Стандартный договор грузоперевозки

Договор перевозки.

Договор перевозки — двустороннее соглашение, при котором перевозчик должен доставить, порученный ему отправителем груз, в согласованное место назначения и отдать его лицу, которое наделено правами на его получение.

Предоставляться такие услуги могут с помощью автомобильного, морского, железнодорожного или речного транспорта. Отправитель при этом должен оплатить перевозчику его работу.

Этот договор является юридическим документов, который регулирует процесс перемещения грузов или людей по указанному маршруту посредством транспортных средств. Его заключает любое заинтересованное в перевозке лицо с организацией или частным предпринимателем, у которых есть законные права по транспортировке груза или лицензия.

Объектами перевозки являются грузы, почта, люди или багаж. Договор перевозки может заключаться на один раз или на длительное время. Предоставляемый срок на оказания таких услуг определяется условиями договора, уставами или просто высчитывается по реальным нормам.

Услуги договора перевозки включают транспортировку, хранение и выдачу груза, а иногда даже погрузку, разгрузку, упаковку и взвешивание.

Перемещение груза от отправителя к получателю оформляется накладной. Такой тип публичного договора всегда составляется в письменной форме. В нем указываются название предприятия по предложению транспортных услуг, ФИО и должность представляющего его лица, основание для проведения данных действий, а также данные отправителя.

В договоре, в основном, описывается груз, место его назначения, ФИО и должность уполномоченного лица для получения груза, документы, которые должен показать получатель для вручения груза, место передачи.

Также можно обговорить пункт погрузки груза, срок на выполнения услуги, сумму оплаты за перевозку и дополнительные услуги, ответственность за доставку. В конце договора перевозки указываются адреса, а также реквизиты обеих сторон и ставятся подписи.

Договор перевозки грузов

Российские предприниматели, сталкиваясь с необходимостью грузоперевозки, все чаще отдают выбор в пользу частных фирм-грузоперевозчиков.
Такие фирмы специализируются на доставке грузов, предусматривая из своего опыта все возможные трудности перевозки.
Однако переложить на них хлопоты по доставке груза еще не означает переложить на них и ответственность за этот груз. Для этого заключается специальный договор грузоперевозки.

Как составить договор по перевозке груза? Стоит ли доверять стандартному договору груза? Какие мелочи стоит учесть? Давайте разберемся вместе.

Стандартный договор перевозки груза заключается между лицом, отправляющим груз, «Отправителем» и лицом, осуществляющим перевозку груза «Перевозчиком».
В таком договоре в обязательном порядке указываются следующие пункты: «предмет договора», «подача транспортных средств», «ответственность сторон», а также дополнительные положения.

В разделе «предмет договора» описывается сам предмет договора и сумму оплаты за него. Также в этом разделе необходимо описать стоимость груза. Если грузоперевозчик берет более высокую цену исходя из цены перевозимого товара, все же не стоит преуменьшать ее стоимость.
Иначе в случае порчи или утраты груза, вам будет возмещена только указанная в договоре стоимость груза.

В разделе «подача транспортных средств» отправитель и перевозчик договариваются о сроках и способах поставки груза. Здесь отправитель может выставить свои требования не только к срокам, но и к порядку перевозки.
Например, описать какими должны быть модели машин, которые могут перевозить груз.

Для случаев, когда порядок и сроки отправки груза были нарушены, существует раздел «ответственность сторон». В этом разделе лицу, заключающему договор с грузоперевозчиком, стоит отметить все возможные случаи наступления ответственности.
Чаще всего это бывает либо нарушение сроков поставки, либо порча или утрата груза. В этом разделе необходимо предусмотреть возможные штрафы за возникшие случаи. Также в этом разделе описывается порядок и сумма страховых выплат.

Кроме того, грузоперевозчик в этом же разделе отмечает ответственность отправителя за возможные задержки оплаты или недостоверную информацию о перевозимом грузе.
В качестве ответственности перевозчик может удерживать груз отправителя по времени вплоть до выполнения условий договора или решения суда.

Раздел «дополнительные положения» может и не содержатся в стандартном договоре. Однако вам он может потребоваться в нескольких случаях. Например, если вы перевозите предметы искусства или грузы, представляющие собой повышенную потенциальную опасность.
Либо, если хотите описать какие-то особые требования к перевозке груза, они тоже должны быть указаны в этом разделе договора. Обыкновенно к дополнительным условиям прибегают при перевозке живого или особо ценного груза.

Советуем не доверять стандартной форме договора перевозки груза, предоставляемой транспортной фирмой. Он может быть составлен для защиты их интересов. Покажите этот договор вашему юристу и обязательно включите в него нужные вам дополнительные условия.

Перевозка груза – особенности заключения договора

Любая хозяйственная операция требует документального оформления. Не является исключением и перевозка грузов, которая должна сопровождаться соответствующим договором. Порядок и условия заключения данного документа определены действующим законодательством.

Порядок заключения договора на грузоперевозки

Договор на перевозку груза может быть заключен с физическим лицом, которое берет на себя обязательства осуществить доставку вверенного груза. Данный договор заключается не только с собственником автомобиля, но и иным лицом, которое должно оказать услугу по перевозке груза. Владелец груза в данном договоре будет именоваться или «заказчиком», или «грузоотправителем». Второе наименование на практике используется в тех случаях, когда груз доставляется третьему лицу, именуемому «грузополучателем». Лицо, перевозящее груз, именуется – «исполнитель» или «перевозчик». Такое расхождение в наименовании сторон вызвано тем обстоятельством, что в отношении услуг грузоперевозок может быть заключен как договор грузоперевозки, так и договор возмездного оказания услуг. Но независимо от этого, порядок и содержания договоров остаются схожими.

Договор заключается в простой письменной форме до начала оказания услуг по перевозке. Заключению договора предшествует период согласования его условий сторонами. Достигнутые соглашения в полном объеме могут быть включены в текст договора, либо часть из них оформляется в виде приложений к нему. Например, в виде приложения может быть оформлен маршрутный лист.

Совет: существует множество типовых форм договора грузоперевозки, но лучше будет на основе типового договора разработать свой вариант, который будет максимально полно отражать особенности перевозки груза либо специфику оказания услуг грузоперевозки.

Содержание договора

В договоре на перевозку груза должно быть зафиксировано:

  • Наименование сторон;
  • Наименование груза, его количество и характеристики либо указание, что конкретный груз определяется по заявке;
  • Порядок и условия оплаты;
  • Условия по перевозке груза, а также маршрут – могут быть оформлены приложением к договору;
  • Сроки выполнения договора;
  • Ответственность сторон.

При необходимости стороны могут указать в договоре конкретные условия по перевозке, например, обозначить, что по заявкам заказчика исполнитель выполняет грузоперевозки на Газели.

В некоторых случаях стороны могут фиксировать факт передачи автомобиля специальным актом. В котором, в отличие от акта приема-передачи автомобиля, фиксируется не только марка и модель авто, но и возможность использовать его для перевозки конкретного груза. К примеру, заказчику необходимо доставить 5 тонн песка навалом, а перевозчик направил ему бортовую газель с грузоподъемностью в 2 тонны. В таком акте заказчик фиксирует, что ему предоставлен ненадлежащий транспорт, что дает возможность требовать с перевозчика неустойку.

В содержании договора необходимо определить и его вид: разовый или постоянный. В случае заключения разового договора перевозки груза в нем должны быть отражены все вопросы по оказанию данной услуги. Если же заключается постоянный договор, то он предполагает, что в период его действия исполнитель оказывает неограниченное число грузоперевозок. В таком случае договор должен содержать базовые условия оказания услуги: порядок расчетов, права и обязанности сторон, их ответственность, а конкретные соглашения по каждой перевозке должны определяться дополнительными соглашениями к договору или заявкой, форма которой утверждена договором.

Особенности отдельных договоров грузоперевозки

В последнее время многие перевозчики используют агентскую схему привлечения заказчиков. В большинстве случаев берется типовой образец агентского договора на оказание услуг по поиску клиентов, который предполагает практически полное отсутствие ответственности агента и перед перевозчиком, и перед грузоотправителем. В результате этого перевозчик может не получить оплату за свои услуги, а владелец груза – потерять его. Избежать этого можно, включив в договор грузоперевозки еще одну сторону – агента. В таком случае можно прописать его обязательства и ответственность перед каждой из сторон.

При оказании услуг грузоперевозки нередко возникает необходимость и в услугах по экспедированию груза, которые предусматривают организацию его погрузки-разгрузки, оформление перевозочных документов и т.д. Такую работу может выполнять сам перевозчик, но для этого необходимо заключить договор экспедирования или включить соответствующие положения в текст договора на перевозку груза. Например, при необходимости доставить груз в несколько точек целесообразно указать в договоре, что перевозчик осуществляет перевозку груза по установленному маршруту, а также осуществляет разгрузку в установленных точках с документальным оформлением передачи груза. Такой вариант используют многие компании, которые не имеют в штате экспедиторов или собственного транспортно-логистического подразделения. Часто это вызвано причинами экономии, так как отсутствие штатных сотрудников дает возможность минимизировать расходы, потому что нет необходимости платить налоги с заработной платы, выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении и т.д.

При заключении договора грузоперевозки необходимо учитывать и особенности владения транспортным средством собственно перевозчиком. Например, если автомобиль находится в лизинге, то имеет смыл запросить у перевозчика подтверждение факта отсутствия задолженности по лизинговым платежам, в противном случае есть вероятность, что лизинговая компания ограничит перевозчика в праве использования автомобиля, что не позволит ему исполнить условия договора. Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые приобретены перевозчиком в кредит. Особенно часто автокредит на подержанный автомобиль берут небольшие компании и частные лица, оказывающие услуги по перевозке груза. Кроме того, некоторые кредитные и лизинговые договоры содержат пункты, которыми запрещается сдача автомобиля в аренду в такси или его использование для оказания услуг коммерческих перевозок.

Если перевозчик использует автомобиль по договору аренды, то необходимо ознакомиться с данным договором, так как не исключена ситуация, что в нем содержится запрет на использование авто в коммерческих целях или иные ограничения, препятствующие нормальному исполнению договорных условий по грузоперевозкам.

Нередко грузовладелец страхует свой груз, в таком случае договор грузоперевозки должен учитывать условия страхования, иначе страховая компания может отказать в возмещении ущерба. Кстати, обязанность застраховать груз может быть включена в условия договора перевозки груза, причем эта обязанность может лежать на любой из сторон. Аналогично стороны могут решить вопрос и с охраной груза, указав в договоре, что перевозчик или заказчик должен обеспечить охрану груза во время перевозки.

Перевозка отдельных видов грузов предусматривает соблюдение определенных требований к лицам, её осуществляющим, к примеру, транспортировка ГСМ требует наличия у водителя специального допуска к перевозке данной категории грузов. В условия договора в таких случаях необходимо включить требование, что персонал перевозчика должен обладать необходимой разрешительной документацией. Лучшим вариантом является приложение копий нужных документов к договору грузоперевозки.

Сохраните статью в 2 клика:

Потребность в доставке различных грузов в предпринимательской деятельности существует всегда, и крайне важно, чтобы этот вопрос решался без лишних проблем. Правильно оформленный договор является гарантией того, что отношения между грузовладельцем и перевозчиком не доставят хлопот, а нужный груз прибудет к месту назначения в оговоренные сроки и в полной сохранности.

Договор перевозки

Договор перевозки грузов заключается между грузоотправителем и транспортной организацией, которая берет на себя обязательства перевозки груза. При этом грузоотправитель осуществляет передачу груза определенной транспортной компании, определив грузополучателя, которому предназначен доставляемый груз.

По условиям этого договора перевозчик, которому отправителем передан груз, должен доставить его по назначению и передать грузополучателю. При этом оплата стоимости перевозки выполняется отправителем груза.

Таким образом, договор можно определить как взаимный, поскольку перевозчик и грузоотправитель берут на себя взаимные обязательства, и возмездный, так как за свои услуги перевозчик получает вознаграждение.

Договор автомобильной перевозки входит в число реальных договоров и вступает в силу с момента передачи перевозчику груза.

В некоторых ситуациях образец договора перевозки может быть консенсуальным. Например в том случае, когда перевозчик берет на себя обязательства по предоставлению необходимого транспорта прежде чем груз будет передан. В частности консенсуальным считается договор фрахтования морских перевозок.

Отличительной чертой, которой обладает договор перевозки автомобильным транспортом, является публичный характер, для признания которого согласно статье 789 ГКРФ требуется соблюдение некоторых правила. В частности, грузы должны перевозиться транспортом так называемого общего пользования.

Коммерческая компания при подписании договора перевозки груза, который имеет публичный характер, не может делать выбор в пользу какого-то одного перевозчика, ущемляя при этом интересы других.

Транспортные документы. Стандартный комплект документации для перевозки груза. Договор перевозки груза, накладная, спецификация

При осуществлении транспортировки грузов на территории Российской Федерации необходимо иметь установленный пакет документов. Документы касаются как водителя, так и непосредственно груза. Необходимость наличия обширного списка документов можно объяснить тем, что грузоперевозка – особый вид взаимных отношений отправителя и получателя товаров, который требует документального подтверждения, регулируемого законодательством. В данной статье разберемся, что такое транспортные документы.

Что должен иметь водитель?

Для начала рассмотрим перечень документов, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе на всем протяжении осуществления грузоперевозки.

В данный пакет документов входят:

  1. Водительское удостоверение, подтверждающее наличие соответствующей квалификации у водителя, управляющего транспортным средством. Является основным видом документа не только для водителя, осуществляющего грузоперевозку, но и для абсолютно любого водителя.
  2. Паспорт, удостоверяющий личность водителя. Не является обязательным документом для грузоперевозчика, однако рекомендуется иметь его при себе. Но это не все транспортные документы водителя.
  3. Лицензия на перевозку определенного груза. Она необходима в том случае, если перевозка груза осуществляется на нестандартном, специализированном транспортном средстве или же груз является тяжелым и негабаритным. Данная лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации, копия ее должна быть заверена нотариально или же, в крайнем случае, содержать в себе подпись и печать работодателя. Она содержит в себе следующие данные: наименование организации, которой она была выдана; ОГРН и ИНН организации; место расположения лицензируемой деятельности; вид деятельности, разрешенной данной лицензией; сроки действия. А вот что такое транспортно-сопроводительные документы, рассмотрим ниже.
  4. Паспорт транспортного средства (ПТС). Обязателен к наличию, особенно если собственником транспортного средства является сам водитель.
  5. Доверенность на перевозку груза. Желательно иметь при себе несколько копий. Необходима в том случае, если водитель транспортного средства – наемное лицо.
Читайте так же:  Многодетные семьи льготы 2018 в ростовской области

Также стоит отметить, что желательно (но не обязательно) наличие полиса страхования (ОСАГО) транспортного средства (особенно при перевозке груза за рубеж) и копий трудовых договоров на водителя и экспедитора, если таковой имеется.

Какие еще транспортные документы бывают?

Дополнительные бумаги

Дополнительный пакет документов для водителя, рекомендованный к наличию при грузоперевозке, включает в себя:

  • Талон технического осмотра транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), подтверждающая действительность сделки, заключенной между отправителем, получателем и перевозчиком груза. Накладная состоит из двух частей, первая из которых отражает информацию о перевозимом товаре в каждом конкретном случае. Во второй части ТТН отражена информация об автотранспорте, задействованном в грузоперевозке, а также о маршруте движения и времени отбытия-прибытия. Что еще в обязательном порядке предполагают транспортные перевозки?
  • Путевой лист. Выдается бухгалтерией отправителя груза, если транспортировка осуществляется собственными силами; или бухгалтерией транспортной компании, привлеченной для осуществления грузоперевозки. Путевой лист содержит государственный регистрационный номер и тип транспортного средства; показания одометра до начала движения машины по маршруту; дату, когда водителем был пройден медицинский осмотр; период, в течение которого путевой лист действителен; а также информацию о предприятии, выдавшем его. Бумага заполняется диспетчером, медицинским работником и техником. Также путевой лист имеет отрывную часть (талон), который впоследствии возвращается к отправителю груза вместе со счетом.
  • Отгрузочная спецификация. Стандартизированный сопроводительный документ, используемый, как правило, при международных грузоперевозках. Отражает комплектность и качество перевозимого товара, причем с указанием всех видов товаров, входящих в партию, и места его расположения. Первый экземпляр хранится в таможенном органе, а два других сопровождают груз. По завершении транспортировки под контролем таможенного органа один из них изымается таможней по месту прибытия, а второй прилагается к грузовой декларации.
  • При транспортировке груза внутри страны аналогом спецификации может служить форма ТОРГ-10, заполняемая в двух экземплярах отправителем на стадии комплектации и упаковки груза. Один экземпляр предназначен для отправителя, а второй должен быть приложен к счет-фактуре и передан грузополучателю. При наличии тары, ее вес так же должен быть отражен в форме ТОРГ-10. Это наиболее известные транспортные документы.
  • Договор об оказании услуг по грузоперевозкам. Заключается между отправителем груза и транспортной компанией, если таковая привлекается к выполнению работ по транспортировке. Должен иметь подписи водителя или экспедитора, который оказывает сопровождение товара. Договор является документом, подтверждающим законность осуществляемой перевозки. К предъявлению допускаются также и копии договора, но обязательно заверенные оригинальными печатями предприятия.

Рассмотрим подробнее нюансы оформления соглашения.

Договор перевозки

Как уже было отмечено, соглашение заключается между грузоотправителем и лицом, осуществляющим лицензированную деятельность по грузоперевозкам. Третьей стороной можно считать грузополучателя, однако юридически он не является стороной договора и, поэтому, его подпись на договоре не требуется.

Главным условием данного договора является то, что он устанавливает полную ответственность грузоперевозчика как за своевременную доставку товара по согласованному маршруту, так и за правильную погрузку и выгрузку товара, его сохранность.

Законодательно договор перевозки груза регулируется следующими нормативными актами: гл. 40 и 40 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом №87 от 30 июня 2003 года, постановлением Правительства №554 от 8 сентября 2006 года, Уставом автотранспорта, а также Законом «О правилах и порядке осуществления международных перевозок» (Федеральный закон №127).

Договор в обязательном порядке должен отражать непосредственно сам предмет сделки (оказание услуг по перевозке груза), сроки исполнения доставки, стоимость оказываемых услуг, права и обязанности обеих сторон, иные аспекты, которые, по мнению сторон, могут иметь значение.

Копии к договору

При заключении к договору перевозки прикладываются копии следующих документов: 1. Со стороны исполнителя:

  • Учредительная документация организации.
  • Лицензия.
  • Документы, подтверждающие собственность транспортного средства (договор лизинга, аренды или ПТС).
  • Полный пакет документов на водителя.

2. Со стороны грузоотправителя:

  • Учредительная документация.
  • Пакет документов, подтверждающих право собственности на груз, безопасность груза, сертификаты его соответствия нормам и стандартам.

Опираясь на материал, изложенный выше, можно обратить внимание на то, что путевой лист практически дублирует товарно-транспортную накладную. Оба документа служат основанием для определения суммы транспортных затрат перевозчика груза и последующего расчета заработной платы водителя.

При возникновении необходимости в лицензии стоит учесть, что тогда водителю необходимо иметь при себе свидетельство о допуске и лицензионную карточку, а также договор перевозки груза.

Негабаритный груз

Транспортные перевозки негабаритного, опасного или сверх тяжело груза, осуществляются при наличии специального разрешения и пропуска. Последний выдается в отделении ГИБДД. Также понадобится документ, свидетельствующий о подготовке водителя к перевозке опасных грузов, сертификаты качества и безопасности на груз и его упаковку, аварийная карточка системы информации об опасности, список контактов ответственных лиц, отделений ГИБДД по всему маршруту следования, а также специального образца путевой лист с пометкой о перевозке опасных грузов.

Сложные погодные условия

Также стоит знать, что необходимо согласовывать маршрут следования транспортного средства с грузом в том случае, если перевозка происходит в сложных погодных условиях (горный ландшафт, гололедица, туман). При перевозке тяжеловесных грузов придется оплатить государственную пошлину, которая позволит следовать по дорогам общего пользования.

Если водитель, осуществляющий транспортировку груза, будет иметь при себе все необходимые виды транспортных документов, приведенные выше, то беспокойств за грузоперевозку возникать не должно, так как она полностью отвечает требованиям законодательства, и даже остановка автотранспортного средства сотрудниками дорожно-патрульной службы не повлечет за собой каких-либо неприятных последствий.

Документы на груз

Наравне с пакетом документов для водителя немаловажным фактором является наличие сопроводительной документации на транспортируемый груз.

Как правило, при грузоперевозке необходимо иметь при себе только сертификат, который подтверждает надлежащее качество груза. Получить данный сертификат водитель обязан у отправителя груза.

Если в состав груза входит товар с короткими сроками хранения, относимый к специфическим видам груза (как например мясо, рыба или другие продукты питания), то обязательным является и наличие соответствующего пакета документов на товар. Примером может служить температурная книжка и сопроводительный листок, в которые внесена информация о температурных показаниях рефрижератора в течение всего времени перевозки груза.

Что еще входит в стандартный комплект документации?

Грузоперевозка абсолютно любых видов продуктов питания обязательно производится при наличии санитарного паспорта. Наличие ветеринарного паспорта обязательно при транспортировке животных, как диких, так и домашних.

Основной сопроводительный документ при грузоперевозке – товарно-транспортная накладная, конкретно – вторая часть ТТН, в которой отображена информация о перевозимом грузе, в том числе о том, кто грузоотправитель и грузополучатель, данные о товаре, тип сделки – продажа или покупка товара, или иное. Абсолютно все графы товарно-транспортной накладной обязательны к заполнению разборчивым и легко читаем почерком, в случае отсутствия той или иной информации должны стоять прочерки.

Особенности оформления ТТН

Необходимо оформлять товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах. Первый экземпляр – для отправителя груза (подтверждение списания груза со склада), второй предназначен для грузополучателя, остальные два принимаются к учету в бухгалтерии транспортной компании, осуществившей грузоперевозку. Все экземпляры товарно-транспортных накладных должны быть заверены печатями и подписями отправителя груза и водителя.

В случае если грузоотправитель осуществляет доставку груза собственными силами, без привлечения транспортной компании, то достаточным будет оформление простой накладной, прилагаемой к товару. Аналогично, при закупке и перевозке товара непосредственно самим покупателем, оформление товарно-транспортной накладной необязательно. Достаточным подтверждением может являться также обычная накладная на груз, подтверждающая факт купли-продажи.

В случае если получателей товара несколько, то накладная должна быть выписана отдельно на каждого человека и на каждую отдельную партию товара. Именно эта накладная является основанием для списания и принятия товара на складе получателя.

Недочеты в документации

Перевозчик вправе отказать в перевозке груза, если им были обнаружены какие-либо недочеты в оформлении сопроводительной документации, нарушение целостности упаковки груза или иные дефекты товара. Обнаруженные нарушения должны быть задокументированы и отражены в отдельном документе, называемом актом разногласий. Акт фиксирует сам факт разногласий между отправителем груза и транспортной компанией и направлен на защиту прав водителя, так как в случае отказа получателя принять груз по тем или иным причинам, произойдет срыв транспортировки. В данном случае вина полностью возлагается на транспортную компанию и водителя.

Транспортировка груза, как по территории Российской Федерации, так и по территории любого другого государства – процедура довольно сложная и имеющая множество нюансов. Если не учесть всю необходимую информацию, можно существенно усложнить процесс. Ведь отсутствие даже одного-двух необходимых документов с любой стороны (отправителя или перевозчика) может повлечь за собой штраф на автотранспортное средство, а получатель груза, в свою очередь, имеет полное право отказать в приемке товара.

Международные транспортные документы

При международных перевозках требуются:

  • Коносамент. Требуется для перевозки груза по морю.
  • CMR накладная – для международной перевозки на автотранспорте.
  • Товарно-транспортная накладная – нужна для перевозки груза сторонней организацией.
  • Карнет TIR – для упрощенного досмотра на таможне.
  • Карнет АТА. Является международным таможенным документом. Заменяет таможенную декларацию, с ним не нужно платить пошлину.

Залог успешной грузоперевозки – своевременное и точное оформление всей необходимой сопроводительной документации. Этот немаловажный фактор позволит избежать неприятных неожиданностей в пути, ошибок, непредвиденных расходов; позволит сохранить партнерские отношения с заказчиками и хорошую репутацию в будущем. Мы рассмотрели перечень транспортных документов.

§ 2. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (п.

Поскольку в приведенном определении говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз, ясно, что в ст. 785 ГК договор перевозки груза конструируется как реальный. В большинстве случаев он действительно заключается в момент сдачи-приемки груза и выдачи документа (транспортной накладной, коносамента, квитанции и т.п.) о приеме этого груза. Между тем на водном и воздушном транспорте договор фрахтования (чартер) может быть заключен для перевозки груза или пассажира на определенных условиях. В этом случае он, как будет показано далее, есть не что иное, как консенсуальный договор перевозки груза. Для возникновения прав и обязанностей сторон по такому договору достаточно совпадения их волеизъявлений.

Если в большинстве случаев договор перевозки груза должен быть признан реальным, то возникает вопрос об основаниях возникновения обязанностей сторон, предшествующих в реальном договоре сдаче груза отправителем и его принятию перевозчиком (обязанность по предъявлению груза к перевозке, подаче транспортных средств под груз). При реальном характере договора перевозки груза такие обязанности возникают из принятой перевозчиком от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок (ст. 791 ГК). В консенсуальном договоре они предусмотрены в самом договоре перевозки.

Подача заявки (оферта) и ее принятие (акцепт) вызывают возникновение двустороннего консенсуального гражданско-правового обязательства . Такое обязательство должно быть квалифицировано как двусторонний договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств. Он не сливается с договором перевозки груза, но предшествует ему. Исполнение обязанностей по этому договору вызывает возникновение договора перевозки груза.

См.: Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 65.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК). Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.

Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.

Как правило, такой формой служат два или даже три документа — транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчикам на ее основании квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ), грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная и оформляемые на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ), товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). На морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов — погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора — перевозчика (ст. 142 КТМ).

При линейных перевозках содержание договора предопределено условиями работы данной линии. Линейные суда работают по расписанию с заходом в определенные (базисные) порты, их услуги оплачиваются существующими на линии тарифами.

Нельзя согласиться со встречающимися в транспортных уставах и кодексах утверждениями, что накладные и выданные на их основании квитанции лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно следует ошибочный вывод, что само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом же деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в накладной, погрузочном ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.

Договор фрахтования морского или речного либо воздушного судна для перевозки груза оформляется с помощью двустороннего документа — чартера. Чартер в большинстве случаев составляется с использованием одной из существующих проформ (стандартных форм) этого договора.

Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания. Как правило, практически доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств — телеграмм, телексов, радиограмм, квитанций и т.п.

Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны — отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. (На железнодорожном транспорте с введением в действие УЖТ перевозчиком может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.)

Читайте так же:  Как оформить увольнение в 1с

По договору фрахтования транспортное средство может быть зафрахтовано или отправителем (груз приобретен на условиях СИФ или КАФ), или получателем (груз приобретен на условиях ФОБ или ФАС).

Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности. Соответствующие положения о лицензировании были утверждены: на железнодорожном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383; на морском транспорте — Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 ; на автомобильном — Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402 ; на воздушном — Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 .

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590.

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2306.

СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 622.

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также получатель; его нельзя признать стороной договора, так как он не участвовал в его заключении .

Как показано ранее, при определенных условиях исключение может составлять только договор фрахтования (чартер).

В российской правовой науке преобладает мнение о том, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой такое третье лицо.

2. В связи с проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте в УЖТ и Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» очерчены контуры концептуально новой системы его организации. Ранее единая деятельность железнодорожного транспорта была разделена на два процесса: 1) деятельность железнодорожного перевозчика по перемещению груза, пассажира, багажа, грузобагажа в пункт назначения ; 2) оказание услуг владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта по ее использованию.

См.: План первоочередных мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 — 2002 годы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366.

Во избежание повторений о новой системе организации деятельности железнодорожного транспорта сказано применительно ко всем разновидностям перевозки — перевозке груза, пассажира и багажа, грузобагажа.

Инфраструктура понимается как технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 УЖТ, ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Вследствие такого разделения круг субъектов на рынке железнодорожных перевозок расширился. Теперь это перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (оператор железнодорожного подвижного состава), пользователь услуг железнодорожного транспорта (грузоотправитель, пассажир). Каждый из двух указанных процессов деятельности железнодорожного транспорта будет опосредоваться своим договором: договором железнодорожной перевозки груза, пассажира, багажа, грузобагажа и договором оказания услуг по использованию инфраструктуры. Договор железнодорожной перевозки груза, в отличие от перевозки пассажира и багажа, является реальным. О его правовой природе как договоре об оказании услуги по перевозке сказано ранее. Договор же оказания услуг по использованию инфраструктуры имеет консенсуальный характер. Он сочетает элементы аренды имущества (инфраструктуры) и оказания услуг по использованию инфраструктуры ее владельцем для обеспечения перевозки.

3. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

В транспортных уставах и кодексах порядок установления сроков доставки груза определен по-разному. Так, согласно ст. 33 УЖТ «сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов».

На морском транспорте перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон; при отсутствии соглашения сторон — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).

В соответствии со ст. 76 КВВТ в случаях внутренней водной перевозки сроки доставки груза и правила их исчисления определяются правилами перевозок грузов.

Сроки доставки груза воздушным транспортом определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).

При автомобильных перевозках сроки доставки груза установлены только для перевозок груза в междугороднем сообщении. Они устанавливаются Правилами перевозки груза автомобильным транспортом (п. 69 УАТ).

За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа (пени), размер которого зависит от длительности просрочки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате (минимальному размеру оплаты труда — ст. 120 ВК). Взыскание штрафа (пени) возможно при наличии вины перевозчика, но при этом его вина в допущенной просрочке предполагается.

4. Договор перевозки груза относится к категории возмездных. За оказываемую ему услугу по транспортировке груза и связанные с ней работы отправитель (фрахтователь) обязан уплатить перевозчику провозную плату. Ее размер определяется соглашением сторон договора, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Тарифы — системы зафиксированных в нормативном порядке цен на перевозку грузов, пассажиров и багажа и дополнительных сборов за выполнение операций, связанных с такими перевозками.

На железнодорожном транспорте тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). В КВВТ (п. 1 ст. 6) содержится указание на то, что порядок установления тарифов, а также правила их применения определяются Правительством РФ; в соответствии с п. 100 УАТ тарифы утверждаются Правительством РФ.

Применение обязательных тарифов обеспечивает распространение одинаковых цен на всех потребителей услуг транспорта общего пользования (ст. 790 ГК), что характерно для публичного договора (ст. 426 ГК).

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

По общему правилу причитающиеся перевозчику плата за перевозку груза и все прочие платежи должны быть уплачены отправителем (фрахтователем) при сдаче груза к перевозке. Однако в случаях, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в частности издаваемыми на отдельных видах транспорта правилами перевозки грузов, допускается перевод платежей на получателя.

Перевозчику в обеспечение исполнения обязанности его контрагента по внесению провозной платы и других платежей по перевозке груза предоставлено право удержания переданного ему груза, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Удержание груза перевозчиком представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 359 ГК). Требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК).

5. Характеризуя ответственность субъектов, которым предстоит участвовать в перевозке груза, следует напомнить об обязанности перевозчика по подаче транспортных средств (вагонов, контейнеров, морских или речных судов, автомашин и т.п.) к обусловленному сроку в место погрузки и предъявлению отправителем к тому же сроку груза к перевозке. Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель — за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность (п. 1 ст. 794 ГК).

Основания этой ответственности установлены в транспортных уставах и кодексах (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ) или в Положениях об ответственности за невыполнение плана перевозок. Исключение составляет лишь ВК, в котором нет правил о такой ответственности.

Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.

Рассматриваемая ответственность представляет собой предусмотренное в нормативном порядке отступление от принципа вины. Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие («замкнутые») перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное количество (ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ, Положение об ответственности за невыполнение плана перевозок, действующее на морском транспорте) либо в определенной части минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или каждый контейнер (ст. 94 УЖТ). Этот размер регулярно пересматривается (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 433) . С неисправного участника экспортной перевозки взыскиваются установленные штрафы.

СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1762.

В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. 793, 794 ГК обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.

Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, представляет собой только право отправителя, но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).

В этой связи нужно признать нуждающуюся в пересмотре арбитражную практику, сложившуюся в соответствии с инструктивными указаниями Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге» . В соответствии с этими указаниями грузоотправитель обязан был отказаться от погрузки в вагон или контейнер, который по техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивал сохранность груза. В случае же принятия такого подвижного состава грузоотправитель нес ответственность за происшедшую несохранность груза.

Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983. С. 212.

Ныне в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. N 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» проведено четкое разграничение между технической неисправностью вагона, контейнера и его коммерческой непригодностью.

ВВАС РФ. 1999. N 1. С. 11 — 17.

Ответственность за несохранность груза, допущенную из-за технической неисправности транспортного средства, должен нести перевозчик (п. 7 Постановления Пленума N 18). Если несохранность груза произошла вследствие коммерческой непригодности вагона (контейнера), от погрузки в который отправитель не отказался, перевозчик может быть освобожден от ответственности. В этом случае отправитель подлежит освобождению от ответственности, если докажет вину перевозчика в несохранности груза (п. 8 Постановления Пленума).

6. После подачи транспортных средств и предъявления груза отношения сторон вступают в следующую фазу — погрузка, размещение, укладка (разравнивание) груза. Обязанности погрузки (выгрузки) груза распределяются между перевозчиком и грузовладельцем в соответствии с условиями договора, если иное не установлено транспортными уставами и кодексами и правилами перевозки груза на отдельных видах транспорта. Для погрузки (выгрузки) груза отправителем (получателем) установлены нормы погрузоразгрузочных работ (количество груза на единицу времени) или сроки выполнения работ в часах либо днях. Нормы погрузки-выгрузки или сроки могут быть предусмотрены договором, если не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Особенно детально регламентированы отношения перевозчика и грузовладельца, связанные со сроками погрузки-выгрузки и ответственностью за их несоблюдение, на морском транспорте. Они определяются соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения применяются сроки, обычно принятые в портах погрузки-выгрузки. Такого рода обычаи кодифицируются и издаются в виде свода обычаев соответствующего порта.

На морском транспорте по окончании срока, в течение которого груз должен быть погружен-выгружен, называемого сталийным временем (сталией), начинается дополнительное время ожидания (контрсталийное время). За время ожидания судном окончания погрузки-выгрузки в течение контрсталии выплачивается специальная неустойка (демередж). Если же грузовые операции закончены досрочно (до истечения сталийного времени), грузовладелец имеет право на получение от перевозчика вознаграждения (диспача). Размер демереджа и диспача определяется договором или ставками, обычно принятыми в соответствующем порту (ст. 130 — 133 КТМ).

При превышении контрсталийного времени судно переходит на сверхконтрсталию (детеншен). Задержка судна в течение детеншена влечет за собой обязанность грузовладельца по возмещению перевозчику всех вызванных этим убытков.

Если погрузка (выгрузка) груза входит в обязанности перевозчика, время, затраченное на грузовые операции, включается в срок доставки груза. Следовательно, ответственность за просрочку таких операций возможна, когда просрочка приводит к несоблюдению срока доставки груза.

Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику. Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.

7. Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в обеспечении сохранности вверенного ему груза. Устанавливая ответственность за нарушение этой обязанности, ГК (ст. 796) прежде всего называет виды такой несохранности — утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Под утратой понимаются все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам (гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицу и т.п.). Недостача груза представляет любую частичную его утрату (сохранившаяся часть груза передается получателю). Повреждение — не что иное, как нарушение целостности предметов, составляющих груз. Порча понимается как изменение свойств груза, ведущее к его полному или частичному обесценению.

ГК определяет период ответственности перевозчика. Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.

ГК устанавливает и основания ответственности перевозчика. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта формулировка означает, что ответственность перевозчика основана на принципе вины. Примерно так же сформулированы основания ответственности перевозчика в транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, п. 1 ст. 117 КВВТ, ст. 118 ВК, п. 132 УАТ). В ст. 166 КТМ прямо указывается на отсутствие вины перевозчика, его работников или агентов.

Читайте так же:  Лицензия для продажи пива купить

Процесс установления отсутствия вины перевозчика предполагает прежде всего выявление того конкретного события или явления, которое вызвало несохранность груза. Ссылки на проявление перевозчиком должной заботливости о грузе вообще, т.е. вне связи с конкретными обстоятельствами, вызвавшими ущерб, недостаточны.

В транспортные уставы и кодексы (за исключением ВК) включены перечни обстоятельств, которые наиболее часто с учетом специфики деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ). Эти перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем выделяются наиболее часто встречающиеся и тем самым устанавливаются известные ориентиры для определения направления исследования фактов.

Помимо выявления конкретного обстоятельства, вызвавшего несохранность груза, нужно убедиться и в том, что между этим фактическим обстоятельством (событием, явлением) и наступившим результатом существует необходимая причинная связь.

Третьей предпосылкой освобождения перевозчика от ответственности служит проявленная им должная заботливость о грузе в связи с действием конкретной причины, способной вызвать несохранность груза. О такой заботливости можно говорить, во-первых, при полной непричастности перевозчика к возникновению вредных обстоятельств; во-вторых, при принятии им всех разумных мер по предотвращению их действия или устранению последствий.

Следует отметить одну важную особенность построения ответственности перевозчика за несохранность груза при морских перевозках в заграничном сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка — вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.

Согласно ст. 167 КТМ перевозчик не отвечает за несохранность груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что его утрата, недостача или повреждение произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

Это положение известно как правило о навигационной ошибке. Навигационная ошибка указанных лиц — проявление вины работников морского перевозчика. Поскольку же перевозчик отвечает за действия и упущения своих работников как за собственные, законодатель, освобождая его от ответственности за навигационную ошибку, тем самым освобождает перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный по его вине. Перспективы сохранения в российском праве правила о навигационной ошибке всецело зависят от судьбы этого правила в мировом торговом мореплавании. Отказ от применения этого правила в международной практике морского судоходства сделает его ненужным и в российском праве.

В ст. 796 ГК закреплен определенный подход к распределению между перевозчиком и грузовладельцем обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза. ГК указывает, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, в ГК установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем самым освободиться от ответственности за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним из конкретных природных событий или общественных явлений; между этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.

В качестве общего правила распределения обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза транспортные уставы и кодексы придерживаются такого же принципа (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ, ст. 118 ВК).

Но, признавая правильность такого подхода в качестве общего правила, транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК, установили из него ряд существенных изъятий. В каждом из них (кроме ВК) названы обстоятельства, при которых бремя доказывания вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Так, согласно ст. 118 УЖТ такая обязанность лежит на грузовладельце в семи случаях (прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами и т.д.).

В других транспортных уставах и кодексах предусмотрено возложение на грузовладельца указанной обязанности в случаях доставки груза в место назначения в исправных транспортных средствах за исправными пломбами отправителя, в исправной таре (ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ), перевозки груза в сопровождении представителя отправителя или получателя (ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ), недостачи груза в пределах норм естественной убыли (ст. 118 КВВТ, п. 133 УАТ).

Применение указанных норм на практике подчас ставило грузовладельца в весьма затруднительное положение, так как он оказывался не в состоянии доказать вину перевозчика. С другой стороны, последний при указанных обстоятельствах попадал в условия полной безнаказанности за допущенную несохранность груза.

Нужно признать, что с введением в действие части второй ГК названные нормы полностью утратили силу. В ст. 796 ГК установлена презумпция виновности перевозчика, а каких-либо изъятий из этого положения в ГК не предусмотрено . Помимо того, согласно п. 2 ст. 401 ГК при нарушении обязательства отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следует согласиться с мнением, ранее высказанным по этому поводу в правовой литературе (см.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 409. См. также: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. М., 1997. С. 367).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» также указал, что в предусмотренных в ст. 109 ТУЖД случаях железная дорога освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждения (порчу) груза при перевозке, «если они произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело» (п. 21) .

См.: ВВАС РФ. 1999. N 1. С. 16.

Еще более четко выражен подобный подход в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1999 г. по иску АОО «Магаданметаллоторг» к АОО «Сахалинское морское пароходство», управлению Дальневосточной железной дороги, АОО «Челябинский трубопрокатный завод». Отменяя решение нижестоящих арбитражных судов об отказе в иске к перевозчику ввиду непредставления грузовладельцем доказательств вины перевозчика в недостаче груза, Президиум указал: суд не учел, что УЖТ применялся с учетом норм гл. 40 ГК, и решение следовало принимать исходя из положений ст. 796 ГК .

См.: ВВАС РФ. 1999. N 5. С. 58 — 59.

Обязанность представить доказательства вины грузовладельца и возложение невыгодных последствий такого непредставления на перевозчика (железную дорогу) выражены и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 1995 г. по делу N 12/14 .

См.: ВВАС РФ. 1995. N 12. С. 27 — 28.

В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК). Понесенный при перевозке груза ущерб возмещается в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения или порчи груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК).

Стоимость утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза определяется по цене, указанной в счете продавца, или по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, поставки товара. Если счет продавца отсутствует или в договоре не указана цена товара, следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. При возникновении спора между сторонами вопрос о стоимости груза должен быть разрешен судом, который вправе назначить по делу соответствующую экспертизу.

Поскольку при необеспечении сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.

ГК дифференцированно оценивает доказательственную силу документов, удостоверяющих факт несохранности груза и ее причины. При этом предпочтение отдается коммерческим актам, актам общей формы и другим документам, составленным с участием представителей как перевозчика, так и грузовладельца (отправителя или получателя). Если же какой-либо из этих документов составлен перевозчиком в одностороннем порядке, ему не может быть отдано предпочтение перед любыми другими письменными доказательствами. Он оценивается наряду с любыми другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя или получателя (п. 4 ст. 796 ГК).

8. После доставки груза в пункт назначения перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза (ст. 34 УЖТ, п. 1 ст. 111 ВК, условия стандартных проформ рейсовых чартеров). Получатель должен принять прибывший в его адрес груз и вывезти его с территории железнодорожной станции, аэропорта, морского или речного порта, пристани в установленные сроки. В течение времени, определенного в договоре или в правилах перевозки груза транспортом соответствующего вида, перевозчик обязан бесплатно хранить груз. По окончании соответствующего срока за хранение груза взыскивается отдельная плата.

При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за его хранение подлежит увеличению в несколько раз (ст. 43 УЖТ). Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока хранения, он может быть реализован в установленном порядке (ст. 35 УЖТ, ст. 112 ВК).

Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей накладной или коносаменте. Только после этого договор перевозки груза может считаться прекращенным ввиду исполнения.

9. ГК сохранил для отправителя или получателя груза обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Под претензией понимается письменное обращение к перевозчику с требованием о возмещении ущерба, вызванного несохранностью груза, об уплате штрафа в связи с неподачей транспортных средств и т.п. Порядок предъявления претензии по-прежнему регулируется правилами транспортных уставов и кодексов (п. 1 ст. 797 ГК).

Что же касается сроков предъявления претензии к перевозчику, то такие сроки в ГК не установлены. Более того, срок предъявления претензии выходит за пределы понятия порядка предъявления претензии (п. 1 ст. 797 ГК). Поэтому следует признать, что ГК не дает транспортным уставам и кодексам права установления подобных сроков. Следовательно, соответствующие правила в ныне действующих транспортных уставах и кодексах о сроках предъявления претензии к перевозчику (ст. 123 УЖТ — шесть месяцев; п. 163 УАТ — шесть месяцев; претензии об уплате штрафов и пеней — ст. 123 УЖТ — 45 дней, ст. 126 ВК — шесть месяцев) не отвечают ГК и потому не имеют юридической силы.

Таким образом, претензия может быть предъявлена в пределах годичного срока исковой давности (ст. 406 КТМ).

Право на предъявление иска к перевозчику возникает только при полном или частичном отказе удовлетворить претензию или неполучении от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. ГК установил новый срок исковой давности в один год по всем требованиям, вытекающим из перевозки груза. Течение годичного срока начинается с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). Он понимается как момент полного или частичного отклонения претензии перевозчиком или окончания тридцатидневного срока, в течение которого перевозчиком не дан ответ на претензию.

В отличие от требований к перевозчику, вытекающих из перевозки груза, по искам перевозчика к грузовладельцам обязательный претензионный порядок не установлен. Следовательно, с иском такого рода перевозчик вправе обратиться непосредственно в суд или арбитражный суд. На иски перевозчика к грузовладельцам, вытекающие из перевозки груза, распространяется годичный срок исковой давности, установленный в п. 3 ст. 797 ГК.

10. От договора перевозки груза (ст. 785 ГК) принципиально отличается договор об организации перевозок (ст. 798 ГК). Последний может быть заключен перевозчиком и грузовладельцем при наличии между ними устойчивых связей, обусловленных систематическими перевозками грузов в течение более или менее длительного периода.

Договоры об организации перевозок (на практике их именуют долгосрочными, годовыми, навигационными, «генеральными») могут быть заключены на время навигации, на год или на больший срок. В таком договоре в первую очередь устанавливаются общие для всех предстоящих разовых отправок грузов условия организации перевозок. Эти условия могут вытекать из особенностей конкретной обстановки, в которой осуществляются перевозки, или определяться особенностями перевозимых грузов.

В нем могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств (акцептование перевозчиком заявок или заказов отправителя, сроки подачи таких заявок или заказов), порядок расчетов между сторонами и другие условия организации перевозки. Но в договоре об организации перевозок не определяются количество груза, который должен быть перевезен в результате одноразовой отправки, сроки подачи транспортных средств и предъявления груза для каждой отправки, размер платы за конкретную перевозку груза и т.д. В нем могут быть определены лишь общие объемы груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода (навигации, года, трех или пяти лет и т.п.), и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода.

Основанием ответственности сторон за неосуществление разовой перевозки в каждом случае будет служить конкретный договор перевозки груза. Подобная ответственность наступает для сторон безотносительно к тому, был ли ими заключен договор об организации перевозок. Таким образом, этот договор представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку, не совпадающую по значению и правовым последствиям с договором о конкретной перевозке груза.