Приказ о каникулярном времени

Оглавление:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69
«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

Приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания «Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ» и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г.

Регистрационный N 8110

Утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Положением регулируется режим рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, а также устанавливаются виды работ, выполняемых педагогическими работниками в рамках рабочего времени.

Нормы времени (количество часов) устанавливаются только для выполнения преподавательской работы. Иные виды педагогической работы (научно-исследовательская, методическая, организационная, учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная) выполняются в течение рабочего дня и не конкретизированы по количеству часов.

Положением определяется режим рабочего времени в период учебного года, в каникулярный период, в период отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. Устанавливаются особенности регулирования режима рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий. Регулируется режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, педагогов-психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Конкретный режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством РФ. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи (так называемые «окна»), не допускаются, за исключением образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы- интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов. В таких учреждениях для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, может устанавливаться режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Поскольку для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается, работодатель должен обеспечить возможность приема пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г.

Регистрационный N 8110

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 12 августа 2006 г. N 177, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 августа 2006 г. N 32

Приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 настоящий приказ признан утратившим силу

Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и при отмене учебных занятий

Главная > Консультации > правовое обеспечение > Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и при отмене учебных занятий

На федеральном уровне особенности режима рабочего времени педагогических работников отражены во многих нормативных актах, но несмотря на это, вопросов у педагогических работников, связанных с особенностями режима работы в каникулярный период и период отмены учебных занятий (например, в период мероприятий по карантину, погодные условия и др.), меньше не становится. В последнее время всё чаще от педагогических работников можно услышать, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте в астрономических часах гораздо больше по времени, нежели в рядовые рабочие будни. Законно ли это и с чем это связано? Ответ обоснуем в рамках действующего законодательства!

Начнём с того, что каникулярный период — это период времени в учебном графике, предоставляемый для отдыха обучающихся, но не работников образовательных организаций. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ) (пункт 4.1) устанавливает, что «периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Приказа (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Что это за виды работ? Это так называемая ненормируемая часть работы педагогического работника. В Приказе указывается, что другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
Читайте так же:  Великий новгород госпошлина

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Таким образом, в каникулярный период в образовательной организации должен быть установлен особый график работы для педагогических работников, с учётом плана работы самой организации. Рассмотрим на конкретном примере ситуацию. В школе № 00 работает учителем физики Иванова М.И. с педагогической нагрузкой 20 часов. В каникулярный период, учитывая план работы организации, Иванова М.И. должна присутствовать на рабочем месте (при 5-ти дневной рабочей неделе) ежедневно по 4 астрономических часа. При составлении графика работы на каникулы необходимо учесть, что нельзя преднамеренно устанавливать разрывы в рабочем графике (например, утром педагогический совет, а вечером — родительские собрания, тем самым вынуждая педагогического работника оставаться на рабочем месте весь день). Всё же руководитель организации должен предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих подчинённых, а не заставлять работников нести трудовую повинность путём физического «просиживания» на рабочем месте.

Привлечение к работе в каникулярное время, а также в периоды отмены реализации образовательных программ, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательных организаций, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием учебных занятий, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т. е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ. Возможность использования суммированного рабочего времени должна быть отражена в коллективном договоре (при его наличии) и правилах внутреннего трудового распорядка. Использование суммированного учёта рабочего времени даёт возможность рационально подойти к организации труда в каникулярный период. Рассмотрим конкретный пример. Наша Иванова М.И. (учитель физики школы № 00) имеет нагрузку 20 часов в неделю, которые в каникулярный период она обязана присутствовать на рабочем месте. В большинстве случаев такие 20 часов будут разбиты на 4 астрономических часа в день. На практике никто не запрещает руководителю (при письменном согласии работников) установить суммированный учёт рабочего времени и предложить Ивановой М.И. отработать их, например, 8 8 4=20 ч/3дня (или иное предложение). Таким образом, установив такой график, руководитель организации может достичь максимального эффекта:

— обеспечить нахождение педагогических работников в организации в целях организации каникулярной занятости обучающихся в течение всего дня;

— работники получат возможность отдохнуть и порешать свои личные проблемы, которые в течение учебного периода решить не могут физически;

— высвобождающиеся дни можно предоставить для прохождения медицинских осмотров и т. д. Никакие службы финансового контроля не могут предъявить претензий к руководителю по установленному графику работы в каникулярный период, который допускает суммированный учёт рабочего времени. Главное — оформить всё документально!

Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, осуществляется в соответствии с разделом IV Приказа, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит. Например, руководители образовательных организаций, на базе которых создаются оздоровительные лагеря (лагеря труда и отдыха), не вправе устанавливать учителям в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, то перечень выполняемых ими работ (обязанностей) требует уточнения.

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик;

— раздел IV Приказа (виды работ перечислены выше).

В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени.

Периоды отмены реализации образовательной программы, которые явно не зависят от работников и от самой образовательной организации (мероприятия по карантину, отмена занятий по метеоусловиям, проведение в здании организации государственных мероприятий (выборы, государственная итоговая аттестация), для работников являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды. За время работы в периоды отмены реализации образовательной программы, как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей этим периодам.

Откуда берётся ошибочное представление о нормировании труда учителей в каникулярный период? Если директор школы преследует цель, чтобы заставить учителя находиться в стенах школьного здания максимальное количество времени (и такое тоже встречается), то в каникулярный период учителю начинают объяснять следующую неправильную арифметику его педагогической нагрузки. Директор говорит о каких-то мифических 36 астрономических часах за ставку заработной платы (при этом он прекрасно понимает, что нагрузка учителя исчисляется по его академическим часам). Таким образом, если у учителя есть 1 ставка, которая равна 18 часам, то в каникулярный период она вдруг превращается в 36 часов! А уж если у бедного учителя часов больше 18, то ему ещё и «добавка» к этим 36 часам полагается. Вот и получается, что в период каникул в некоторых образовательных организациях начинают устанавливаться свои «местечковые» правила расчёта рабочего времени учителей. Такие расчёты не имеют никаких законных оснований!

Пенсия по потере кормильца в летние месяцы после школы

Добрый день. Моему сыну не выплатили пенсию по потере кормильца за июль-август 2017 после окончания школы. ПФ пояснил, что нужна справка со школы со сроком обучения, учитывая каникулярный период, до 31.08.2017. Школа отказывается дать такую справку, что у них нет таких прав. С кого мне требовать: с ПФ и со школы?

Ответы юристов (3)

К сожалению,. тем кто закончил школу и долее поступает в институт или колледж июль-август не платят. Так как в школе они уже не числятся после получения аттестата, а в учащимися в институте ещё не числятся. После издания приказа о зачислении в ВУЗ или колледж пенсия будет возобновлена с даты издания приказа.о зачислении на очное отделение.

Уточнение клиента

Странно, а по телефону дали совсем противоположны ответ.

22 Августа 2017, 20:02

Есть вопрос к юристу?

Пробуйте сделать так. В школе сошлитесь на Федеральный Закон «Об образовании», где указано, что с учетом начала учебного года в общеобразовательных учреждениях 1 сентября, срок общего образования истекает 31 августа. По личному заявлению выпускника общеобразовательного учебного заведения, после прохождения итоговой аттестации ему могут быть предоставлены каникулы продолжительностью до 31 августа. Общеобразовательное учреждение должно выдать справку о том, что выпускник является учащимся 11 класса по очной форме с учетом каникулярного периода до 31 августа. Но на практике часто не выдают.

Вопрос: Ребенок, получающий пенсию по потере кормильца, учится в последнем классе школы. Потом планирует поступать на очное обучение в вуз. В ПФР мне сказали, что по окончании школы с июля выплата пенсии ребенку будет приостановлена до представления справки с места учебы. Так ли это? Должны ли выплатить пенсию за июль и август, после того как ребенок поступит в вуз и представит справку об этом?

Н.А.Корчагина, г. Москва

Ответ: За разъяснениями мы обратились в ПФР.

Из авторитетных источников

Боева Ирина Анатольевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

«Пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого получатель пенсии считается нетрудоспособным. Ребенок имеет право на выплату пенсии по случаю потери кормильца до достижения им возраста 18 лет, а если он учится, то до 23 лет .

Читайте так же:  Заявление регистрация иностранного гражданина по месту жительства образец

Следовательно, по достижении ребенком возраста 18 лет при отсутствии сведений об обучении в образовательном учреждении профессионального образования по очной форме орган ПФР приостанавливает выплату пенсии по случаю потери кормильца.

При этом абитуриент, в установленном порядке зачисленный приказом ректора (директора, начальника) в учебное учреждение, может считаться обучающимся с даты издания приказа о зачислении по дату окончания обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Таким образом, вопрос о продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца должен рассматриваться органом ПФР при подтверждении статуса обучающегося с учетом представленной справки образовательного учреждения».

Как видим, если на момент поступления в вуз ребенку еще не исполнилось 18 лет, то выплата ему пенсии не может быть приостановлена. Если же к этому моменту ему уже есть 18 лет, то ПФР приостановит выплату пенсии по окончании им школы до представления справки из вуза о зачислении на обучение по очной форме. А выплата пенсии будет возобновлена с даты зачисления в вуз.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Выплата пенсии по потери кормильца

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, имею ли я право на получение пенсии по потере кормильца за летние месяцы (июль-август) между окончанием школы и поступлением в вуз? В пенсионном фонде мне сказали, что в течение двух месяцев (июль-август) пенсию выплачивать не будут, хотя я предоставила им справку с места учебы, в которой указано, что я являюсь ученицей школы до 31.08.13. Кроме того во всех вузах приказ о зачислении на 1 курс официально выходит с 01.09.13. Помогите,пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации. Заранее благодарю!

Ответы юристов (1)

Добрый день, Анна! Скажу сразу — отказали без законных на то оснований. У Вас есть возможность получать пенсию по случаю потери кормильца и после месяца окончания обучения в школе еще в июле и августе. Для этого необходима справка из школы о том, что Вы являетесь учащейся 11 класса по очной форме с учетом каникулярного периода до 31.08.2013 г… Обучение на IIII ступени общего образования завершается государственной итоговой аттестацией . (дата конца июня месяца) и каникулярным периодом 31 августа
(Письмо Министерства образования и науки РФ от
04.04.2011 № 03-196 «О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вузы»).
Такую справку как я понимаю Вы и представили в свой пенсионный отдел. С учетом информации из справки Пенсионный фонд должен был не отказать а вынести решение о продлении выплаты пенсии по СПК до конца августа с учетом даты окончания каникул. А когда поступите на очную форму обучения следующей ступени (ВУЗ, коллежд и т.д.), то дополнительно принесете справку об этом с указанием номера и даты приказа о зачислении в число студентов. Как правило приказы о зачислении издаются в конце августа. С даты издания приказа о зачислении в студенты Вы опять будете считаться нетрудоспособной с точки зрения пенсионного законодательства. Тогда не будет перерыва в выплате пенсии по случаю потери кормильца. Думаю, что отказ связан с тем, что до 2012 года в ПФР была другая практика выплаты пенсий по СПК, т.е. без учета каникулярного периода. Видимо специалисты Вашего подразделения ПФР не «держат, что называется, руку на пульсе». Обратитесь с вопросом продления выплаты на прием к начальнику Управления ПФР, лучше одновременно написать соответствующее заявление в произвольной форме, чтобы в любом случае получить письменный ответ. Если не восстановят выплату на июль-август — жалуйтесь в вышестоящую организацию — Отделение ПФР — выплату восстановят. Если нужны еще пояснения, обращайтесь. Удачи.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Выпускник 11 класса является учащимся до31 августа?

подскажите пожалуйста является ли выпускник 11 класса учащимся школы до 31 августа? На основании продолжительности учебного года, периода аттестации и каникулярного периода до 31 августа он учащийся школы. Затем либо студент, либо работник, либо безработный. На каком основании школа не дает справку о том, что учеником школы он яввляется до 31 августа? Мотивация о том, что аттестаты выданы 22 июня не говорит о том, что у выпускника нет никакого статуса до31 авг? Или я не правильно понимаю процесс образования. Вопрос возник с оплатой права на оплату проезда иждивенцу, но на моем предприятии оплачивают при предоставлении такой справки из школы. С уважением, Елена

Уточнение клиента

прошу ознакомиться с «Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.04.2011 № 03-196» в котором указано:

Продолжительность учебного года на третьей ступени общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.

Таким образом, с учетом начала учебного года в общеобразовательных учреждениях 1 сентября срок освоения третьей ступени общего образования истекает 31 августа.

20 Марта 2014, 09:47

Ответы юристов (10)

Елена, добрый день.

Выпускник (учащийся) перестаёт быть таковым с момента как выдан диплом и/или забраны документы со школы.

Согласно ФЗ «Об образовании»

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

Как только освоение программы окончено, о чём выдаётся соответствующий документ — обучающийся перестаёт таковым являться.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с законом об образовании:

Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)
Статья 33.

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Поэтому после выдачи аттестата он уже не будет обучающимся и позиция школы правомерна

После получения документа об образовании статус учащегося утрачивается.

Статья 61 ФЗ «Об образовании».

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:1) в связи с получением образования (завершением обучения);

То есть образовательные отношения заканчиваются получением аттестата.

Статья 61. Прекращение образовательных отношений
1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

4. Основанием для прекращения образовательных отношений являетсяраспорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.

После выдачи аттестата будет приказ об отчислении и поэтому после отчисления никто уже не даст справку о том, что он учащийся

Добрый день, Елена!

Ну разве что будем рассуждать так.

Никакое письмо не может менять положение закона. А закон связывает прекращение статуса обучающегося с получением аттестата и приказом об отчислении.

Елена, Ваше уточнение не относится к данному вопросу. Оно распространяется на процесс обучения. Как только ученик освоил учебный план и получил аттестат, готовятся документы об ОКОНЧАНИИ процесса обучения. Соответственно, с момента подготовки выпускник уже не считается учащимся, поскольку учить в данном образовательном учреждении его больше не будут и не чему.

Вы же когда увольняетесь с работы по собственному желанию — не остаётесь сотрудником до конца года или срока действия договора?!

А данное письмо регулирует именно отношения только во время осуществления образовательной деятельности и является документом, разъясняющим временные рамки процесса ОБУЧЕНИЯ,

В этой связи Департамент считает возможным применить к выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений пункт 47 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71, согласно которому после прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

Учитывая вышеизложенное, выпускник XI (XII) класса общеобразовательного учреждения имеет право на отсрочку от призыва на военную службу до его отчисления из общеобразовательного учреждения, которое может осуществляться, в том числе, по окончании каникул, представленных после государственной (итоговой) аттестации.

Пусть выпускник напишет заявление о предоставлении каникул, сославшись на это письмо.

письмо Министерства образования и науки РФ от 04.04.2011 № 03-196 имеет своей целью применить к выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений пункт 47 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), согласно которому после прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

Выпускник 11 класса считается учеником по ка он обучается, после прекращения обучения он теряет статус ученика, как выше указано коллегами.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период

4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее — каникулярный период), являются для них рабочим временем.

4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

Читайте так же:  Приказ 570 паспортизация

4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

4.5. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Работа педагога на каникулах

В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы образовательной организации в этот период. Процедура распределения рабочего времени на практике вызывает определенные трудности. Нюансов много и вопросы, соответственно, возникают часто. Как установить режим работы педагога на каникулах? Как оплачивать его работу? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Давайте разбираться.

В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?

Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности, устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога, закрепляет право на удлиненный и длительный отпуск.
  2. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно Закону режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени (старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам-организаторам устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю, а учителю-дефектологу, учителю-логопеду — 20 часов в неделю за ставку заработной платы).

Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.

Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».

Каков график работы педагога на каникулах?

Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.

Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:

  • режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).

Что входит в ненормированную часть?

Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.

Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).

Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул. Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

К чему могут привлечь педагога в период каникул?

В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.

Еще больше материалов, в том числе образцы необходимых локальных актов, вы найдете в нашей системе «Директория».

Здесь вы сможете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.