Приказ о наставнике молодого специалиста

Оглавление:

Приказ о назначении наставника

О том, что понимается под наставничеством и какова его цель в организациях, мы рассказывали в нашей консультации.

При внедрении института наставничества работодатели обычно разрабатывают специальный локальный нормативный акт – Положение о наставничестве. Именно этим документом, как правило, определяются особенности функционирования института наставничества в конкретной организации, задачи наставничества, а также права и обязанности наставника.

А как составляется приказ о назначении наставника?

Составляем приказ о назначении наставника

Приказ о назначении наставника (образец приведен ниже) составляется в произвольной форме. В нем указываются Ф.И.О. и должность лица, назначаемого наставником, а также данные о стажере, над которым берется шефство. Данные о стажере могут не приводиться, если наставник назначается ответственным в отношении всех стажеров на данном производственном участке, типе оборудования, виде транспортного средства и т.д. Также приказ может содержать определенные указания наставнику или стажеру. Например, подготовить план стажировки. Хотя если порядок и особенности прохождения стажировки указаны, например, в Положении о наставничестве, дублировать такую информацию в приказе не нужно.

Наставники обычно подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, которые обладают высокими профессиональными качествами, имеют стабильные показатели в работе, а также характеризуются способностью и готовностью делиться своим опытом с новыми работниками.

Если обязанность выступать наставником предусмотрена в трудовом договоре с работником, получать его предварительное согласие не требуется. В противном случае привлечение работника к наставничеству и предшествующее ему издание соответствующего приказа производятся после того, как с работником будет достигнуто соглашение, в т.ч. и по порядку оплаты работы наставника.

С приказом о назначении наставника ознакамливаются под роспись указанные в нем лица.

Приведем для приказа о назначении водителя-наставника образец заполнения.

Положение о наставнике молодого специалиста (малоопытного специалиста) Общие положения

Главная > Документ

Принято на заседании «Утверждено»

педагогического совета Директор ГОУ СОШ № 313

Протокол № ___________ ___________В.Ю.Морозова

от _____________20__ г. Приказ №___от___________

о наставнике молодого специалиста (малоопытного специалиста)

Наставничество- необходимая составляющая программы профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятии для ускорения вовлечения их в трудовой процесс с учетом их индивидуальных наклонностей.

Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет.

Молодой специалист – начинающий учитель, владеющий знаниями основ педагогики по программе вуза, ссуза проявляющий желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Цели и задачи наставничества.

Целью школьного наставничества является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Основными задачами школьного наставничества являются:

привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;

ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Организационные основы наставничества.

Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

Руководство деятельностью наставников осуществляет председатель методического совета школы и председатель методического объединения, в которых организуется наставничество.

Председатель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с председателем методического совета школы и утверждаются на пе6дагогическом совете школы.

Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2-х недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.

Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников школы:

впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

специалистами, имеющими стаж педагогической деятельности не более 3-х лет;

учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике);

учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке из-за большого перерыва педагогической деятельности (более 3-х лет).

Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

перевода на другую работу подшефного или наставника;

привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

психологической несовместимости наставника и подшефного.

Для мотивации деятельности и за успешную работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников.

знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодо специалиста по занимаемой должности;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

вводить в должность;

проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

с согласия методиста (заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУ, руководителя МО) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников;

требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

Обязанности молодого специалиста

Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании методического объядинения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.

В период наставничества молодой специалист обязан:

изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объядинения.

Права молодого специалиста

Молодой специалист имеет право:

вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

защищать профессиональную честь и достоинство;

знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;

повышать квалификацию удобным для себя способом;

требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Руководство работой наставника.

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора, курирующего методическую работу в ОУ.

Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОУ обязан:

представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста со своим наставником;

посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;

определить меры поощрения наставников.

Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений.

Председатель методического объединения обязан:

рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;

провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;

осуществлять систематический контроль работы наставника;

заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по методической работе.

Документы, регламентирующие наставничество.

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

приказ директора образовательного учреждения об организации наставничества;

планы работы педагогического совета, методического совета, Совета наставников(при его наличии), методических объединений;

протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, Совета наставников (при его наличии), методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;

методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней сдает заместителю директора, курирующего методическую работу в ОУ школы следующие документы:

отчет молодого специалиста о проделанной работе;

план профессионального становления с оценкой наставника о проделанной работе и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.

Организация наставничества в школе. Приказ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №__________

«Об организации наставничества»

В целях оказания помощи молодым специалистам и вновь прибывшим педагогам в их профессиональном становлении, а также профессиональной адаптации

1.Организовать наставничество в ГБОУ СОШ № в 2015-16 уч.году над вновь прибывшими педагогами и молодыми специалистами

2. Назначить педагогом-наставником над вновь прибывшим педагогом, молодым специалистом ФИО, учителем физики, педагога-наставника ФИО, заместителя директора по УВР

3. Назначить педагогом-наставником над вновь прибывшим педагогом, молодым специалистом ФИО, учителем биологии, химии, географии, педагога-наставника ФИО, учителя биологии, химии высшей квалификационной категории, методиста первой квалификационной категории

4. Руководствоваться в работе Положением о наставничестве от 28.08.2015г

5. Утвердить план работы с вновь прибывшими педагогами.

6. Руководителям ШМО внести в план работы ШМО мероприятия согласно плану работы с вновь прибывшими педагогами.

7. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.

Материал на тему:
Приказ о назначении наставников молодых специалистов

Приказ о назначении наставников молодых специалистов

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА №4»

О назначении наставников молодых специалистов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

В соответствии с планом работы с педагогическими кадрами муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4», с целью профессионального становления молодых специалистов, повышения уровня их методической, научно-теоретической, психолого-педагогической компетентности, приказываю:

1.1.Учителя начальных классов Таминдарову Л.М. – наставником учителя начальных классов Золотухиной Д.А.

1.2.Учителя биологии Кузнецову Л.С. – наставником учителя химии и биологии Бессоновой Г.А.

1.3.Учителя истории и обществознания Соломенникову М.А. – наставником учителя истории и обществознания Сартасова А.Е.

1.4.Учителя немецкого языка Старыш Л.Н. – наставником учителя английского языка Свердловой К.С.

1.5.Учителя технологии Ледяеву Е.Ю. – наставником учителя изобразительного искусства Ивановой А.Р.

1.6.Учителя-логопеда Гиззатуллину Ч.Ф. – наставником педагога-психолога Шинкаренко Д.А.

1.7.Учителя географии Леухину Л.Е. – наставником учителя биологии Нагорных Е.М.

1.8.Учителя математики Редько В.И. – наставником учителя математики Бахтигараевой И.И.

2.Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Шевчук С.Б.:

2.1.Организовать деятельность педагогов-наставников и молодых специалистов в соответствии с планами индивидуальной работы в соответствии с приложением 1,2,3,4,5,6,7,8.

2.2.Осуществлять контроль деятельности педагогов-наставников.

3.Общий контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор Л.И. Степкина

Приложение 1 к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

от 31.08.2016 № 257

План индивидуальной работы с молодым специалистом Золотухиной Д.А. по адаптации к профессии

Положение о наставничестве

1. Основные положения
Наставничество — необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов и рабочих, далее – молодых специалистов, на предприятии.
Наставничество — индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы на ГосМКБ «Вымпел» и в более полном овладении необходимыми навыками для плодотворного выполнения производственных заданий.
Цель наставничества: тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь предприятия с учетом его индивидуальных наклонностей, закрепление его на предприятии.
2. Наставничество распространяется
Наставничество распространяется на:

  1. начинающих молодых рабочих сроком не более 3-х лет после окончания школы, сроком не более 1-го года после окончания учебного заведения (ПТУ, СПТУ, ТУ);
  2. начинающих молодых специалистов сроком не более 2-х лет после окончания среднего специального учебного заведения сроком не более 1-го года после окончания высшего учебного заведения;
  3. студентов, принятых по контракту.

3. Требования к подбору наставника
3.1. В качестве наставника молодых рабочих может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:

  1. возраст — не моложе 25 лет;
  2. образование — среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее;
  3. стаж работы на предприятии — не менее 3-х лет;
  4. служебный статус — рабочий не ниже IV разряда, специалист не ниже 3 категории;
  5. имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;
  6. имеющий нравственную зрелость (достаточную степень ответственности, долга, осознания своих действий, и т.п.);
  7. не имеющий склонности к пьянству, алкоголизму и наркомании.

3.2. В качестве наставника молодых специалистов может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:

  1. возраст — не моложе 35 лет;
  2. образование высшее;
  3. стаж работы на предприятии — не менее 3-х лет;
  4. служебный статус — специалист или служащий не ниже 2 категории;
  5. умеющий и желающий работать с молодежью;
  6. имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;
  7. имеющий нравственную зрелость;
  8. не имеющий склонности к пьянству, алкоголизму и наркомании.
Читайте так же:  Налог на имущество организаций нулевой

3.3. В качестве коллективного наставника может выступать коллектив кадровых квалифицированных работников, имеющий опыт совместной деятельности не менее 3-х лет, желающий работать с молодежью.
4. Организационное закрепление наставника за молодым работником
4.1 Подбор наставников осуществляется руководителем подразделения совместно с отделом кадров, профсоюзным комитетом и комиссией по работе с молодыми специалистами и рабочими.
4.2 Отдел кадров готовит список наставников и проект приказа для его утверждения.
4.3 Закрепление наставников производится по мере поиска кандидатур посредством приказа по предприятию с указанием формы и размера оплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом.
5. Обязанности наставника
Наставник обязан:
5.1. помогать молодому работнику последовательно и грамотно овладевать своей специальностью, профессией, навыками, приемами, оборудованием и т.д.;
5.2. прививать чувство ответственности за выполненную работу;
5.3. знакомить молодого работника с традициями предприятия, приобщать к общественной жизни предприятия совместно с комиссией по работе с молодыми специалистами и рабочими;
5.4. вести учет проделанной работы и изменений в трудовой жизни своего подопечного в дневнике;
5.5. отчитываться о проделанной работе на заседании Совета наставников с обязательным участием начальника подразделения и начальника структурного подразделения;
5.6. участвовать в принятии решения совместно с руководителем подразделения и Советом молодых специалистов по истечении срока наставничества молодого специалиста.
6. Права наставника
Наставник имеет право:
6.1. Ходатайствовать перед администрацией о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного.
6.2. Ходатайствовать перед квалификационной комиссией о поощрении.
6.3. Ходатайствовать перед квалификационной комиссией о предоставлении возможности молодому рабочему пересдачи экзамена на более высокий разряд, перед аттестационной комиссией — о присвоении молодому специалисту более высокой категории по должности и увеличении размера должностного оклада.
7. Моральное и материальное поощрение наставников
7.1. В целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о его назначении начисляется ежемесячная надбавка к окладу в размере минимального оклада по предприятию — при наличии нескольких подопечных.
7.2. Наставники, победившие в конкурсе на звание «Лучший наставник предприятия» поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса.
7.3. Приказ о поощрении наставников по результатам конкурса на звание «Лучший наставник предприятия» готовит отдел кадров.

Приказ о наставнике молодого специалиста

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

1. Общие положения

1.1. Наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми преподавателями и мастерами п/о, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист – начинающий преподаватель или мастер п/о, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного преподавателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

1.3. Правовой основной института наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целью наставничества в колледже является оказание помощи молодым преподавателям и мастерам п/о их профессиональном становлении, а также формирование в колледже кадрового ядра.

2.2. Основными задачами наставничества являются:

ü привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закреплении педагогических кадров в колледже;

ü ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

ü адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива колледжа и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества.

3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора колледжа по учебно-методической работе и методист.

3.3. Наставника назначают из наиболее подготовленных преподавателей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делится профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе техникума, стаж педагогической деятельности и работе техникума, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и

может иметь одновременно не более двух подшефных.

3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях цикловых комиссий, согласовываются с заместителем директора по учебно-методической работе и утверждается на заседании учебно – методического совета.

Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.

ü впервые принятыми преподавателями и мастерами п/о (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

ü выпускниками непедагогических образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

ü преподавателями (мастерами п/о), переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

4. Обязанности наставника:

ü знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

ü разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

ü изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

ü знакомить молодого специалиста с техникумом, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

ü вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу – предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

ü проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

ü оказать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

ü личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в техникуме, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

ü участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

5. Права наставника:

ü с согласия заместителя директора по УМР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников гимназии;

ü требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста:

6.1. В период наставничества молодой специалист обязан:

ü изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

ü выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

ü постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

ü учиться у наставника передовым методом и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

ü совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

ü периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем цикловой комиссии.

7. Права молодого специалиста:

Молодой специалист имеет право:

ü вносить на рассмотрение администрации гимназии предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

ü защищать профессиональную честь и достоинство;

ü знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

ü посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;

ü повышать квалификацию удобным для себя способом;

ü защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;

ü требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

8. Руководство работой наставника.

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагает на заместителя директора по учебно-методической работе.

8.2. Заместитель директора учебно-методической работе обязан:

ü представить назначенного молодого специалиста коллективу колледжа, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

ü создать необходимые условия для совместимой работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

ü посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

ü организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основан педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

ü изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;

ü определить меры поощрения наставника.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели цикловых комиссий.

Председатель ПЦК обязан :

ü рассмотреть на заседании цикловой комиссии индивидуальный план работы наставника;

ü провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

ü обеспечить возможность осуществления наставника своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;

ü осуществлять систематической контроль работы наставника;

ü заслушать и утвердить на заседании цикловой комиссии отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УМР.

9. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

ü Настоящее положение;

ü Приказ директора техникума об организации наставничества;

ü Протоколы заседаний ШМС, ПЦК (на которых рассматривались вопросы наставничества)

Приказ и Положение прокуратуры Орловской области от 26.10.2016 № 426-к «Об утверждении Положения об организации наставничества и Программы обучения молодых специалистов в органах прокуратуры Орловской области»

В целях упорядочения работы по профессиональному становлению прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры, формирования у них правосознания и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, приобретения ими необходимых знаний законодательства, практических умений и навыков его применения, руководствуясь статьей 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2012 № 467 «Об утверждении Типового положения об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации», от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» (с изменениями, внесенными приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.09.2012 № 308),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о наставничестве в органах прокуратуры Орловской области (далее — Положение) и Программу обучения молодых специалистов в органах прокуратуры Орловской области (далее — Программа).

2. Районным, межрайонным и специализированным прокурорам области (далее — межрайпрокурор) организовать работу по профессиональному становлению прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры, в строгом соответствии с Положением. Процесс обучения молодых специалистов по всем направлениям прокурорской деятельности планировать в соответствии с утвержденной Программой.

2.1. Во исполнение требований Положения закреплять за работниками, не обладающими трудовым стажем прокурорской деятельности, в качестве наставников наиболее опытных и профессионально подготовленных работников прокуратуры со стажем прокурорской деятельности, как правило, не менее пяти лет, склонных к воспитательной работе и не имеющих действующих дисциплинарных взысканий.

2.2.Межрайпрокуроры издают приказ (распоряжение) о назначении наставника за работником.

2.3.Межрайпрокурорам совместно с наставником и молодым специалистом в 2-х недельный срок осуществлять подготовку индивидуального плана обучения и воспитания работника. Копии приказов (распоряжений) о закреплении наставника, индивидуального плана, подписанного работником, его наставником, и утвержденного межрайпрокурором, в тот же срок направлять в кадровое подразделение прокуратуры области.

2.4.По окончании 6-ти месячного срока обучения представлять работника к аттестованию в порядке, предусмотренном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.06.2012 № 242 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

2.5. Справку о выполнении работником индивидуального плана обучения и воспитания, отзыв о прохождении им предаттестационной стажировки в аппарате прокуратуры Орловской области, а также отчет об итогах наставничества направлять в кадровое подразделение прокуратуры Орловской области вместе с аттестационным листом к первому числу месяца, на который в соответствии с утвержденным планом работы аттестационной комиссии назначена аттестация работника.

2.6. После успешного аттестования работника при непосредственном участии наставника составлять на оставшийся период текущего года индивидуальный план учебы, который должен быть утвержден межрайпрокурором. Копию плана, а также итоговый отчет наставника, составленный им по окончании срока наставничества, направлять в кадровое подразделение прокуратуры области.

3. Считать утратившими силу приказ прокурора Орловской области от 15.02.2013 № 44-к «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах прокуратуры Орловской области».

С приказом ознакомить заместителей прокурора области, старших помощников прокурора области, руководителей структурных подразделений аппарата, межрайпрокуроров и довести до сведения всех работников прокуратуры Орловской области.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса И.В. Полуэктов

УТВЕРЖДЕНО
приказом прокурора
Орловской области
от 26.10.2016 № 426-к

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации наставничества
в прокуратуре Орловской области

Настоящее Положение вводится во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2012 № 467 «Об утверждении Типового положения об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации» и устанавливает основные требования к организации и проведению данной работы в прокуратуре Орловской области, права, обязанности прокурорских работников, которыми и в отношении которых осуществляется наставничество.

Осуществление наставничества высокопрофессиональными прокурорскими работниками, примерно исполняющими свой служебный долг, при тесном сотрудничестве с ветеранами органов прокуратуры позволит правильно организовать становление молодых прокурорских работников, в полной мере использовать возможности для передачи необходимых им практических навыков, формировать у них добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей.

1. Цели и задачи наставничества

1.1 Целью наставничества в органах прокуратуры Орловской области является формирование у прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры (далее — работники), правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания высокого авторитета органов прокуратуры Орловской Российской федерации; оказание методической и практической помощи работникам в их профессиональном становлении; формирование кадрового состава, способного обеспечить решение задач, возложенных на органы прокуратуры государством и обществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

1.2 Основными задачами наставничества являются:

  • оказание помощи в адаптации работников к службе в органах прокуратуры;
  • ускорение и оптимизация процесса развития профессиональных навыков и профессионального мастерства;
  • формирование непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям;
  • развитие способности к преодолению трудностей, самостоятельному и качественному выполнению в любых условиях возложенных на работника обязанностей в соответствии с занимаемой должностью;
  • формирование мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебных обязанностей, соблюдению этики и культуры в работе, стремления к постоянному достижению высоких результатов в работе;
  • воспитание у работников интереса к службе в органах прокуратуры, порученному делу и стремления к строгому соблюдению Присяги прокурора, Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, усвоению лучших традиций службы в органах прокуратуры Орловской области, а также внимательного и уважительного отношения к гражданам, осознания личной ответственности за выполнение служебных обязанностей и задач, стоящих перед прокуратурой Российской Федерации.
Читайте так же:  Прививкам нет заявление в прокуратуру

1.3 Задачи наставничества реализуются посредством взаимодействия руководства прокуратуры области, руководителей структурных подразделений аппарата и межрайпрокуроров, наставников, представителей ветеранской организации.

2. Организация наставничества

2.1 Наставничество в отношении работников прокуратуры Орловской области, не обладающих трудовым стажем прокурорской деятельности, выполняется в рамках индивидуальной воспитательно-педагогической работы наиболее опытными прокурорскими работниками, пользующимися авторитетом в коллективе, имеющими стабильно высокие показатели в работе, достаточный жизненный опыт, склонность к воспитательной работе, стаж прокурорской деятельности, как правило, не менее пяти лет и не имеющих действующих дисциплинарных взысканий.

Количество работников, в отношении которых осуществляется наставническая деятельность, как правило, не должно превышать двух человек одновременно у одного наставника.

2.2 Наставничество с указанием конкретного наставника по отношению к каждому работнику оформляется приказом (распоряжением) межрайпрокурора не позже чем через две недели после назначения на должность работника.

В отношении работников, проходящих службу в аппарате прокуратуры области, назначение наставников осуществляется приказом прокурора Орловской области.

2.3 Наставничество устанавливается на срок от шести месяцев до одного года с момента издания приказа (распоряжения) о назначении наставника.

В срок наставничества не включается период временной нетрудоспособности работника, нахождения его в ежегодном и ином отпуске.

2.4 Замена наставника производится в случаях:

а) увольнения наставника или исключения его из списка личного состава;

б) перевода на другую работу наставника или работника;

в) привлечения наставника к уголовной ответственности;

г) письменного заявления наставника об отстранении его от наставнической деятельности в целом или в отношении конкретного работника;

д) письменного заявления работника о замене наставника (без указания причин);

е) индивидуальной несовместимости наставника и работника (определяется по согласованию межрайпрокурора со старшим помощником прокурора области по кадрам);

ж) в иных случаях, когда в силу объективных обстоятельств, изменения обстановки или в результате каких-либо морально-психологических аспектов деятельность прокурорского работника в качестве наставника не может повлечь достижения в надлежащем объёме целей и задач, установленных настоящим Положением.

Замена наставника — работника, проходящего службу в межрайпрокуратуре производится на основании приказа межрайпрокурора.

2.5 Подведение итогов наставничества в предаттестационный период осуществляется в структурных подразделениях аппарата и межрайпрокуратурах ежемесячно. После первичной аттестации итоги наставничества подводятся по истечении его срока, определённого соответствующим приказом (распоряжением).

2.6 Документооборот, связанный с наставничеством, вести согласно Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации с формированием дела (с присвоением отдельного индекса) и включением его в номенклатуру дел.

3. Координацию деятельности наставников, организацию мероприятий по обучению наставников передовым формам работы, а также распространение положительного опыта возложить на старшего помощника прокурора области по кадрам.

Старший помощник прокурора области по кадрам осуществляет содействие руководителям структурных подразделений аппарата и межрайпрокуратур области в планировании наставнической деятельности, готовит предложения по ее совершенствованию, изучает положительный опыт, оказывает методическую и практическую помощь наставникам.

Старший помощник прокурора области по кадрам вносит предложения прокурору Орловской области о поощрении наставников, образцово выполняющих служебный долг при осуществлении наставничества.

4. Обязанности и права наставника

При осуществлении наставнической деятельности в целях подготовки к первичной аттестации работника и его дальнейшего профессионального становления наставник обязан:

  • в соответствии с Программой обучения молодых специалистов в органах прокуратуры Орловской области разрабатывать совместно с непосредственным руководителем работника индивидуальный план обучения и воспитания (приложение № 1) и представлять на утверждение межрайпрокурору, начальнику структурного подразделения аппарата;
  • знать требования законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, определяющих права и обязанности работника по занимаемой должности, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки прокурорских работников;
  • изучать личные и деловые качества работника, его психологические характеристики, особенности характера, увлечения и склонность к определённому виду профессиональной деятельности;
  • личным примером способствовать развитию положительных качеств работника, содействовать формированию его профессионального кругозора, положительных моральных качеств и соблюдению норм этики прокурорского работника;
  • оказывать работнику помощь в овладении избранной профессией по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в соответствующей сфере, поддержанию государственного обвинения, обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и по иным направлениям служебной деятельности, в изучении нормативных документов, организации работы и рабочего места, в исправлении допущенных ошибок;
  • контролировать ведение работником индивидуального плана обучения, еженедельно внося записи о своём ознакомлении с содержанием дневника и письменные рекомендации работнику;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью работника, вносить предложения межрайпрокурору, начальнику структурного подразделения аппарата о его поощрении или применении к нему мер дисциплинарного воздействия;
  • перед первичной аттестацией работника докладывать в коллективе о выполнении работником плана индивидуального обучения, при первичной аттестации — аттестационной комиссии результаты наставнической работы;
  • составлять отчёты об итогах наставничества перед первичной аттестацией работника и по истечении срока наставничества, установленного приказом или распоряжением (приложение № 2);
  • по результатам аттестации совместно с работником составлять индивидуальный план учебы на текущий год и контролировать своевременность и полноту его выполнения.

Наставник имеет право:

  • информировать руководителя о процессе овладения работником профессиональными знаниями и практическими навыками, его дисциплине и поведении.

5. Обязанности и права работника

5.1 В процессе совершенствования профессионального мастерства работник обязан:

  • изучать требования законодательства, организационно-распорядительных документов, определяющих права и обязанности прокурорского работника по занимаемой должности, основы прохождения службы, профессиональной подготовки прокурорских работников;
  • выполнять индивидуальный план обучения и воспитания в установленные сроки и с надлежащим качеством;
  • в период до первичной аттестации вести дневник выполнения индивидуального плана работы, еженедельно отражая в нём сведения о своей деятельности, представлять дневник по требованию межрайпрокурора, непосредственному начальнику, работникам кадрового подразделения прокуратуры области, своему наставнику;
  • непосредственно перед первичной аттестацией составлять отчёт о проделанной работе, а также составлять отчёт по итогам года, в течение которого в отношении его осуществлялось наставничество.

5.2. Работник имеет право совместно с наставником докладывать межрайпрокурору, руководителю структурного подразделения аппарата информацию об овладении профессиональными знаниями и практическими навыками.

6. Руководство наставничеством

6.1 Общее руководство наставничеством осуществляется прокурором Орловской области или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, а также старшим помощником прокурора области по кадрам.

6.2 Непосредственное руководство наставничеством осуществляется:

  • в межрайпрокуратурах — соответствующими межрайпрокурорами;
  • в аппарате прокуратуры области — начальниками соответствующих структурных подразделений.

6.3 Руководители, осуществляющие непосредственное руководство наставничеством, обязаны:

  • объявить приказ (распоряжение) о закреплении за работником наставника;
  • создать необходимые условия для совместного прохождения службы работника с закрепленным за ним наставником, выполнения им соответствующих служебных задач, обстановку доброжелательности и требовательности, ответственности за исполнение возложенных обязанностей, надлежащий морально-психологический климат в коллективе;
  • оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов работы с наставляемыми работниками;
  • осуществлять контроль за выполнением наставником и работником своих обязанностей;
  • организовывать подведение итогов по результатам наставничества перед первичной аттестацией и в дальнейшем после истечения года с момента назначения наставника;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества.

6.4 На кадровое подразделение прокуратуры области возлагается:

  • проведение перед первичной аттестацией итогового собеседования с целью проверки степени подготовки работников к самостоятельной работе;
  • изучение полноты выполнения индивидуальных планов обучения и воспитания, письменных рекомендаций наставников и непосредственных руководителей, протоколов заслушивания работников перед первичной аттестацией;
  • изучение отчетов об итогах наставничества;
  • подготовка заседаний аттестационной комиссии прокуратуры области по вопросам профессиональной подготовки работников, впервые поступивших на службу, и степени помощи, оказываемой им наставниками;
  • ежегодное изучение и обобщение эффективности работы по организации наставничества, обеспечение распространения и внедрения в практику положительного опыта.

7. Стимулирование работы наставников

7.1 3а образцовое выполнение служебного долга при осуществлении наставничества, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание работников к наставникам могут быть применены меры поощрения, установленные федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

7.2 Исполнение обязанностей по наставничеству учитывается при аттестации, решении вопросов об установлении наставнику доплаты за сложность и напряженность и высокие достижения в службе, о размере премирования и о включении в резерв кадров для выдвижения.

УТВЕРЖДАЮ
_____________________________
(должность)
_____________________________
(классный чин)
_____________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
«_____» ___________ 20__ г.

Индивидуальный план обучения и воспитания работника
______________________________________________________________
(должность, классный чин, фамилия, имя, отчество)
под руководством наставника ____________________________________
(должность, классный чин, фамилия, имя, отчество)

Продолжительность наставничества с «___» _________20__ г. по «___» _________20__ г.

Основание: _____________________________________________________
(дата издания приказа (распоряжения), его номер и название)

Отметки о выполнении

Ознакомление с межрайпрокуратурой (структурным подразделением аппарата) его структурой, задачами и особенностями службы

Изучение личности работника, социально-бытовых условий места его работы

Организация изучения нормативной правовой базы, служебных обязанностей и порядка их выполнения

Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебной документации

Организация изучения профессиональных и этических основ службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками служебной деятельности

Проверка готовности молодого специалиста к практическому выполнению служебных обязанностей

Наставник ______________________________________________________
(должность, классный чин, подпись, инициалы, фамилия наставника)

Межрайпрокурор ________________________________________________
(должность, классный чин, подпись, инициалы, фамилия)

УТВЕРЖДАЮ
_____________________________
(должность)
_____________________________
(классный чин)
_____________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
«_____» ___________ 20__ г.

Отчет
об итогах наставничества
______________________________________________________________
(должность, классный чин, фамилия, имя, отчество)

Год рождения _________ Образование_________________________________
Период наставничества с «___» _________20__ г. по «___» _________20__ г.
Итоги наставничества:

_____________________________________________________________________________
(должность, классный чин, инициалы, фамилия, подпись наставника)
_____________________________________________________________________________
(должность, классный чин, инициалы, подпись руководителя подразделения)
«_____» __________________ 20___ г.

1. В разделе «Итоги наставничества» указываются сведения:

  • о выполнении индивидуального плана обучения и воспитания работника;
  • о количестве и качестве подготовленных работником документов, исполненных поручений;
  • об отношении работника к службе и о знании им нормативных правовых актов, должностных обязанностей;
  • о личностных качествах, проявленных работником в период наставничества;
  • об участии в общественной, спортивной жизни коллектива и т.д.

2. В разделе «Вывод» указывается согласованное мнение наставника и межрайпрокурора (руководителя структурного подразделения) о готовности работника самостоятельно исполнять служебные обязанности по занимаемой должности, обязательные рекомендации по совершенствованию профессионального мастерства.

УТВЕРЖДЕНА
приказом прокурора
Орловской области
От 26.10.2016 № 426-к

ПРОГРАММА
обучения молодых специалистов в органах прокуратуры
Орловской области

Настоящая программа рассчитана на профессиональную под­готовку молодых специалистов органов прокуратуры Орловской области со стажем ра­боты до 3 лет, от которых требуются прочные и углубленные знания законодательства и приобретение навыков его применения, овла­дение тактикой и методикой проведения прокурорских проверок, рассмотрения и разрешения обращений граждан, участия в судебных процессах.

Молодой специалист до аттестации на соответствие занимаемой долж­ности помощника прокурора (не менее 6 месяцев) осуществляет выполне­ние служебных обязанностей под непосредственным руководством межрайпрокурора и наставника, назначаемого из числа наиболее ква­лифицированных работников прокуратуры по индивидуальному плану обучения и воспитания и в соответствии с настоящей Программой. Затем в течение трех лет продолжает углубленное изучение нормативных правовых источников, другой специальной юриди­ческой литературы, методических рекомендаций, правоприменительной практики по всем видам прокурорской деятельности.

Обучение молодых специалистов организуется в целях их адаптации к прокурорской деятельности, приобретения необходимых практических навыков, повышения квалификации и профессионального роста.

В целом профессиональная подготовка должна соответствовать сле­дующим критериям:

  • быть ориентированной на расширение общего кругозора и углубление познаний по конкретному направлению прокурорской деятельности;
  • тесно увязываться с прокурорской и судебной практикой; быть непрерывной;
  • содержать элементы обучения практике использования в рабо­те современных технических средств (персональные компьютеры, правовые информационные программы и т.п.);
  • быть единой (по основным параметрам) для всех отраслевых подразделений органов прокуратуры.

Общее руководство подготовкой молодых специалистов в межрайпрокуратурах возлагается на руководителей этих прокуратур, которые несут ответственность за правильную организацию учебы подчиненных.

В соответствии с Положением о наставничестве в органах прокуратуры Орловской области межрайпрокурор обязан:

  • закрепить за молодым специалистом, не обладающим стажем прокурорской деятельности, в качестве наставника наиболее опытного и профессионально подготовленного работника прокуратуры;
  • организовать процесс непрерывного обучения молодого специалиста и контролировать это обучение;
  • оказывать молодым специалистам необходимую методическую помощь в организации учебы (включая создание необходимых условий труда и надлежащих условий для самоподготовки, изучения и решения проблемных вопросов прокурорской практики), давать рекомендации и индивидуальные задания по более целесообразному и качественному изучению необходимых для работы тем, по включению их в индивидуальный план обучения и воспитания работника, передавать свой опыт;
  • проявлять заботливое отношение к каждому молодому специалисту, внимательно изучать его достоинства и недостатки, всемерно и терпеливо помогать ему в повышении профессионального уровня, в совершенствовании юридических знаний, в овладении специальностью и исправлении допускаемых ошибок;
  • привлекать к работе с молодыми специалистами ветеранов органов прокуратуры;
  • принимать все необходимые меры к недопущению необоснованных увольнений молодых специалистов из органов прокуратуры, создавать им необходимые условия для их профессионального роста и продвижения по службе.

На первоначальном этапе молодой специалист выполняет функции помощника прокурора при непосредственном участии наставника по составленному индивидуальному плану обучения и воспитания.

С целью оказания практической помощи в овладении специальностью, в увязывании изученных теоретических вопросов с практической деятельностью, а также изучения индивидуальных способностей, интересов и склонностей применительно к прокурорской деятельности, за каждым молодым специалистом приказом (распоряжением) межрайпрокурора закрепляется наставник. Наставник должен воспитывать в молодом специалисте принципиальность и ответственность в практической работе, нетерпимость к нарушениям служебного долга и безупречность в поведении, внимательно просматривать составленные молодым специалистом документы, указывать ему на допущенные ошибки, предлагать способы оптимизации работы.

Процесс обучения предполагает следующие основные формы работы по по­вышению квалификации молодого специалиста:

  • составление наставником совместно с непосредственным руководителем (при участии молодого специалиста) индивидуального плана обучения и воспитания и утверждение его у межрайпрокурора;
  • привлечение молодого специалиста к активному участию в учебе, проводимой в межрайпрокуратуре по планам семинарских занятий; подготовке выступлений с докладами по конкретным темам, проведению обзоров законодательства или судебной практики;
  • систематическую самостоятельную подготовку молодого специалиста согласно утвержденному индивидуальному плану обучения и воспитания;
  • постоянный контроль руководителя прокуратуры, в том числе осуществление спроса за реализацию полученных знаний на практике, ежемесячное заслушивание на оперативном совещании молодого специалиста о выполнении им индивидуального плана и повышении уровня юридических знаний;
  • прохождение предаттестационной подготовки в прокуратуре Орловской области, как правило, по истечении 3 месяцев работы с проведением итогового тестирования;
  • контроль результатов обучения путем итогового собеседования и проверки степени подготовки молодого специалиста к первичной аттестации у старшего помощника прокурора области по кадрам за месяц до аттестации.

В целях освоения организации работы молодой специалист обязан:

  • изучить приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Орловской области, рекомендации и другую методическую литературу по всем отраслям прокурорского надзора;
  • овладеть методикой и тактикой осуществления надзора, проведения надзорных проверок (для этого необходимо изучить методические пособия, практические рекомендации и другие подобные разработки), навыками составления документов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, подготовки обзоров, анализов, справок по вопросам прокурорской деятельности;
  • использовать информацию о состоянии законности в определенной сфере отношений и в большей степени информацию о непреступных нарушениях законов в органах, учреждениях, предприятиях, организациях, других хозяй­ствующих субъектах, которые являются объектами надзорной деятельности;
  • уметь правильно планировать работу с учетом мероприятий, содержащихся в планах работы прокуратуры, заданий и поручений руково­дителей, жалоб и заявлений, находящихся в производстве, рационально распределять весь объем работы и свое рабочее время;
  • обладать навыками составления деловых бумаг (запросов, писем, спра­вок, проектов актов прокурорского реагирования) и др.
Читайте так же:  Ходатайство в следственный комитет

В процессе исполнения служебных обязанностей молодые специалисты в течение 6 месяцев должны ознакомиться:

  • со всеми направлениями прокурорской деятельности,
  • с организацией работы межрайпрокуратуры;
  • с основными принципами статистического анализа;
  • с делопроизводством в органах прокуратуры Российской Федерации;
  • с организацией систематизации действующего законодательства;
  • с порядком работы прокурора с обращениями граждан и должностных лиц;
  • с особенностями работы АИК «Надзор»;
  • с организацией работы по правовому просвещению, а также особенностями взаимодействия прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью.

Кроме того, каждый молодой специалист должен получить необходимые навыки подготовки материалов о результатах надзорной деятельности прокуратуры; в общении с представителями средств массовой информации и общественностью, уметь выступать с лекциями и беседами в различных аудиториях.

Надзор за соблюдением федерального законодательства

Молодой специалист должен знать основные направления и предметы этого надзора, а именно: надзор за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан, надзор за исполнением законов в сфере экономики, экологической сфере.

С этой целью молодой специалист должен:

  • изучить основные приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Орловской области, методические рекомендации о получении информации, проведении проверок по надзору за законностью правовых актов, издаваемых органами власти, местного самоуправления, их должностными лицами; исполнением законов в социальной сфере и сфере экономики, за исполнением природоохранного, земельного и градостроительного, налогового, таможенного, трудового, банковского и административного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, бюджетного законодательства, о закупках, о собственности, законодательства о регулировании оборота спирта и алкогольной продукции; проанализировать информационные письма по этим вопросам;
  • освоить методы прокурорского надзора за исполнением законов органами представительной и исполнительной власти, управления и контроля, местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; приобрести навыки организации проведения проверок, получения информации о нарушениях, требующих прокурорского вмешательства, подготовки документов прокурорского реагирования;
  • научиться анализировать состояние законности и прокурорского надзора, в том числе статистическую информацию органов статистического наблюдения, государственного и муниципального контроля и надзора, информацию этих органов, а также средств массовой информации, размещенную в сети Интернет;
  • принять участие в проверках законности правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, контролирующих органов, по результатам которых самостоятельно подготовить проекты соответствующих актов прокурорского реагирования; принять участие в их рассмотрении.

Надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной
деятельностью правоохранительных органов

Молодой специалист должен знать, что основным направлением деятельности данного надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность.

Молодой специалист должен освоить формы и методы проку­рорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Для освоения этого на­правления работы межрайпрокурор, наставник совместно с молодым спе­циалистом проводят проверки законности деятельности органов дознания и предварительного следствия.

С этой целью молодой специалист должен:

  • изучить руководящие приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Орловской области;
  • по поручению межрайпрокурора участвовать в проведении проверок, проводимых наставником (или самостоятельно проводить проверки) органов внутренних дел, территориальных органов дознания управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, территориальных органов дознания Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Орловской области — при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
  • осуществлять проверку материалов об отказе в возбуждении уголовных дел и уголовных дел, приостановленных и прекращенных производством. По результатам этой работы самостоятельно готовить проекты постановлений об отмене необоснованных и незаконных решений;
  • участвовать в проверках законности задержания подозреваемых по уголовным делам и содержания их в ИВС;
  • по поручению межрайпрокурора изучать уголовные дела, материалы доследственных проверок, в связи с поступлением и разрешением обращений депутатов федеральных и местных законодательных органов и жалоб граждан, с составлением проектов итоговых документов;
  • изучить организацию работы межрайпрокуратуры по исполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 636 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971», указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.10.2008 № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения», от 12.03.2009 № 68/35 «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств»;
  • по поручению межрайпрокурора участвовать в рассмотрении и организации проверок обращений граждан, организаций и предприятий по вопросам нарушения требований законов на стадии досудебного производства. Участвовать в приеме граждан по этим вопросам;
  • принимать участие в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователей об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. По результатам судебного заседания составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству.

Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

Молодой специалист должен получить представление об организации деятельности прокуратуры по основным направлениям надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и практическом осуществлении прокурорскими работниками служебных обязанностей в данной сфере.

С этой целью молодой специалист должен:

  • принять участие в проверке соблюдения требований законодательства о несовершеннолетних в территориальных подразделениях органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, службы занятости, муниципальных органах управления образованием, органах здравоохранения, органах по делам молодёжи;
  • принять участие в проверке деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел в части ведения ими индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (с изучением учётно-профилактических дел и учётно-профилактических карточек), организации общепрофилактических мероприятий и межведомственного взаимодействия, осуществления административной практики;
  • подготовить проект представления об устранении нарушений закона в данной сфере руководителю органа местного самоуправления, поднадзорного органа или учреждения (при наличии оснований); принять участие в рассмотрении представления прокурора;
  • подготовить проект заявление прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних (при наличии оснований);
  • присутствовать на заседании районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принять участие в рассмотрении комиссией дел об административных правонарушениях;
  • проверить законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного расследования, прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетних;
  • проверить соблюдение требований уголовного и уголовно- процессуального законодательства, конституционных прав несовершеннолетних при изучении материалов направленного прокурору с обвинительным заключением (обвинительным актом) уголовного дела по обвинению несовершеннолетнего;
  • принять участие в разрешении поступивших в прокуратуру обращений о нарушении требований законодательства о несовершеннолетних, прав семьи и детей;
  • провести анализ состояния преступности несовершеннолетних, защиты детей от преступных посягательств, координации работы по противодействию преступности.

Надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний

Молодой специалист должен знать предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, овладеть спецификой осуществления прокурорских проверок исполнения наказаний в виде лишения свободы, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, порядка контроля за поведением осужденных условно, наказание которым отсрочено, а также условий и порядка содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

С этой целью молодой специалист должен:

  • освоить методику проверки исполнения законов администрациями мест лишения свободы и уголовно-исполнительных инспекций, в том числе в части законности содержания осужденных в пенитенциарных учреждениях и освобождения из них, режима отбывания наказания, воспитательной работы, применения мер поощрения и взыскания, рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб, материально-бытового и медико — санитарного обеспечения, питания, организации и охраны труда, порядка начисления заработной платы;
  • принять участие в проверках состояния законности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, рассмотрении жалоб осужденных, арестованных и их представителей, а также в личном приеме этих лиц;
  • изучить основные критерии состояния законности в УФСИН России по области, филиалах уголовно — исполнительной инспекции, подразделениях органов внутренних дел и иных организациях и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, научиться их анализировать.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами

Молодой специалист первоначально участвует в судебном разбирательстве уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести, а по мере приобретения профессиональных навыков — в судебном разбирательстве уголовных дел всех категорий тяжести.

В целях повышения своего профессионального уровня молодой специалист должен обязательно изучить тезисы выступлений опытных прокурорских работников, предварительно изучив материалы уголовного дела; принять участие в рассмотрении уголовного дела по которому государственное обвинение поддерживает наставник, либо опытный работник, сделать выписки из конспекта обвинительной речи последнего.

В порядке подготовки к участию в судебном разбирательстве по уголовному делу молодой специалист:

  • проверяет полноту и всесторонность расследования, соблюдения законности при производстве дознания и предварительного следствия, обращая внимание на соблюдение принципов допустимости и достаточности доказательств;
  • делает выписки из материалов дела,
  • изучает специальную литературу, нормативные материалы и судебную практику применительно к конкретной категории дел.

Молодой специалист готовит по уголовному делу с его участием проект своей речи в судебных прениях в письменном виде, текст которой согласовывается с наставником.

Межрайпрокурор или наставник осуществляют проверку работы государственного обвинителя по обеспечению участия в рассмотрении уголовного дела судом непосредственно в судебном заседании с последующим анализом.

Участвуя в рассмотрении уголовных дел в суде, молодой специалист:

  • в апелляционный срок проверяет законность судебных решений по уголовным делам, рассмотренным с его участием;
  • в установленный законом срок знакомится с протоколом судебного заседания и подает на него замечания при наличии к тому оснований;
  • готовит апелляционное представление на каждый неправосудный приговор (постановление, определение) суда, постановленный по уголовным делам, рассмотренным с его участием,
  • знакомится с жалобами участников процесса и при необоснованности поданных жалоб готовит на них мотивированные возражения,
  • принимает участие в рассмотрении уголовного дела в группе с опытным работником межрайпрокуратуры.

В обязательном порядке и в последующем систематически молодые сотрудники изучают судебно-следственную практику, при необходимости готовят проекты апелляционных представлений, а также проекты кассационных представлений и ходатайств об их принесении.

Участие прокурора в гражданском и административном процессе

Обеспечивая участие прокурора в гражданском и административном процессе, молодой специалист:

  • знакомится в суде с гражданскими и административными делами, назначенными к разбирательству, изучает законодательство и судебную практику, готовится к судебному заседанию; намечает вопросы и юридически значимые обстоятельства, подлежащие выяснению в суде ;
  • участвует в судебном разбирательстве дел, инициированных прокурором (по искам и заявлениям прокурора), а также дел, обязательное участие прокурора в которых предусмотрено законом;
  • по результатам обеспечения участия по гражданским и административным делам готовит проект заключения по делу, согласовывает позицию с наставником, курирующим заместителем прокурора района либо прокурором района;
  • в установленные законом сроки проверяет законность судебных решений по гражданским и административным делам, рассмотренным с его участием; в обязательном порядке предварительно изучает протоколы судебных заседаний, при несогласии должен подготовить замечания на них.
  • при несогласии с постановленным судом решением и при наличии оснований готовит апелляционные представления в

судебную коллегию по гражданским делам либо в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда; при согласии с судебным решением готовит мотивированные возражения на апелляционные жалобы сторон;

В исковой работе:

  • изучает материалы проверки, юридически значимые обстоятельства;
  • определяет способ защиты нарушенного права;
  • должен знать сроки исковой давности, иные процессуальные сроки, правильно их применять.
  • должен знать установленный законом порядок сбора и фиксации доказательств;
  • оценивает имеющиеся доказательства, их относимость и допустимость;
  • определяет надлежащего ответчика по делу, проверяет доводы ответчика, а также наличие спора.
  • изучает проекты исковых заявлений (заявлений) либо по поручению прокурора готовит исковые заявления (заявления), по материалам и заявлениям, учитывая процессуальные полномочия прокурора;
  • готовится к судебному процессу, тщательно продумывает тактику предоставления суду собранных доказательств;
  • обеспечивает участие в суде при поддержании требований искового заявления (заявления);
  • должен знать нормы процессуального права;
  • определить методику допроса лиц, участвующих в деле;
  • в случае вынесения судом решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований изучить судебное решение; при наличии оснований подготовить проект апелляционного представления, согласовав его с наставником, курирующим заместителем либо прокурором района.
  • В случае вынесения судом решения об удовлетворении требований прокурора и при поступлении апелляционных жалоб- подготовить возражения на жалобу стороны. Предварительно изучить протоколы судебных заседаний, при несогласии подготовить замечания на них.

Кроме этого,

  • формирует наблюдательные производства по делам, рассмотренным с его участием;
  • анализирует практику участия прокурора по отдельным категориям гражданских и административных дел, рассмотрения судами исковых заявлений (заявлений) прокурора, допущенные ошибки.

В последующем молодые специалисты на постоянной основе изучают судебную практику, методические рекомендации, подготовленные отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Межрайпрокурор, работник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе проводят подготовку молодого специалиста по организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с разработанным планом.

Участие прокурора в арбитражном процессе

Молодой специалист должен:

  • изучить требования арбитражного процессуального законодательства (нормативные документы, предусмотренные соответствующими разделами Плана подготовки), предъявляемые к исковым заявлениям (заявлениям) прокурора в защиту интересов государства и общества, подведомственным арбитражному суду;
  • приобрести навыки подготовки проектов исковых заявлений и заявлений о привлечении индивидуальных предпринимателей и иных субъектов к административной ответственности, направляемых в арбитражные суды непосредственно межрайпрокурорами (ст.ст. 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
  • изучить судебную практику;
  • уметь правильно определять подведомственность дел арбитражному суду;
  • знать сроки исковой давности, иные процессуальные сроки.
  • знать установленный законом порядок сбора и фиксации доказательств по заявлениям прокуроров о привлечении индивидуальных предпринимателей и иных субъектов к административной ответственности;
  • при самостоятельном участии в суде — согласовать позицию с отделом прокуратуры области;
  • в случае вынесения судом решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований изучить судебное решение; при наличии оснований подготовить проект апелляционного представления, согласовав его с наставником, курирующим заместителем либо прокурором района.
  • В случае вынесения судом решения об удовлетворении требований прокурора и при поступлении апелляционных жалоб- подготовить возражения на жалобу стороны. Предварительно изучить протоколы судебных заседаний, при несогласии подготовить замечания на них
  • изучить методические рекомендации, информационные письма подготовленные отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Старший помощник прокурора
Орловской области по кадрам
старший советник юстиции Ю.А. Блынская