женщина-академик в области аналитической химии в Азербайджане Рафига Алиева добилась больших научных достижений.

Как заботливый педагог и ученый, Рафига ханум живет в памяти каждого, кто ее знал, ее вспоминают самыми добрыми чувствами. Для кого-то она была учителем, для кого-то – научным руководителем и заботливым советником, для кого-то другом, незаменимым коллегой, которая могла утешить в тяжелые, кризисные моменты.

Рафига Алирза гызы Алиева родилась 20 сентября 1932 года в городе Нахчыван в семье, которая подарила нашему народу такую гениальную личность, как великий лидер Гейдар Алиев. В 1951-1956 годах она окончила химический факультет Азербайджанского государственного университета (нынешнего Бакинского государственного университета). Трудовую деятельность она начала в том же году в Азербайджанском политехническом институте (нынешнем Азербайджанском техническом университете), в 1957 году была младшим научным сотрудником в Азербайджанском государственном университете, а в 1058-1960 годах в Институте химических проблем Академии наук Азербайджана. В 1960-1963 годах, окончив аспирантуру химического факультета Азербайджанского государственного университета, Рафига Алиева с 1964 года до конца жизни проработала на кафедре аналитической химии этого высшего учебного заведения: ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором. С 2001 года она заведовала научно-исследовательской лабораторией «Экологическая химия и охрана окружающей среды».

Выдающийся ученый в 1970 году защитила кандидатскую, в 1999 году – докторскую диссертации и в том же году была удостоена ученого звания профессора. В 2007 году она была избрана членом-корреспондентом, а в 2014 году – действительным членом Национальной Академии наук Азербайджана. Рафига Алиева, являясь автором свыше 450 научных трудов, 25 учебников и учебных пособий, 20 патентов, была членом ряда научных советов и обществ. Под ее руководством были подготовлены более 20 докторов наук и философии.

Посвятившая всю жизнь химической науке, Рафига Алиева не жалела знаний и умений в подготовке высококвалифицированных кадров в этой области. В изысканиях ученой, более полувека занимавшейся педагогической деятельностью, основное место занимает определение зависимости между параметрами, характеризующими аналитические реакции и строением комплексных соединений. Ряд исследований Рафиги ханум, непосредственно связанных с охраной окружающей среды, одновременно был направлен на разработку методики определения металлов с помощью органических реактивов и их выделения. Ее работы, связанные с актуальными проблемами экологии, внесли вклад в развитие этой сферы в нашей стране.

Оживают воспоминания…

Известные деятели науки с большим уважением и почтением вспоминают Рафигу ханум Алиеву.

Ректор БГУ, академик Абель Магеррамов говорит: «Деятельность Рафиги ханум весьма обширна и многогранна. Одним из основных качеств, характеризующих ее как ученого-химика, – посвящение научных исследований важным этапам и проблемам химической науки. Неоспоримым фактом является то, что Рафига ханум была прекрасным педагогом. Она, используя богатый опыт ученого, преподавала студентам университета основы химии, прилагала все усилия в подготовке новых научных и педагогических кадров. Профессора и преподаватели, работающие плечом к плечу с ней, были свидетелями особо таланта Рафиги ханум как лектора. Преподаватели-коллеги хорошо знали, что там, где Рафига ханум, все проблемы находят должного решения. Она отличалась добрым отношением ко всем от мала до велика – студентам, учителям, исследователям, была прекрасным человеком, сердце которой полно любви».

Президент НАНА, академик Акиф Ализаде отметил, что Рафига Алиева, связавшая большую часть жизни с Бакинским государственным университетом, одна из незабываемых личностей, создавших единство науки и образования.

Читайте так же:  Договор аренды краткий

Студент Рафиги ханум, председатель Национального центра ядерных исследований, академик Адиль Гарибов: «Первое мое знакомство с Рафигой ханум было в 60-х годах прошлого столетия в период моей учебы на химическом факультете Бакинского государственного университета. С первых же дней мое внимание привлекли такие качества Рафиги ханум, как серьезность, требовательность, теплота, заботливость, скромность. Я всегда ощущал внимание и заботу со стороны Рафиги ханум. Интересно, что, как 17-18-летний юноша, приехавший из отдаленного села, я воспринимал Рафигу ханум не только как учителя, но и доброго, близкого человека, словно родственника».

«Я знаю Рафигу ханум с 1980 года. Ученый, посвятивший жизнь химической науке, она внесла большой вклад в науку, под ее руководством был проведен ряд ценных научных исследований. Она преподавала нам на третьем курсе лабораторные занятия. Теплое отношение к студентам отличали ее от других преподавателей. По велению судьбы после окончания университета мне посчастливилось работать на одной кафедре с Рафигой ханум и я смог поближе узнать этого светлого человека. Она была очень добрым человеком, опорой беззащитных. Верю, что идеи, научные направления ученого будут продолжены ее студентами», — вспоминает заведующий кафедрой аналитической химии БГУ, профессор Фамиль Чырагов.

Декан химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академик Валерий Лунин: «Академик Рафига Алиева создала научную школу в области химии, сыграла важную роль в подготовке ученых-химиков. Рафига Алиева внесла достойный вклад не только в химическую науку Азербайджана, но и в мировую химическую науку».

Член Президиума Российской академии наук, академик Аслан Челадзе характеризует Рафигу Алиеву как простого, скромного человека, большого педагога. Отмечает, что ее многочисленные студенты сегодня работают в различных уголках мира и добиваются успехов.

Председатель Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова: «Рафига ханум Алиева, наряду с научной деятельностью, активно участвовала также в общественно-политических процессах. Она была близким соратником основателя партии «Ени Азербайджан», общенационального лидера Гейдара Алиева, поддерживала его не только как сестра, но и политик. Рафига ханум была одной из известных лиц женского движения современного Азербайджана. Она неустанно принимала участие во встречах с женщинами в районах и городах, прилагала все усилия для повышения их деятельности в обществе. Именно поэтому она была избрана почетным председателем Всемирного союза азербайджанских женщин. Рафига ханум очень тесно сотрудничала с Комитетом. Очень активно, с удовольствием принимавшая участие во всех наших мероприятиях, Рафига ханум каждый раз выступала с ценными предложениями, давала рекомендации».

Чуткая супруга, заботливая мать

Рафига ханум также была чуткой супругой и заботливой матерью. Вспоминая ее, приходят на ум слова Авраама Линкольна: «Если спросите меня, какая самая прекрасная книга, которую я читал, то я отвечу: Мама».

Заслуженный деятель искусств, доцент Фахрия Халафова и профессор Севиндж Гаджиева поделились воспоминаниями о своей матери – Рафиге ханум.

Так вспоминает свою мать Фахрия Халафова:

— Рафига ханум Алиева, в подлинном смысле слова, была благородным человеком, прекрасной матерью и любимым педагогом. Она была педагогом, оставившим вечный след в сердцах, сознании сотен студентов. Несмотря на то, что она всю свою жизнь связала с Бакинским государственным университетом, Рафига ханум всегда поддерживала тесные отношения с Национальной Академией наук Азербайджана, проводила интересные исследования. Академик Рафига Алиева в то же время отличалась активной гражданской позицией в общественно-политической жизни нашей страны. Она была человеком, отличающимся гуманной природой, сдержанностью, со светлой улыбкой на лице, была в подлинном смысле слова, Учителем с большой буквы.

Рафига ханум была незаменимым человеком – мамой, бабушкой и супругой. Как супруга известного государственного деятеля, покойного Рафига Халафова, она с глубокой искренностью радовалась всем его успехам. Естественность была присуще характеру Рафиги ханум и это сразу же ощущалось в ее отношениях с сотрудниками. Она всегда любила дружить с простыми людьми, никогда не ставила себя выше других. Также просто, но утонченно и со вкусом одевалась.

Она осталась в памяти своей добротой, объективностью в ходе защиты диссертаций. Рафига ханум создала вечную школу в азербайджанской химической науке и достойно завершила 85-летний жизненный путь.

Севиндж Гаджиева также поделилась своими воспоминаниями:

-Я, моя сестра и брат были окружены безграничной любовью и заботой нашей мамы. Но, в то же время, она была очень требовательной как к себе, так и к нам. Нашей главной учительницей жизни была мать – Рафига ханум. За достигнутые в жизни успехи и занимаемое место в обществе мы все трое обязаны нашим родителям. Повседневные заботы семьи ложились на плечи мамы, и она очень умело справлялась и с этой задачей. Наши родители прививали нам духовные ценности жизни на своем личном примере, мастерски исправляли наши ошибки, точно оценивали все хорошее и плохое.

В этом смысле настоящей школой для нас был дом, в котором и советником, и учителем была наша мама – Рафига ханум.

В моем выборе профессии исключительную роль сыграла мать и я горжусь, что продолжаю путь Рафиги ханум. На этом трудном, тернистом пути – и в годы учебы в университете, и в последующей научной деятельности я всегда ощущала поддержку мамы. Эта поддержка находила свое отражение в очень ценных советах и наcтавлениях Рафиги ханум. Неслучайно, что я также продолжаю деятельность в области актуальной и перспективной экологической химии, созданной по инициативе моей матери.

Моя мать – Рафига Алиева была одной из ярких представительниц большого династия, имеющего исключительные заслуги в истории Азербайджана. Быть сестрой гениального человека, созидателя современного Азербайджана, великого лидера Гейдара Алиева, было для Рафиги ханум как большой гордостью, так и ответственностью.

Она была личностью, объединившей в себе самые прекрасные качества, гордым, справедливым и принципиальным, преданным и честным, в то же время очень скромным, добрым и искренним человеком. Все эти качества находили свое отражение и в семье, в отношениях с нашим отцом Рафигом Халафовым. Они дополняли друг друга и в итоге был создан образец прекрасной семьи. Расти и формироваться в такой семье было самым большим счастьем для нас – их детей.

Слушая воспоминания, еще раз убеждаешься в том, что выдающийся ученый и педагог, личность с высокими человеческими качествами, заботливая мать Рафига ханум Алиева вечно будет жить в сердцах ее детей, внуков и всех, кто ее знал.

Хатира Джафарова

корреспондент АЗЕРТАДЖ

«Для представления на конкурс, проводимый Фондом «Знание» при Президенте Азербайджанской Республики и газетой «Каспий»

Алиев Амир Ибрагим оглы

CURRICULUM VITAE

Алиев Амир Ибрагим оглы

Доктор юридических наук, профессор

Декан Юридического факультета Бакинского Государственного Университета

Контактные телефоны: + (994) 012 5383110;

+(994) 050 3313166

КОРОТКО О СЕБЕ

  • Родился 4 апреля 1973 года в селе Нувади Мегринского района Западного Азербайджана (бывшая Армянская ССР).
  • С 1979 по 1989 год учился в средней школе села Нувади Мегринского района.
  • С 1989 по 1994 год учился на юридическом факультете Бакинского государственного университета (БГУ).
  • С 1997 года работает преподавателем, старшим преподавателем, доцентом и профессором БГУ.
  • С 2011 года занимает должность декана юридического факультета БГУ.
  • Член партии «Ени Азербайджан».
  • Женат, имеет троих детей.

ОБРАЗОВАНИЕ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И УЧЕНЫЕ ЗВАНИЯ

  • С 1989 по 1994 год учился на юридическом факультете Бакинского государственного университета.
  • В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Правовой статус иностранцев в Азербайджанской Республике и международное право» и получил степень доктора философии. В 2007 году защитил диссертацию на тему «Международно-правовое регулирование статуса иностранцев и лиц без гражданства: теория и практика» и получил степень доктора юридических наук.
  • В 2012 году было присвоено ученое звание профессора решением Высокой аттестационной комиссии при Президенте Азербайджанской Республики.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • 1997-2006, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры «Международное право и государственное право зарубежных стран» БГУ;
  • 2006-2009, доцент новосозданной кафедры «Международное частное право и европейское право» БГУ;
  • 2009-2013, профессор кафедры «Международное частное право и европейское право» БГУ;
  • 2006-2011, заместитель декана по науке факультета Международных отношений и международного права БГУ;
  • 2011, заведующий кафедрой Международного частного права и Европейского права БГУ;
  • С мая 2011 года, декан Юридического факультета БГУ;
  • С 2013 года, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и информационного права БГУ;
  • С 2012 года, председатель Диссертационного совета FD.02.013 при БГУ;
  • В то же время он является членом Квалификационной Комиссии Адвокатов Азербайджанской Республики и главным редактором Научно-аналитического и практического журнала «Международное право и проблемы интеграции», изданного БГУ. Кроме того, в течение 2007-2011 гг. был членом Экспертного совета по «Юридическим наукам» Высшей Аттестационной Комиссии при Администрации Президента Азербайджанской Республики;
  • Под его научным руководством были защищены 40 кандидатских и 3 докторских диссертаций. По инициативе А.И.Алиева в БГУ была создана новая кафедра – Кафедра по правам человека и информации ЮНЕСКО, а также сформированы некоторые магистерские специализации на английском и азербайджанском языках (Морское и энергетическое право, Права человека, Транснациональное уголовное право, Европейское право, Информационное право, Туристическое право, Медицинское право, Спортивное право, Право интеллектуальной собственности);
  • В Баку, Париже и Стамбуле были проведены презентации изданная на азербайджанском, английском, французском, русском и турецком языках книги «Азербайджан под прицелом международных преступлений: правовой анализ», с участием зарубежных ученых.

ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Международное право
  • Права человека
  • Европейское право

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СИМПОЗИУМАХ И СЕМИНАРАХ

Чингиз Алиев: Женщинам есть место на корабле – ИНТЕРВЬЮ

«Мы хотим ввести обучение английского языка с первого курса как обязательное».

В преддверии празднования 20-летнего юбилея со дня образования Азербайджанской Государственной Морской Академии ректор Чингиз Алиев поделился с Oxu.Az достижениями и успехами данного учебного заведения.

— Чингиз муаллим, позвольте в вашем лице поздравить Академию с 20-летием. С какими показателями встречаете юбилейный год?

Читайте так же:  Независимая экспертиза в новосибирске

— Большое спасибо. Да, в этом году у нас юбилей. Именно в 1996 году, по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева была создана Морская Академия. За два десятилетия произошло много событий, наиболее значимые из которых пришлись на последние два года, когда по распоряжению президента нашей страны Ильхама Алиева на базе Азербайджанского Каспийского морского пароходства и Каспийского морского нефтяного флота при Государственной нефтяной компании Азербайджана было создано закрытое акционерное общество «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».

Именно благодаря инициативе и стараниям председателя пароходства Рауфа Велиева, который уделяет особое внимание работе с молодежью, учебному процессу, быту студентов, в Академии в последнее время наблюдается существенный прогресс.

Сегодня для преподавателей и студентов созданы отличные условия: питание, общежитие, форма одежды, учебно-методические материалы и все это на бесплатной основе. Для стажировки приобретения плавательских навыков Академия заключила договор с Санкт-Петербургским Морским Университетом, в рамках которого уже в этом году наши студенты-отличники пройдут ученую плавательскую практику на паруснике «Мир».

Впервые в истории Академии наш выпускник бакалавр Кямран Лятифов за счет пароходства будет учиться в магистратуре в Швеции в международном Морском университете. По словам Рауфа Велиева, традиция обучения в зарубежной магистратуре найдет свое продолжение и в последующие годы.

Думаю, что все вышеперечисленные льготы и программы выгодно отличают нашу Академию от других вузов страны.

— Согласитесь, что успех учебного заведения во многом зависит и от преподавательского состава. Как решаете вопрос кадров?

— Да, это так. Так как у Академии есть своя специфика, мы стараемся привлекать для преподавания кадры Каспийского пароходства. Только практикующие специалисты могут передать студентам те навыки, которые так необходимы для работы в морской отрасли.

Кроме того, в докторантуре Академии обучаются 30 наших преподавателей. Уже в этом году двое из них готовы защитить свои научные работы на соискание ученой степени доктора наук. Сейчас в вузе идет процесс омолаживания профессорско-преподавательского состава, и подготовка молодых кадров как нельзя кстати.

— Какие шаги предпринимаете для популяризации морских профессий среди молодежи?

— Помимо того, что всю необходимую информацию о вузе можно получить на нашем сайте, многие мероприятия по популяризации проводим своими силами – День открытых дверей для старшекласников и их родителей, различные рекламные акции в бакинских школах или регионах. Так, по моему поручению более двадцати наших преподавателей были откомандированы в различные регионы нашей республики, где путем наглядной агитации в виде плакатов, проспектов, видеороликов попытались дать потенциальным абитуриентам полную картину системы обучения и информацию о льготах и программах.

Такие встречи позволяют дать подробную информацию о перспективах учебы в Академии, о той главной роли, которую она играет, обеспечивая профессиональными кадрами Каспийское пароходство, в процессе экономического развития страны.

Выше я уже отмечал, что процесс обучения в Академии находится под пристальным вниманием Каспийского параходства. Так, в прошлом году, впервые председатель акционерного общества встретился с новоиспеченными студентами и их родителями, совершив небольшой экскурс в историю создания Морской Академии и ознакомил с учебными корпусами, общежитием, с тренажерами и т.д. Встреча оставила в памяти первокурсников и их родителей неизгладимый след.

— Осуществляется ли связь Академии с наукой и производством или вуз ограничивается только подготовкой специалистов?

— Наличие современной учебно-производственной базы судовой автоматики, тренажеров «Радар», «Навигация», «Электронная прокладка карты», учебного судна «Генерал Асадов», а также научно-исследовательских лабораторий позволяют в Академии проводить и научные работы. Помимо этого имеются соглашения по научно-техническому сотрудничеству с действующими ведущими университетами Азербайджана.

Недавно мы подписали меморандум с университетом «Кавказ», в рамках которого кафедры и факультеты вузов будут проводить совместные научные исследования и проекты, проводить курсы усовершенствования преподавателей, вести обмен сотрудниками и аспирантами. Так же мы заключили меморандумы о взаимопонимании с 17-ю зарубежными университетами. Уверен, что не каждый вуз, не то что в Азербайджане, но и в мире, может похвастаться такой научно-производственной базой.

— В связи с этим возник вопрос: проводите ли научные конференции?

— Да, не первый год в мае месяце мы проводим научно-исследовательскую конференцию, приуроченную ко дню рождения общенационального лидера Гейдара Алиева. В прошлом году Академией Наук было зарегистрировано 15 исследовательских работ в области водного транспорта, три из которых получили высокое признание со стороны этого научного сообщества. Участвовать на конференции можно как очно, так и заочно, для этого достаточно прислать отчет о проведенном исследовании, который после ознакомления получит соответствующую оценку.

Мы также проводим студенческие научно-исследовательские конференции, в рамках которых учащиеся представляют научные публикации. Подготовка и выступление на конференции учитывается при подсчете предэкзаменационных баллов. За хорошую подготовку и презентацию научной статьи студент получает заслуженные 30 баллов. Такой подход к образовательном процессу является дополнительным стимулом для студентов, стремящихся хорошо закончить сессию.

— Вы не раз отмечали в своих интервью, что моряк – интернациональная специальность и поэтому знание какого-либо иностранного языка, скорее, жизненная необходимость, а не издержки профессии. Скажите пожалуйста, что предпринимает Академия для изучения иностранных языков?

— Да, действительно, знание иностранных языков играет важную роль коммуникатора. Не секрет, что в Каспийском, что в Черноморском регионе, где преобладают постсоветские страны, необходимо знание как минимум русского языка, а для международных рейсов – английского. Кроме того, желающий видеть себя студентом любого престижного высшего учебного заведения мира, и мечтающий построить свою карьеру, должен уделить внимание изучению иностранных языков. Поэтому ежедневные занятия по изучению русского и английского языков на факультативной основе для студентов всех курсов — одно из первых моих нововведений на посту ректора. В ближайшей перспективе мы хотим ввести обучение английского языка с первого курса как обязательное.

— Что вы делаете для пропаганды иностранного языка?

— Мы, при поддержки Каспийского параходства и Министерства образования, уже два года проводим общереспубликанский конкурс студентов «Язык – путь, ведущий к карьере». Суть конкурса: в течениие 5-ти минут представить доклад на свободную актуальную тему. С помощью демонстрации на английском языке аудио-визуального материала, студенты в очередной раз доказали, что язык является важным фактором на пути, ведущим к карьере.

Благодаря конкурсу мы смогли проверить уровень «presentation skills» студентов – это те навыки, которые так необходимы, дабы привлечь внимание аудитории на проблемы, существующие в мире.

— Мероприятие проводите сугубо для своих студентов?

— Нет, в прошлом году участвовало более 30 студентов различных вузов страны. Трем призерам, одним из которых стал студент Академии, были вручены ценные подарки. Высокий уровень организации конкурса и прозрачность в определении призеров, вызвали у наблюдателей и участников настолько неподдельное удивление и интерес, что уже в этом году в конкурсе изъявили участовать студенты 18-ти университетов Азербайджана.

— Имеют ли дипломы АГМА международное признание?

— Академия отмечена в каталоге морских учебных заведений Международной Морской Организации и поэтому дипломы вуза имеют международное признание в более чем 160 странах мира. Кроме того, мы имеем различные сертификаты: международный стандарт İSO по подготовке морских специалистов; российского морского регистра судоходства и т.д. Мы имеем свидетельство о признании наших тренажеров со стороны Государственной морской администрации Азербайджана. По недавним результатам аудита American Bureau of Shipping мы получили первичный сертификат соответствия Азербайджанской государственной морской академии и Центра подготовки и сертификации моряков. До конца года, думаю, мы получим уже полное признание со стороны Американского бюро судоходства.

В числе 1294 студентов, добрая половина которых прибыли из регионов Азербайджана, учатся и иностранные студенты из Турции, России, Казахстана и Туркменистана. И надо отметить, что сегодня морскую специальность предпочитают выбирать не только юноши, но и девушки. В Академии на сегодня учатся около 50 студенток.

— А как же традиционная мужская примета «женщина на корабле – к беде»?

— (Улыбается – ред.). Когда в Академии открылись определенные специальности (менеджмент, сервис, судостроение), то стало возможным поступать в вуз и девушкам из Азербайджана и Казахстана. Ведь так сложилось в традициях наших народов, что родители всегда считали, что дочери на судне не место, поэтому и не разрешали им учиться на морские специальности.

В России никогда не было проблем с этим, девушки шли учиться и на механиков и на штурманов. Анна Щетинина стала первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания, автором книги «Морское дело» — учебного пособия для высших и средних морских учебных заведений. В то время никто из мужчин еще не написал пособие, как управлять судном, а она написала!

Преподаватель по управлению судна тогда ещё Ленинградского морского института, где я учился, запрещал нам готовится к экзаменам по этой книге! И предупреждал, что кто ослушается получит двойку! Он очень ревностно относился к факту авторства и твердо верил в примету, что женщина на флоте — к беде!

В свою очередь выпускница судоводительского факультета Ленинградского института инженеров водного транспорта Валентина Орликова – единственная женщина-капитан китобойного судна, первая женщина в рыбной отрасли страны.

Обе эти легендарные женщины удостоены звания Героев Социалистического труда, ветераны Великой Отечественной Войны.

Так что не всегда «женщина на корабле к беде».

— Как решаете вопрос трудоустройства?

— Посоветовавшись с руководством Каспийского пароходства, в вопросе необходимости молодых кадров, мы пришли к выводу – закрыть невостребованные специальности и оставить только те, в которых есть острая необходимость. Поэтому на сегодня в Академии есть три факультета, включающие в себя девять специальностей. Но в ближайшей перспективе мы и эти специальности планируем сократить до пяти.

С этого года, согласно указанию Каспийского морского пароходства, все выпускники нашей Академии будут трудоустроены. Естественно требования к выпускникам на наличие знаний и профессиональных качеств будут самые высокие, но уверен, что такой подход даст определенный стимул для достижения цели – быть востребованным и трудоустроенным.

Спасибо за интересное интервью.