Инкассация нужна ли лицензия

Инкассация нужна ли лицензия

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ИНКАССАЦИИ

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно — правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
(п. 2.1, п. 2.2, п. 2.5, «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация и доставка наличных денежных средств и ценностей осуществляется на договорных условиях с организациями, предоставляющими услуги по инкассации и входящими в банковскую систему Российской Федерации.
(«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
( ст. 34, ст. 83, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)

Организации, имеющие право осуществлять инкассацию и доставку наличных денежных средств и ценностей:

— Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ) Банка России;
(ст. 83, Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)
— Инкассаторские службы учреждений банков;
— Специализированные инкассаторские службы — небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
— Предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России)..
(п. 2.1, п. 2.2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация денежных средств — банковская операция.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
(Статья 13. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 172. Незаконная банковская деятельность
1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Инкассация, перевозка, хранение денежных средств — что лицензируется? (Комиссарова М.В., Райлян А.И., Степашкин С.В.)

Дата размещения статьи: 07.09.2014

В процессе работы с наличными денежными средствами и ценностями у кредитных организаций и их контрагентов и возникают правоприменительные проблемы с отнесением инкассации к банковской операции. Какие действия следует рассматривать как подлежащие лицензированию, а какие действия могут осуществляться иными лицами по договору с кредитной организацией без лицензии Банка России?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) к числу банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, относится инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Согласно ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соответственно, указанная деятельность кредитных организаций подлежит лицензированию и надзору со стороны Банка России.
Вместе с тем в процессе работы с наличными денежными средствами и ценностями у кредитных организаций и иных организаций и лиц возникают правоприменительные проблемы с отнесением инкассации к банковской операции. Непонятно, какие действия следует рассматривать как подлежащие лицензированию, а какие действия могут осуществляться иными лицами по договору с кредитной организацией без лицензии Банка России.

Инкассация и перевозка: что квалифицируется как банковская операция?

Действительно, в настоящее время широко распространено привлечение кредитными организациями иных организаций и лиц для осуществления отдельных действий, в том числе для осуществления инкассации и перевозки денежных средств и иных ценностей (аутсорсинг). Как правило, для осуществления инкассации и перевозки денежных средств и иных ценностей кредитные организации привлекают транспортные компании и частные охранные предприятия.
Особое значение данная проблема приобретает в связи с проблемой уголовно-правовой квалификации инкассации и перевозки как банковской операции, осуществляемой организациями без лицензии Банка России, что образует состав преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ.
В этой связи представляется необходимым остановиться на определениях «инкассация денежных средств» и их «перевозка».
Прежде всего, следует обратиться к нормативным правовым актам, регулирующим данный вид деятельности кредитных организаций. Так, в п. 1.5 Положения Банка России от 24.04.2008 N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 318-П) используются термины «инкассация наличных денег» и «перевозка наличных денег», которые определены путем перечисления действий, которые могут осуществлять кредитные организации.
———————————
См.: Вестник Банка России. 2008. N 29-30.

Рассматривая понятие «инкассация наличных денег», содержащееся в Положении N 318-П, необходимо подчеркнуть, что инкассация включает исчерпывающий перечень действий по сбору, доставке наличных денег клиентов в кредитную организацию, внутреннее структурное подразделение (далее — ВСП), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.
Под перевозкой наличных денег в Положении N 318-П понимается транспортировка принятых ими наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.
Следовательно, инкассация как банковская операция включает в себя:
1) сбор наличных денег клиентов;
2) доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию или ВСП;
3) последующее зачисление (перечисление) этих сумм на банковские счета клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.
В свою очередь, перевозка наличных денег состоит из:
1) транспортировки принятых наличных денег;
2) сдачи их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России или передачи их клиенту.
Таким образом, состав действий при инкассации и перевозке наличных денег отличен, и ключевым элементом, позволяющим отличить инкассацию от перевозки, является последующее зачисление (перечисление) денежных средств на банковские счета клиентов, открытые в кредитных организациях.
Кроме того, нельзя не отметить, что перевозкой является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется нормами ГК РФ о договоре перевозки, транспортными уставами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозки грузов. Собственно, перевозка наличных денег не может быть отнесена к банковской операции и не требует лицензии Банка России, ее могут осуществлять как кредитные организации, так и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов . Более того, сами клиенты кредитных организаций, получающие наличные деньги в кредитных организациях, могут осуществлять транспортировку наличных денег собственными силами . Аналогичная позиция может быть распространена на осуществление перевозки, например, драгоценных металлов, камней и иных ценностей.
———————————
См.: Письмо Департамента наличного денежного обращения Банка России от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44.
См.: Письмо Банка России от 23.03.2009 N 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег» // Вестник Банка России. 2009. N 21.

При рассмотрении инкассации в качестве банковской операции необходимо подчеркнуть, что инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов нельзя отделять от кассового обслуживания физических и юридических лиц. Как отмечалось ранее, исходя из формулировки данной банковской операции, содержащейся в ст. 5 Закона о банках, инкассация и кассовое обслуживание только в совокупности будут составлять банковскую операцию, которую вправе осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России.
Таким образом, к признакам инкассации как банковской операции можно отнести технологическую неразрывность упорядоченной совокупности функционально связанных операций и процедур по доставке наличных денег в кредитную организацию с осуществлением кассовых операций и безусловной обязанностью зачисления (перечисления) соответствующих сумм денежных средств на банковские счета клиентов .
———————————
См.: Письмо Департамента наличного денежного обращения Банка России от 06.12.2012 N 29-1-1-6/8998 (см.: Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N А71-213/2013 // www.arbitr.ru.).

Данный подход подтверждается тем, что банковское законодательство не предусматривает выдачу отдельной лицензии на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Так, в соответствии с Инструкцией Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция N 135-И) право на осуществление инкассации и кассового обслуживания клиентов предоставляется в рамках:
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (Приложение 6 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (Приложение 7 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (Приложение 9 к Инструкции N 135-И);
— генеральной лицензии (Приложение 18 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (Приложение 25 к Инструкции N 135-И).
———————————
Вестник Банка России. 2010. N 23.

Читайте так же:  Трудовой кодекс матери одиночки права

Соотношение понятия инкассации и охранной деятельности

Итак, осуществление инкассации без одновременного ведения кассового обслуживания не может рассматриваться как банковская операция .
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.06.2000 N 2361/00.

Однако возникает проблема в определении конкретных признаков, по которым совокупность действий коммерческой организации может быть отнесена к банковской операции. В банковском законодательстве и нормативных актах Банка России такие признаки не могут быть установлены, поскольку это не относится к компетенции Банка России. Данная ситуация осложняется тем, что в банковском законодательстве не содержатся определения терминов «банковская деятельность» и «банковская операция», а также «лицензионные требования и условия».
Установление признаков банковской операции в деятельности организаций, не имеющих лицензии Банка России, относится к компетенции правоохранительных органов и суда и должно производиться ими применительно к конкретным случаям и ситуациям.
В качестве примера можно привести судебное разбирательство в отношении охранного предприятия, которое оказывало услуги по инкассации денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица по возмездным договорам на охрану и сопровождение материальных ценностей и документации. Выступая в качестве исполнителя, предприятие принимало на себя обязательства обеспечить охрану материальных ценностей и документации заказчика при перевозке с объектов в банки (офис) и обратно.
Охрана материальных ценностей и документации осуществлялась охранным предприятием с момента их получения (принятия под охрану) и до момента их сдачи в установленном пункте. При этом в обязанности охранного предприятия включались:
— организация и обеспечение охраны материальных ценностей и документации заказчика;
— выделение охраны, вооруженной служебным оружием;
— сбор материальных ценностей в подразделении в соответствии с графиком заезда;
— закрепление за каждым подразделением необходимого количества специальных сумок для сбора материальных ценностей.
В систему договорных отношений, существовавшую в рамках осуществления охранным предприятием предпринимательской деятельности, также входили гражданско-правовые договоры на прием денежной наличности клиента от стороннего перевозчика или договоры на сбор денежной выручки. Так, в рамках трехстороннего договора на прием денежной наличности клиента от стороннего перевозчика или договора на сбор денежной выручки охранное предприятие своими силами и средствами в согласованное сторонами время производило сбор денежной выручки с предприятия (индивидуального предпринимателя или коммерческой организации), ее хранение и последующую сдачу в банк. Банк, в свою очередь, производил прием наличности от представителей охранного предприятия и осуществлял ее своевременное зачисление на счет клиента.
Сбор денежной выручки производился сотрудниками охранного предприятия путем приема сумок с денежной наличностью непосредственно на предприятиях. Сотрудники охранного предприятия осуществляли прием, перевозку и сдачу денежной выручки в банк в опечатанных инкассаторских сумках (мешках), которые передавались сотрудниками охранного предприятия в безвозмездное пользование предприятию.
Судом установлено, что МВД России в адрес данного охранного предприятия направлено уведомление о приостановлении действия лицензии до вступления в силу решения суда в связи с нарушением лицензионных требований и условий, которые выявлены в ходе изучения материалов, а именно осуществления охранным предприятием незаконной банковской деятельности по инкассации денежных средств и материальных ценностей. Насколько в данном случае правомерны действия надзорных органов в приостановлении действия лицензии?

Правомерность приостановления действия лицензии

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
———————————
См.: Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30 апреля 1992.

В соответствии со ст. 1.1 Закона об охранной деятельности объектом охраны могут выступать как недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), так и движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.
Безусловно, частная охранная деятельность является видом предпринимательской деятельности, закрепленной гражданским законодательством в ст. 2 ГК РФ, обладая при этом соответствующими признаками, такими как:
— самостоятельность и рисковый характер;
— направленность на систематическое получение прибыли от оказания услуг, связанных с принятием, перемещением и передачей денежных средств;
— осуществление деятельности зарегистрированным в качестве предпринимателя субъектом.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Во-первых, в соответствии со ст. 431 ГК РФ при определении содержания договора должна выясняться и уточняться действительная общая воля сторон с учетом цели договора. В рассматриваемом нами случае договоры с участием охранного предприятия были направлены на транспортировку денежной выручки в банк.
Во-вторых, сдача в кредитную организацию наличных денег в опломбированных сумках не является исключительным признаком инкассации, так как установленный гл. 4 Положения N 318-П порядок приема сумок с наличными деньгами от клиентов предполагает, что организации вправе сдавать в кредитную организацию, ВСП наличные деньги в сумках. В этом случае организация должна представить в кредитную организацию образцы пломб, которыми будут опломбировываться сумки, или описание вида упаковки.
Как отмечалось ранее, согласно п. 1.5 Положения N 318-П для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. В таком случае, в соответствии с п. 1.12 Положения N 318-П, взаимоотношения кредитной организации с организациями, оказывающими услуги по перевозке ценных грузов, по вопросам осуществления кассовых операций, перевозки наличных денег, инкассации наличных денег определяются на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации охранное предприятие осуществляло действия по сбору и доставке наличных денег своих клиентов по договору в кредитную организацию. При этом охранное предприятие не проводило последующее зачисление или перечисление собранных и доставленных в кредитную организацию денег клиентов на их банковские счета, открытые в данных или иных кредитных организациях (в соответствии с условиями договоров, фигурирующих в рассматриваемом деле, своевременное зачисление наличности на счет клиента осуществлял банк). Таким образом, суд пришел к выводу о том, что доказательства факта осуществления охранным предприятием деятельности по инкассации не представлены . Данный вывод был поддержан судом кассационной инстанции .
———————————
См.: Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N А71-213/2013 // www.arbitr.ru.
См.: Постановление ФАС Уральского округа от 25.10.2013 N Ф09-11074/13 // www.arbitr.ru.

Квалифицирующие признаки инкассации как незаконной банковской деятельности

В завершение необходимо рассмотреть и уголовно-правовой аспект представленной проблемы в связи с оценкой квалифицирующих признаков незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) и незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ). Так, по общему правилу в силу бесспорности и обязательности судебных актов те обстоятельства, которые ранее были установлены судом в судебном решении, вступившем в законную силу, не подлежат установлению вновь в суде по другому делу. Однако принятие либо непринятие судом таких доказательств по ранее рассмотренному делу вызвано спецификой рассмотрения дела судом по гражданскому, административному и уголовному делу, а также различием задач судопроизводства. В частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 21 мая 2008 г. N Ф09-3637/08-С2 по делу N А71-41/04 можно найти такое определение: «. преюдиция — это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение».
Правовая позиция оценки доказательств также была выражена Конституционным Судом РФ .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 193-О-П «По жалобе гражданина Суринова Татевоса Романовича на нарушение его конституционных прав статьей 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2090.

В силу ст. 17 УПК РФ оценка доказательств осуществляется судьей, присяжными заседателями, а также прокурором, следователем, дознавателем по их внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, исходя из того, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. При этом все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК РФ, толкуются в его пользу, поскольку до полного опровержения его невиновности обвиняемый продолжает считаться невиновным (ч. 1 и 3 ст. 14 УПК РФ).
Данные правила повторяют закрепленные в Конституции РФ принципы, в соответствии с которыми каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49, ч. 1 и 3). Следуя этим предписаниям, УПК РФ устанавливает более строгие требования именно к доказыванию виновности лица, поскольку презумпция невиновности диктует признание судом всех фактов, свидетельствующих в пользу обвиняемого, — пока они не опровергнуты стороной обвинения в должной процессуальной форме.
Что касается фактических обстоятельств, которые рассмотрены и установлены в судебных актах арбитражного суда, осуществляющего гражданское судопроизводство в соответствии с компетенцией, определенной Конституцией РФ и АПК РФ, то его выводы относительно этих обстоятельств, если ими предрешается вопрос о виновности или невиновности лица в ходе уголовного судопроизводства, подлежат исследованию и оценке в соответствии с общими принципами доказывания, закрепленными в ст. 49 Конституции РФ, при том что подтвержденные арбитражным судом обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, могут быть отвергнуты лишь после того, как вступивший в законную силу исполняемый судебный акт арбитражного суда будет аннулирован в предусмотренных для этого процедурах. Иное не соответствовало бы Конституции РФ и установленным на ее основании уголовно-процессуальным законодательством правилам доказывания.
Таким образом, ст. 90 УПК РФ не предполагает возможность при разрешении уголовного дела не принимать во внимание обстоятельства, установленные не отмененными решениями арбитражного суда по гражданскому делу, которые вступили в законную силу, пока они не опровергнуты стороной обвинения.
Если применять вышесказанное к рассматриваемому нами случаю, то можно предположить, что обстоятельства по хранению денежных средств, перевозке, инкассации, а равно другие обстоятельства, которые были установлены в мотивировочной части судебного акта по гражданскому делу, могут быть подвергнуты критике стороной обвинения и в этом случае подлежат оценке по усмотрению суда по уголовному делу.
Учитывая самостоятельность следователя при расследовании уголовного дела, вопросы квалификации незаконной банковской деятельности, предусмотренные ст. 172 УК РФ, могут быть неоднозначно и неверно истолкованы должностным лицом в отсутствие правовой определенности отличительных признаков инкассации от деятельности по охране и транспортировке денежных средств.

Читайте так же:  Как оформить булочки красиво

Выводы

Таким образом, подводя итоги анализа законодательства и нормативных актов Банка России, регулирующих инкассацию наличных денег, можно прийти к выводу о том, что банковскую операцию составляют инкассация наличных денег и кассовое обслуживание клиентов, осуществляемые кредитными организациями и требующие лицензии Банка России. Перевозку наличных денег и иных ценностей вправе осуществлять иные организации и лица без лицензии Банка России.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Правила инкассации денежных средств

Деятельность большинства коммерческих структур связана с получением выручки от продажи товаров и услуг в натуральном денежном выражении. Большая часть такой выручки в целях безопасности, а также по требованию законов, регулирующих обращение и хранение наличных средств, должна сдаваться в банковские структуры.

Подобную процедуру возможно осуществлять посредством инкассации – специальной услуги, предоставляемой банками и сторонними организациями, которая заключается в перенаправлении денег от места расположения клиента до учреждения, куда они будут сдаваться.

Зачем нужна и что значит

Основными целями проведения инкассации являются следующие:

  1. Соблюдение требования передачи средств в банковское учреждение в соответствии с положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций на территории РФ». В первую очередь, данное требование связано с установленным во многих организациях лимита кассы – допустимой величины остатка средств. Все наличные сверх такого лимита подлежат обязательному помещению на счет банка, с которым у фирмы имеется договоренность и в каком открыт счет.
  2. Обеспечение безопасности материальных ценностей физических и юридических лиц. Разумеется, каждая отдельная фирма, производство, торговая точка своими силами обеспечивают сохранность денег путем введения в штат охранников, сторожей, устанавливая сигнализацию, системы видеонаблюдения. Хранение же денег в банке в разы повышает меры безопасности, кроме того позволяет осуществлять при возможности большинство расчетов в безналичной форме.

Осуществление сдачи наличных на соответствующие банковские счета может проводиться одним из таких способов:

  1. Самостоятельной доставкой в кассу банка. Такой способ сопряжен с необходимостью транспортировки их при помощи имеющихся сотрудников и обеспечению дополнительных мер безопасности до момента передачи в кассу.
  2. При помощи федеральной почтовой связи.
  3. В автоматические сейфы – своего рода терминалы, выполняющие роль касс, куда вкладывается определенная сумма с предварительным указанием счета, на который подлежат зачислению.
  4. При помощи инкассаторской службы: подобная служба может являться структурным подразделением банка, в котором открыт счет у ИП или ООО, обособленной организации – специализированной инкассаторской службы, которая имеет лицензию, позволяющую оказывать подобные услуги.

Не зависимо от того, воспользуетесь ли вы услугами банка или же обратитесь в стороннюю организацию, при помощи услуг службы инкассации можно осуществлять такие действия:

  • доставлять выручку от ведения деятельности в виде наличных в банковские учреждения;
  • транспортировать денежную выручку от торговых точек, филиалов ИП или ООО в главный офис для последующей централизованной сдачи в банковскую организацию;
  • перевозка денежных средств на место приобретения материальной ценности организацией;
  • сбор и перевозка средств из отдельных структурных подразделений организации в банк;
  • сопровождение для обеспечения безопасности сотрудников фирмы, транспортирующих ценные бумаги и деньги в место их хранения;
  • доставка денег из банковской организации на офис или отдельный филиал для использования на расходы – заработная плата, проведение расчетов с контрагентами в наличной форме;
  • доставка разменной монеты по предварительному заказу.

Стоимость услуг

Стоимость оказания услуг инкассации может существенно отличаться, ее величина зависит от следующих факторов и условий:

  1. Суммы денежных средств, которая будет транспортироваться. Как правило, величина оплаты рассчитывается в определенном процентном соотношении к инкассируемой сумме от 0,1 до 2% к ее величине. Чем больше будет транспортироваться средств, тем меньше будет процент, доходя до своего минимального значения, которое отдельно определяется инкассаторской службой.
  2. Удаленности точки клиента, с которой перевозят средства, от банковской организации, куда их необходимо доставить.
  3. От частоты проведения инкассаций. На разовые случаи, как правило, услуги стоят больше. Если же заключается договор на постоянной основе, когда, к примеру, забор средств происходит ежедневно, то цена уже будет ниже.
  4. От необходимых мер предосторожности, которые желает видеть клиент. Как вариант, клиенту предоставляются стандартные условия и при его желании усиления мер безопасности цена уже будет повышаться.
  5. От вида услуг, которые будут оказываться – будет ли это сопровождение сотрудников организации, перевозящих деньги или же самостоятельная доставка.
  6. От тарифов банковской организации или отдельной инкассаторской службы. Данный фактор может также изменяться в зависимости от региона, в котором она расположена, территории, на какой она может осуществлять свою деятельность.

Порядок проведения

Порядок проведения инкассации предполагает ежемесячное оформление номерных явочных карточек 0402303, содержание которых регламентируется Положением Банка России. Информация, отмечаемая в них, следующая:

  1. Номера инкассаторских сумок, в которых перевозятся денежные средства. За каждой отдельной точкой закрепляется несколько единиц и при заборе денежных средств в одной вторая оставляется на фирме, магазине, предприятии.
  2. Полное наименование и адрес организации, которая пользуется инкассаторскими услугами.
  3. Номер телефона для связи (действующий).
  4. Режим работы – выходные дни, график в течение дня.
  5. Время, в которое осуществляется приезд инкассаторской службы.

Порядок осуществления инкассации следующий. Перед выездом инкассаторской службы происходит получение:

  1. Пустых сумок для организации.
  2. Доверенности на получение средств от фирмы. Лицо, которое будет осуществлять передачу средств в обязательном порядке каждый раз обязано проверять ее наличие и отдельно обращать внимание на срок действия такого удостоверения.
  3. Явочной карточки.
  4. Удостоверения о том, что данное лицо действительно является действующим сотрудником инкассаторской службы.

Ответственный работник организации за определенное время до приезда инкассаторской службы готовит сумку с наличными средствами:

  1. Пересчитывает сумму, которая будет сдана.
  2. Готовит сопроводительную ведомость (накладную). Один образец накладной вкладывается вместе с деньгами в сумку, второй образец остается в организации как подтверждение сдачи средств. В зависимости от службы, осуществляющей прием денег, может еще быть необходим третий экземпляр, который передается лично в руки инкассатора. Накладная должна содержать в себе такие данные – наименование организации и ее основные реквизиты, дату передачи денег, точную сумму (по правилам некоторых организаций производится отражение покупюрного количества), фамилию ответственного лица, осуществлявшего сбор денег, номер инкассаторской суммы.
  3. Сумка с наличными и вложенной ведомостью проверяется на целостность, затем закрывается и запечатывается при помощи пломбы с оттиском фирмы (он содержит краткое название, номер).

Осуществляется приезд службы в строго определенное время. Причем если кассир или ответственный работник не успевают вовремя подготовить наличные, и из-за этого происходит сбой в движении инкассаторской машины, в зависимости от условий договора они могут наложить определенный штраф на организацию (которая, в свою очередь, вправе взыскать ее величину с ответственного лица).

Инкассатор при приезде предъявляет документ с места работы, а также доверенность на осуществление перевозки денежных средств.

В присутствии кассира осуществляется проверка целостности сумки, правильности заполнения ведомости и достоверности всех указанных реквизитов. Дополнительно инкассатор проверяет у ответственного лица образец оттиска пломбы, который должен находиться вблизи с денежным сейфом (или же непосредственно в нем).

Кассир ставит отметку в явочной карточке, где указывает точное время передачи средств, номер инкассаторской сумки и сумму. Инкассатор подписывает предоставленную ведомость на выдачу денежных средств и подписывает ее. Данная ведомость служит основанием для создания расходной ведомости и обычно прикалывается к ней.

Если работником инкассаторской службы замечены какие-либо неточности в составлении сопроводительной ведомости, кассир имеет право сделать исправление путем создания новой в том случае, если это действие не займет много времени и не нарушит точный график движения машины.

В том случае, если по каким-либо причинам служба инкассаторов вынуждена осуществить повторный заезд (не успели вовремя собрать и вложить сумму, были замечены ошибки в ведомости и т.д.), тогда в явочной карточке делается соответствующая пометка.

Если сумка не сдается инкассатору, в явочной карточке проставляется «отказ» и указывается его причина. Данная отметка заверяется подписью кассира или ответственного лица.

Если в определенный день (обычно это выдача заработной платы) кассир не будет сдавать наличность, в таком случае осуществляется предупреждение службы по рабочему телефону, который внесен в реквизиты организации при составлении договора на инкассацию.

Как проводится сдача наличных денег в банк, можно узнать из данной инструкции.

Инкассация наличных денежных средств

Для сдачи наличности в банк страховые организации прибегают к услугам инкассаторов, что гарантирует им сохранность денежных средств.

Создание собственной структуры инкассации наличности требует больших расходов и не всегда нецелесообразно, преимуществом услуг сторонних организаций является их ответственность за несвоевременную инкассацию денежных средств. Как ведется учет инкассируемой наличности в страховой организации?

В соответствии с положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» все организации обязаны сдавать в учреждения банков поступающие в их кассы наличные денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денежных средств для последующего зачисления на их счета.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие расчетного счета, самостоятельно определяет лимит остатка наличных в этих подразделениях. По каждому из них организация ведет свой раздел кассовой книги.

Читайте так же:  Образец приказа об инвентаризации казахстан

Сдача денежных средств на соответствующие счета в банках может производиться:
— непосредственно в кассы банков;
— с помощью услуг инкассаторской службы банков;
— с помощью специализированной инкассаторской службы, имеющей лицензию Банка России;
— через организацию федеральной почтовой связи;
— в автоматические сейфы.

Обособленное подразделение (филиал, представительство) организации, имеющее счет в банке, инкассируется в том же порядке, что и юридическое лицо. При этом в кассе необходимо обязательно документально оформлять оприходование выручки (приходными ордерами) и сдачу ее в банк (расходным ордером). Записи вносятся в разделы кассовой книги обособленного подразделения.

Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации установлены положением Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 318-П). В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перевозку наличных денег, инкассацию, а также кассовые операции по приему и обработке наличных денег могут осуществлять только организации, входящие в систему Банка России.

Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. И если для осуществления инкассации требуется наличие лицензии, то к транспортировке денежных средств такие требования не предъявляются. Однако ее могут осуществлять только специализированные организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

Отношения с инкассаторскими работниками, осуществляющими перевозку наличных денег и инкассацию, определяются договором о полной материальной ответственности. Если операции по перевозке и инкассации наличных денег осуществляются совместно несколькими инкассаторскими работниками и нет возможности разграничить их ответственность за причинение ущерба, заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В случае осуществления инкассаторских услуг заключается договор на инкассацию, пересчет и зачисление (перечисление) денежной наличности на банковские счета организации. Если инкассация осуществляется сотрудниками банка, подписывается двусторонний договор, если привлекается небанковская кредитная организация, подписывается трехсторонний договор. От каждой из трех сторон назначается ответственное лицо.

При инкассации с привлечением небанковской кредитной организации функции подразделяются следующим образом:
— организация обеспечивает подготовку сумки с наличными деньгами и ее сдачу инкассатору, оплачивает услуги инкассатора и банка;
— инкассатор в согласованные дни и часы проводит инкассацию (прием сумок с наличными деньгами) от уполномоченного лица организации, доставку в банк и сдачу в кассу банка. При необходимости осуществляет временное хранение в подразделении инкассации;
— банк принимает сумки с наличными деньгами от инкассатора, осуществляет пересчет наличных денег и зачисление на счет организации.

К договору прилагаются:
— перечень подразделений организации с указанием наименования подразделений, адресов, телефонов, ФИО руководителя и кассира. В дальнейшем, если необходимо дополнить перечень подразделений, подлежащих обслуживанию, организация оформляет заявку на обслуживание и дополнительное соглашение к договору;
— заявка на проведение инкассации;
— протокол согласования цен на инкассацию, временное хранение и прием, пересчет для перечисления наличных денег.

Как правило, по договору инкассации организации вменяется в обязанность обеспечение свободных и освещенных подъездных путей, входов, выходов и коридоров, изолированного и непросматриваемого кассового помещения, запирающегося изнутри, беспрепятственного передвижения вооруженных инкассаторов в здании по маршруту вход — касса — выход, сопровождение работником охраны или иным должностным лицом организации.

Правила проведения инкассации

Для каждой организации, осуществляющей инкассацию наличных денег, в банке ежемесячно оформляются номерные явочные карточки 0402303. Формы этого и других документов утверждены Положением Банка России № 318-П. В явочной карточке указываются номера закрепленных сумок, наименование, адрес, телефон организации, выходные дни, время окончания работы, время заезда инкассаторов и др.

С учетом объема инкассируемых наличных денег определяется количество порожних сумок, выдаваемых организации. Каждой сумке присваивается индивидуальный номер. Руководителем инкассации по согласованию с организацией устанавливаются время и периодичность заездов инкассаторов.

Перед выездом в организацию инкассаторы получают:
— порожние сумки;
— доверенности на перевозку и инкассацию наличных денег;
— штамп;
— ключи;
— явочные карточки 0402303.

По прибытии в организацию инкассатор предъявляет кассиру:
— документы, удостоверяющие личность;
— доверенность на перевозку наличных денег (инкассацию наличных денег);
— явочную карточку;
— порожнюю сумку, закрепленную за клиентом.

Кассир организации в свою очередь предъявляет инкассатору образец пломбы, передает сумку с наличными деньгами, накладную к сумке 0402300 и квитанцию к сумке 0402300. Сумка должна быть опломбирована так, чтобы ее вскрытие было невозможно без видимых следов нарушения целости сумки и пломбы.

На сумку составляются препроводительная ведомость 0402300 и реестр проведенных операций. При этом сумма, указанная в препроводительной ведомости, должна соответствовать общей сумме наличных денег, отраженной в реестре проведенных операций. Ведомость и реестр вкладываются в сумку с наличностью.

Инкассатор в присутствии кассира проверяет целость сумки и пломбы, соответствие пломбы имеющемуся образцу, правильность заполнения накладной и квитанции. После заполнения кассиром явочной карточки инкассатор проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной в явочной карточке, накладной и квитанции. А также сверяет номер сумки с наличными деньгами с номером, указанным в явочной карточке, накладной и квитанции. Неправильная запись в явочной карточке зачеркивается, на полях проставляется новая запись, заверенная кассиром. Инкассатор не имеет права производить записи в явочной карточке.

При приеме сумки с наличными деньгами инкассатор подписывает квитанцию к сумке, проставляет штамп, дату приема сумки с наличными деньгами и возвращает квитанцию кассиру. Если инкассатор выявил нарушение целости сумки или пломбы или неправильное составление препроводительной ведомости к сумке, то прием сумки не производится.

Дефекты упаковки и ошибки в составлении препроводительной ведомости к сумке устраняются в присутствии инкассаторов, если это не нарушает график их работы. В ином случае прием сумок с наличными деньгами в организации осуществляется при повторном заезде инкассаторов в удобное для них время. Соответствующая запись заносится в раздел «Повторные заезды» явочной карточки.

Если сумка не сдана инкассатору, кассир организации обязан в явочной карточке в строке за эту дату произвести запись «Отказ», привести причины отказа и заверить своей подписью.

Прием сумки с наличностью банком

Порядок сдачи сумки инкассаторским работником отличается от порядка сдачи в банк сумки работником страховщика.

При приеме сумки с наличностью банковский работник проверяет соответствие записей в сопроводительных документах:
— накладной и явочном листе, если сумка сдается инкассатором;
— накладной и квитанции, если сумка сдается работником страховщика.

Кроме того, проверяется:
— не имеет ли поступившая сумка с наличными деньгами каких-либо повреждений (заплат, наружных швов, разрыва ткани, поврежденных замков, пломб, разрыва обвязки или узлов на обвязке и др.);
— цела ли сумка с наличными деньгами и пломба на ней;
— соответствует ли номер сумки с наличными деньгами номеру, указанному в накладной к сумке, если сумка с наличными принимается от инкассаторских работников, или в накладной к сумке и квитанции к сумке — если сумка с наличными деньгами принимается от организации.

На основании проверки составляется журнал, который при соответствии записей подписывается работником банка и представителем организации, сдающим сумку. Если сумка сдается инкассатором, ему передается второй экземпляр журнала. Если же сумка сдается сотрудником страховщика, то экземпляр журнала остается в банке, а страховщику передается подписанная квитанция.

При выявлении несоответствий в сопровождающих документах в графе «Примечание» журнала делается соответствующая запись, если сумка сдается через инкассаторов. Если же сумку с несоответствующими данными в сопроводительных документах сдает работник страховщика, она возвращается организации вместе с накладной и квитанцией.

Если сумка имеет повреждения, то в присутствии лиц, предъявивших сумку, она вскрывается, а наличность — принимается путем поштучного, полистного пересчета.

При выявлении излишка или недостачи составляется акт вскрытия и пересчета вложенных денег. В акте указываются:
— фирменное наименование кредитной организации (фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала);
— дата;
— наименование организации;
— реквизиты упаковки;
— причина вскрытия упаковки;
— наименования должностей, фамилии, инициалы работников, осуществлявших пересчет наличных денег и присутствовавших при пересчете наличных денег;
— сведения о помещении, в котором осуществлялся пересчет наличных денег;
— сумма наличных денег по данным кассовых документов и фактическая сумма наличных денег.

Акт пересчета наличных денег подписывается лицами, осуществлявшими пересчет. Первый экземпляр акта передается работнику банка, второй направляется организации, третий экземпляр передается инкассаторским работникам.

Инкассаторы не несут ответственности за недостачу или излишек денежных средств, а также за фальшивые и неплатежеспособные банкноты, обнаруженные при пересчете денег, если инкассаторская сумка исправна. Это подтверждает судебная практика. Однако, если инкассатор примет дефектную сумку или произойдет ее утрата, он, согласно действующему законодательству, несет перед своим клиентом материальную ответственность в размере суммы утраченных денежных средств (постановление ФАС ЗСО от 05.05.2009 № Ф04-2204/2009 (4483-А70-8)).

Вложение сумки в автоматический сейф

Страховщик может сдавать наличность через автоматические сейфы банка. Для этого он должен иметь достаточное количество порожних сумок.

Формирование сумки осуществляется так же, как и для инкассации. При этом кредитной организацией с учетом технологии приема сумок автоматическим сейфом определяется способ прикрепления накладной, которая либо вкладывается в сумку, либо прикрепляется к ней. Квитанция остается у страховщика.

Процедура вложения сумки в сейф следующая.
1. Клиент вводит номер сумки, персональный код, пароль или другие предусмотренные договором банковского счета, счета по вкладу (депозиту) или другим договором идентифицирующие его данные.
2. осле вложения сумки с наличными деньгами клиент выводит распечатку автоматического сейфа, подтверждающую осуществление операции по приему сумки с наличными деньгами, в которой содержится информация о клиенте, дате и времени вложения сумки с наличными деньгами в автоматический сейф.

Сдача наличных денежных средств в банк через инкассаторов оформляется расходным кассовым ордером с использованием счета 57 «Переводы в пути». Использование указанного счета удобно с точки зрения аналитического учета по инкассируемым точкам и инкассаторам.

Пример 1
Страховщик передал наличность инкассатору для доставки в банк с целью зачисления на расчетный счет в сумме 700 тыс. руб. Комиссия банка составила 0,2% от инкассируемой суммы. Бухгалтерские проводки приведены в таблице 1.

Учет сдачи наличности в банк через инкассатора